Ссылки для упрощенного доступа

В Калининграде построившего мечеть предпринимателя приговорили к сроку по делу о наркотиках


Артур Русяев
Артур Русяев

В Калининграде суд признал предпринимателя Артура Русяева виновным в незаконном хранении наркотиков в крупном размере (ч.2 ст.228 УК РФ) и приговорил его к четырем с половиной годам колонии. По его мнению, запрещенное вещество ему подбросили из-за конфликта в Черняховском районе — Русяев построил молельный дом для мусульман, но власти выступили против и снесли его. На чем строились позиции обвинения и защиты — в материале "Idel.Реалии".

Центральный районный суд Калининграда накануне огласил приговор местному предпринимателю Артуру Русяеву. Его признали виновным в незаконном хранении наркотиков в крупном размере (ч.2 ст.228 УК РФ) и приговорили к четырем с половиной годам колонии общего режима. Гособвинение в прениях просило суд приговорить его к такому же сроку — но в колонии строгого режима.

Артур Русяев с семьей жил в Черняховском районе области — в 90 км от Калининграда. По национальности — русский, ислам принял несколько лет назад. В поселке Свобода Русяев купил 50 га земли и решил развивать агротуризм: поставил хозяйственные постройки, а одно из зданий сдал в аренду региональной организации мусульман. Позднее он зарегистрировал организацию "Иршад", в которой стал председателем.

Молиться в дом Русяева приезжали со всего региона. В области не было ни одной мечети — мусульмане годами добивались ее возведения, но, когда здание в парке Южный в Калининграде было готово на 80%, власти запретили строительство. Они заявили, что, согласно новому закону, здание попадало в охранную зону находящегося рядом объекта архитектуры.

Небольшой молельный дом есть в поселке Большое Исаково под Калининградом, но на востоке области молельный дом Русяева был единственным. 22 мая 2019 года здание было снесено по решению суда как незаконная постройка. Строительная техника сравняла дом и все постройки с землей буквально за пару часов, снесли даже колодец с питьевой водой.

Баннер, установленный Русяевым после сноса молельного дома
Баннер, установленный Русяевым после сноса молельного дома

Снос здания в администрации Черняховского городского округа объяснили тем, что оно было возведено на участке, предназначенном под личное подсобное хозяйство. Артур Русяев же утверждал, что здание узаконено, стоит на кадастровом учете, но суд проигнорировал все доводы.

— После сноса здания он наутро встал, заказал технику, расчистил все. Заказал большую палатку, поставил там кондиционер, назвал ее "Полевая мечеть". Сначала там молились. А сам стал строить новый дом. Сейчас дом почти готов, делают забор, фасад, территорию. Но как внутри сделали, так сразу стали молиться там — примерно через год после сноса первого здания, — рассказывала в октябре прошлого года Ирина Русяева, жена Артура.

Она также утверждала, что её муж подозревал, что конфликт не исчерпан. По словам Ирины Русяевой, её муж неоднократно замечал возле своего участка неизвестные автомобили и людей, которые вели фото- и видеосъёмку.

— Никто из властей к нему с претензиями не приходил. Но сюда постоянно приезжали подозрительные машины. Один раз подъехал автомобиль, Артур стал пробивать номера, а они не соответствуют этой машине. Люди там просто что-то смотрели. А когда он за ними поехал, они от него убежали, — рассказывала Ирина.

ЗАДЕРЖАНИЕ И УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

Артура Русяева задержали в ночь на 30 сентября 2020 года.

— Ворвались в квартиру через балконную дверь, бросили шумовую гранату, кинули Артура на пол. Заломали руки и, как рассказал Артур адвокату, одну руку помазали чем-то. Потом взяли брюки спортивные и подбросили туда амфетамин, — рассказывал изданию "Север.Реалии" активист региональной религиозной организации мусульман Руслан Хациев.

В общей сложности полицейские изъяли у Русяева чуть больше трех граммов амфетамина, что считается крупным размером. На предпринимателя завели уголовное по ч.2 ст.228 УК РФ. Позднее суд отправил Русяева в СИЗО.

Процесс стартовал летом этого года. А накануне суд огласил приговор — четыре с половиной года в колонии общего режима.

Один из адвокатов Русяева Александр Якушевич сообщил "Idel.Реалии", что приговор будет обжалован. "Мы в полной мере не согласны с этим решением", — сказал он.

По словам Якушевича, позиция следствия строилась на "косвенных доказательствах, показаниях свидетелей и понятых", которые присутствовали при задержании Русяева. В то же время адвокат подчеркнул, что его подзащитный изначально "указывал на то, что наркотики ему подбросили должностные лица".

Якушевич также констатировал, что на обнаруженном у Русяева пакете с наркотиком отсутствовали потожировые следы и отпечатки пальцев его подзащитного.

Адвокат Мансур Усманов, который также защищал Русяева, рассказал "Idel.Реалии", что единственное доказательство вины его доверителя, по версии следствия, — протокол личного досмотра. В нем сказано, что в кармане брюк Русяева был найден пакетик с наркотическим средством.

— Но у следствия нет ни одной версии, откуда он появился в кармане. В материалах уголовного дела по этому поводу приведены лишь слова Русяева, который сказал, что наркотики ему подбросили. Эту версию следствие не опровергло, то есть не выполнило свою функции. Согласно принципу презумпции невиновности, любые сомнения трактуются в пользу обвиняемого, — напомнил Усманов.

Александр Якушевич также отметил, что Артур Русяев ранее заявлял об угрозах со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые поступали ему в 2019 и 2020 годах. По этой причине он обращался с заявлениями в Следственный комитет и прокуратуру.

— О том, что эти заявления рассмотрены, мы узнали только вчера на судебном заседании. Ранее Русяеву никаких ответов не предоставляли. Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела, а в прокуратуре ответили, что это не их подследственность, — уточнил Якушевич.

Артур Русяев уже после задержания также обращался в Следком и заявлял, что наркотики ему подбросили. В СК ответили, что факты, изложенные в его заявлении, не нашли своего подтверждения — в возбуждении уголовного дела было отказано.

Адвокат Мансур Усманов добавил, что задержание осуществляли сотрудники СОБРа, которые проникли в съемную квартиру Русяева через балкон.

— Но мы не смогли добиться допроса этих сотрудников, несмотря на то, что они были первыми, кто без понятых контактировал с Русяевым. Мой подзащитный в своих заявлениях указывал, что на момент задержания был в трусах, его положили на живот. Русяев писал, что слышал, как один сотрудник показал другому на висящие на стуле брюки и сказал "Туда положи". Это заявление было подано непосредственно после задержания. Но в итоге ничего существенного добиться не удалось. Мне — как адвокату — по существу также не дали ответов, — сказал Усманов.

По словам Александра Якушевича, суд "в полном объеме не исследовал материалы дела о том, когда и при каких обстоятельствах Русяеву были подброшены наркотики".

Мансур Усманов поделился мнением, что уголовное дело Артура Русяева было инициировано с целью его "дискредитации". Адвокат напомнил, что его подзащитный продолжительное время вел общественную и религиозную деятельность, "пытался создать благоприятную среду для совершения мусульманских религиозных обрядов в рамках закона": "Никто его никогда не обвинял в экстремизме или терроризме".

По словам Усманова, в день задержания Русяева он сдал документы в Минюст с целью создать религиозную организацию. Адвокат также напомнил об обращении Русяева к министру обороны Сергею Шойгу — он просил оказать содействие в строительстве главной мечети ВС РФ по аналогии с главным православным храмом в парке "Патриот" в Подмосковье в память о военнослужащих-мусульманах, погибших во время Великой Отечественной войны.

— От Шойгу поступил ответ, что этот вопрос нужно согласовать с главами духовных управлений мусульман. А за неделю-две до задержания Русяев рассказал мне, что ему позвонили и спросили "От какого муфтията вы действуете?", на что он ответил, что действует сам по себе, — резюмировал Мансур Усманов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG