Ссылки для упрощенного доступа

Более 150 НКО и СМИ потребовали отменить законы об "иноагентах"


Иностранный агент, иллюстративное фото

Подписавшие заявление считают, что и само законодательство, и правоприменительная практика служат целям государственного давления на СМИ и гражданское общество.

Редакции российских СМИ, некоммерческие организации и различные общественные инициативы опубликовали петицию с требованием отменить законодательство о так называемых иностранных агентах.

Петиция опубликована во вторник на сайте Change.org, а также во многих подписавших её СМИ. На момент публикации её подписали около 150 организаций. Теперь она открыта для подписи гражданами.

Как говорится в документе, адресованном Госдуме, Совету Федерации и уполномоченному по правам человека, только с начала 2021 года Минюст России внес в реестры так называемых иностранных агентов 6 СМИ, 20 журналистов и 7 НКО. За предыдушие годы "иноагентами" были признаны ещё более 200 организаций и частных лиц. Подписавшие заявление считают, что и само законодательство, и правоприменительная практика служат целям государственного давления на СМИ и гражданское общество.

В петиции перечисляются проблемы, с которыми сталкиваются включёнными в список "иноагентов" — "многие организации вынуждены прекратить работу и ликвидироваться. Остальные находятся под постоянным риском проверок и принудительной ликвидации. Правила постоянно ужесточаются и сформулированы так, что полностью соответствовать им в принципе невозможно". Авторы также опасаются, что список "иноагентов" будет пополняться просветителями, благотворителями, культурными институциями. В документе содержится призыв к полной отмене законодательства об "иноагентах".

Ранее главные редакторы ряда СМИ, включая "Новую газету" и "Эхо Москвы" призвали скорректировать это законодательство. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков этого не исключил. Власти, однако, и ранее говорили о возможности корректировки — однако законодательство лишь ужесточалось.

Петицию подписали как внесённые, так и не внесённые в различные реестры "иноагентов" организации. Среди них:

Благотворительный фонд "AdVita", благотворительный фонд "Антон тут рядом", ЛГБТ-кинофестиваль "Бок о Бок", Вольное историческое общество, "Диссернет", Комитет "Гражданское содействие"*, Комитет против пыток, Правозащитный центр "Мемориал"*, Московская Хельсинкская Группа, Фонд "Подари жизнь", Сахаровский центр*, издания Baza, "Бумага", "Важные истории"*, Wonderzine, Телеканал "Дождь"*, Медиазона, Медуза*, ОВД-Инфо, Радио "Эхо Москвы" и другие.

  • Движение "Голос", следящее за выборами, признали иностранным агентом 18 августа. "Голос" попал в новый реестр иностранных агентов, которые не имеют юридического лица.
  • 15 июля Генпрокуратура признала "нежелательной организацией" издание "Проект", а 8 журналистов — "иностранными агентами".
  • В конце апреля Минюст внес издание "Медуза" в реестр иностранных агентов. Редакция СМИ сообщала, что это ставит под угрозу ее работу и объявила сбор средств, так как рекламодатели отказались сотрудничать с изданием. В реестр также внесли "Первое антикоррупционное СМИ".
  • Издание VTimes, которое также было признано "иноагентом", закрылось через несколько недель после получения этого статуса.
  • Впервые Министерство юстиции РФ включило ​пять человек в реестр "иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента" в конце декабря 2020 года. В список попали правозащитник Лев Пономарёв, активистка Дарья Апахончич, главный редактор "Псковской губернии" Денис Камалягин, сотрудничающие с Радио Свобода журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов.
  • В январе-мае 2021 года Роскомнадзор составил и направил в суд несколько сотен протоколов о нарушении РСЕ/РС вступившего в силу минувшей осенью приказа Роскомнадзора о жестких правилах маркировки публикаций. ООО "РСЕ/РС" обжалует все без исключения принятые против него судебные решения, однако апелляции неизменно оставляются без удовлетворения Тверским районным судом.
  • Медиакорпорация РСЕ/РС, соблюдавшая все нормы российского законодательства, отказалась выполнять требования Роскомнадзора, расценивая их как попытку вмешательства в редакционную политику и политической цензуры.
  • В жалобе отмечается, что принятое в России применение законодательства о так называемых СМИ-"иноагентах" нарушает 10-ю статью Конвенции о правах, гарантирующую право каждого человека свободно выражать своё мнение, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения.
  • Президент РСЕ/РС Джейми Флай заявлял о решимости корпорации продолжать работать в России. "Мы продолжим противостоять попыткам Кремля цензурировать неприятную для российских властей правду", — заявил он.
  • В мае 2021 года Министерство юстиции России внесло в список СМИ–"иностранных агентов" сайт Meduza.io и деловое СМИ VTimes. "Медуза" пытается оспорить решение в судебном порядке, считая, что применение закона разрушает коммерческую бизнес-модель СМИ и ставит его на грань закрытия. Редакция VTimes объявила о закрытии сайта.
  • Представители российских властей считают, что действующее в стране законодательство о "СМИ–иноагентах" является зеркальным отражением действий правительства США "против российских журналистов в Америке". "Мы вынуждены действовать по принципу "око за око", — заявила недавно, выступая на мероприятии в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. По ее мнению, "журналисты, представляющие СМИ–"иноагенты", не сталкиваются [в России] с ограничениями и пользуются теми же правами, что и все остальные работники этой сферы в России". Руководители РСЕ/РС и представители международных журналистских организаций неоднократно опровергали эту точку зрения, называя условия, в которых Радио Свобода действует в России, несопоставимыми с условиями работы телеканала RT и других проектов МИА "Россия сегодня" в США.
  • Российские власти штрафуют Татаро-башкирскую службу Радио Свободная Европа, в том числе татароязычный проект "Азатлык Радиосы" и русскоязычный портал "Idel.Реалии", а также телеканал Настоящее Время и другие русскоязычные проекты РСЕ/РС за неисполнение отдельных положений законодательства о так называемых СМИ–"иностранных агентах". Общая сумма штрафов по уже вынесенным судебным решениям составляет свыше 100 миллионов рублей. В мае представители РСЕ/РС обратились в связи с этим в Европейский суд по правам человека с жалобой против российских властей.

* - организация внесена в реестр "иноагентов" или СМИ-"иноагентов".

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Комментарии (1)

XS
SM
MD
LG