Ссылки для упрощенного доступа

Казань, а не Москва как "культовая столица" России


Обозреватель "Idel.Реалии" Харун Сидоров рассуждает о том, почему крестный ход в Казани разрешили, а празднование Курбан-байрама в мечетях столицы Татарстана проходит с ограничениями. И не только...

В ковидных реалиях в столице Татарстана православные мероприятия могут пройти даже пышнее, чем мусульманские

Крестный ход с иконой "Божьей матери" с последующим освящением одноименного воссозданного собора в этом году пройдут в Казани практически одновременно с одним из двух больших мусульманских праздников — Курбан-байрамом.

Об отношении казанских властей не только к мусульманскому, но и к православному торжеству можно судить по информации об их проведении, опубликованной в официальных и городских СМИ. В частности, ради проведения крестного хода будут перекрыты многие центральные городские улицы, отменено на это время движение общественного транспорта по соответствующим маршрутам.

При этом, если на праздничных молитвах в городских мечетях одновременно сможет находиться не более 100 человек, то об аналогичных ограничениях в отношении православных торжественных мероприятий не сообщается. Таким образом, в ковидных реалиях в столице Татарстана они могут пройти даже пышнее, чем мусульманские.

Такое отношение в целом соответствует политике городских властей Казани и республиканских властей Татарстана в сфере межконфессиональных отношений. Так, в доковидный период с 2016 по 2018 года в Татарстане было построено 45 мечетей и 39 церквей, что в целом соответствует соотношению условно мусульманского и православного населения, и явно в пользу последнего, если учесть количество прихожан среди того и другого.

За последние 10 лет в Москве были построены 99 новых церквей и… ни одной новой мечети

На этом фоне кричащей является разница в отношении к двум традиционным конфессиям у московских властей. Так, за последние 10 лет в Москве были построены 99 новых церквей и… ни одной новой мечети. И это осознанная установка городских властей, сформулированная мэром Москвы Сергеем Собяниным, заявившим в 2015 году, что "для тех мусульман, что живут в Москве, мечетей у нас предостаточно", подчеркнув, что не будет создавать "дополнительные возможности для религиозных праздников" для мусульман-мигрантов.

Причем, во многом позиция московского мэра определяется давлением кругов, непосредственно связанных с РПЦ. В частности, фронтменом кампании против строительства мечети в Текстильщиках, периодически доказывающим, что новые мечети Москве не нужны, был Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, являющегося общественным крылом РПЦ. Логика у таких кругов, которые считают, что в Казани и Татарстане православные церкви строить надо, а мечети в Москве нет, незамысловата: в первой — православные местные, а во второй — большинство мусульман приезжие, а местным мечетей хватает.

На праздничные молитвы в пяти московских мечетях и тысяче действующих московских церквей собирается примерно одинаковое количество молящихся

Но местным мусульманам в Москве не может хватать мечетей, если их посещают как местные, так и приезжие мусульмане, в результате чего во время пятничных и праздничных молитв они заполняются до предела и людям приходится молиться на улице. И никакого административного решения у этой проблемы не может быть, так как статус мечети как Божьего дома не позволяет пускать или не пускать в нее по регистрации или гражданству. Если же учесть, что на праздничные молитвы в пяти московских мечетях и порядка тысячи действующих московских церквей собирается примерно одинаковое количество молящихся, то можно себе представить, насколько "предостаточно" мечетей для московских мусульман.

При этом надо понимать, что количество приезжих мусульман в Москве зависит от московских властей, а никак не от коренных московских мусульман, которых они заставляют расплачиваться за последствия своей миграционной политики.

Мусульмане-мигранты в Москве заняты в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, торговле, сфере услуг и других жизненно важных для города сферах. И они явно присутствуют в них с ведома московских властей, которые таким образом создают сверхнагрузку на те несколько мечетей, что были построены в принципиально иных демографических условиях.

Власти западных мегаполисов с крупными мусульманскими общинами, почти полностью приезжими, понимают, что их потребности в мечетях и молитвенных домах необходимо удовлетворять хотя бы в минимальном объеме. Поэтому в Париже существуют свыше 60 молитвенных центров для мусульман, включая примерно 20 мечетей, в Берлине — свыше 80 молитвенных центров, включая примерно 30 мечетей, в Лондоне — свыше 400 молитвенных центров и свыше 30 мечетей. В Москве, еще раз, мечетей только 5 и от силы дюжина молитвенных центров.

А как это по российской пропаганде?

А как это по российской пропаганде?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Впрочем, если говорить об отношении к приезжим мусульманам, то возникает вопрос, а кого собственно таковыми считать? Немалую часть из них составляют российские граждане, коренные жители республик РФ, для которых Москва является их столицей. И если этот город отказывается удовлетворять их потребности в храмах, может быть выбрать в качестве столицы страны тот город, в котором органично и сбалансировано удовлетворяются потребности в культовых центрах как для православных, так и для мусульман?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG