Ссылки для упрощенного доступа

"Полный кавалер ордена иноагента"


Людмила Кузьмина
Людмила Кузьмина

После поправок в законодательство о статусе иностранного агента самарская правозащитница Людмила Кузьмина (внесена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) попала в юридическую коллизию. Закон требует от неё обязательной регистрации ООО для отчётности обо всех тратах. При этом в связи с предыдущим признанием её фонда "Голос-Поволжье" иноагентом и "неуплаты налогов" с пожертвования она числится в списках граждан, не имеющих права регистрировать юрлица.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Впервые под действие законодательства об иностранных агентах самарская правозащитница, координатор движения в защиту прав избирателей "Голос" (внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента — "Idel.Реалии") Людмила Кузьмина попала в далёком 2012 году. Тогда она была исполнительным директором межрегионального общественного фонда "Голос-Поволжье", впоследствии признанного иноагентом.

К концу 2013-го на Кузьмину завели уголовное дело по части 1 статьи 199 УК РФ — "уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией". По версии следствия, правозащитница "нанесла вред" государству, не уплатив с прибыли налог в размере более двух млн рублей. "Прибылью" признали пожертвование федерального "Голоса", который — в свою очередь — получил средства от Агентства США по международному развитию (USAID). В 2012 году деятельность американского агентства в России была приостановлена, а налоговики все пожертвования от USAID определили как прибыль, с которых следовало платить налоги.

За время расследования уголовного дела в отношении Кузьминой произошло многое. В какой-то момент её в принудительном порядке отправили на психиатрическую экспертизу, которая доказала, что правозащитница вменяема. В течение нескольких месяцев под арестом находилось скромное имущество Кузьминой: автомобиль Daewoo Matiz 2004-го года выпуска, 37-метровая квартира, а также пенсия — 13 тысяч рублей. В жилище правозащитницы проходили обыски.

В 2016 году СК прекратил уголовное дело Кузьминой из-за "декриминализации деяния" (крупным размером уклонения стали признаваться деяния, где неуплата составила более 5 млн руб. за три финансовых года — "Idel.Реалии"). Окончательно история завершилась осенью 2018 года. Самарский областной суд обязал Кузьмину выплатить "ущерб государству". Чтобы рассчитаться, пенсионерка заложила квартиру.

"Выкуп государству в размере 2 222 501 рублей и еще 155 575 рублей за работу судебных исполнителей я оплатила. В моем распоряжении было немногое — квартирка — я ею распорядилась. Теперь Родина может спать спокойно и не беспокоиться за свою безопасность — главный преступник наказан", — написала тогда Кузьмина в Facebook.

ДВАЖДЫ ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ

Новый виток в истории правозащитницы-"иноагента" произошёл осенью этого года. Минюст внёс Людмилу Кузьмину в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. При этом Кузьмина никогда не работала в СМИ, не была ни учредителем, ни редактором каких-либо изданий. Вместе с ней в список включили ещё нескольких координаторов "Голоса".

О статусе "СМИ-иноагента" Кузьмина узнала от корреспондента "Idel.Реалии", который обратился к ней за комментарием. Правозащитница не удивилась произошедшему, однако назвала включение в реестр "местью наблюдательскому движению, наблюдателям за наблюдение за смешной и уродливой процедурой голосования, что произошла в сентябре".

В связи с включением в реестр Людмиле Кузьминой в соответствии с законом предстояло зарегистрировать либо стать соучредителем юридического лица в течение одного месяца. А также — через это юрлицо — подавать ежеквартальную отчётность.

Именно здесь возникла юридическая коллизия, выход из которой в настоящий момент до сих пор не найден.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОЛЛИЗИЯ

После первого дела о неуплате налогов Людмилу Кузьмину включили в число "лиц, подпадающих под условия, предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 закона о регистрации" — на основании того, что она руководила организацией, имевшей задолженности по налогам (речь идёт от МОФ "Голос-Поволжье" — "Idel.Реалии"). Включение в этот перечень до 9 апреля 2022 года не позволяет правозащитнице быть учредителем и (или) руководителем юридического лица.

Таким образом, одна норма закона обязывает Людмилу Кузьмину создать юридическое лицо для отчётности по всем тратам, тогда как другая запрещает это делать, фактически вынуждая нарушать закон. А нарушения влекут за собой крупные штрафы, предусмотренные статьёй 19.34.1 КоАП РФ ("Нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента").

Сама Людмила Кузьмина считает неправовыми все законы, создающие эту ситуацию, однако готова исполнить обязательство создать юрлицо для отчётности.

Готова зарегистрировать юрлицо, чтобы избежать лишних проблем с нашим вооружённым государством

— Готова зарегистрировать юрлицо, чтобы избежать лишних проблем с нашим вооружённым государством, которое презирает все законы. Чтобы они не ломились в мои двери и не вешали на меня эти безумные штрафы. У меня остался не такой большой запас жизненных дней, и тратить их сейчас на всё это нет никакой радости. Сейчас приходится ежедневно тратить деньги, чтобы оформлять документы и доверенность на адвоката. Предстоит подать иск в суд, попытаться оспорить статус "СМИ-иностранного агента", потребовать объяснений, откуда они взяли иностранное финансирование, которого у меня не было, — рассказывает правозащитница. — Я как человек, который имеет опыт общения с нашими судами, знаю, что решат суды. Это, скорее, не оспаривание даже, а желание вытащить для себя и других эту проблему на поверхность, показать состояние государства и судов. В конечном итоге — довести дело до Европейского суда по правам человека, попутно показывая себе и людям "законоприменение" и состояние системы для истории.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ

Политолог Дмитрий Лобойко полагает, что включение Людмилы Кузьминой в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента, — история политическая. При этом, по его мнению, государство попросту не просчитало, что в законе могут быть несостыковки, которые приведут к невозможности его исполнения.

Авторы этой "охоты на ведьм" не в регионе, а в столице — это генеральная линия системы

— Признание Людмилы Кузьминой, как и всех остальных гражданских активистов, журналистов и блогеров, иностранными агентами, разумеется, является политической историей, — говорит Лобойко. — Авторы этой "охоты на ведьм" не в регионе, а в столице — это генеральная линия системы. Основных целей две: нейтрализация активности самих лиц, объявленных иноагентами. Но главное — посеять страх и опасения, которые должны испытывать остальные. Те, кто взаимодействует с иноагентами, те, кто им помогает, даже те, кто с ними дружит. Разные формы самоограничений, которые люди должны вводить по отношению к себе сами, — любимая тактика властей последнего времени во многих сферах. Коллизию с Людмилой Гавриловной, которую сделали полным кавалером "Ордена иноагента", никто не просчитывал.

По словам Лобойко, "тех, кто принимает решения, не интересует судьба конкретных людей — она им безразлична", а "функционеры дегуманизируют "врагов системы", лишая их в собственных глазах человеческих качеств".

— А если иноагенты и "не люди", то какой смысл о них переживать? Для бюрократии, стремящейся к цифровизации и технологичности, даже налогоплательщики, которые её содержат, являются абстракцией, не достойной внимания. А те, кого назначили иностранными агентами и "врагами народа", подавно, — отмечает политолог.

ЧТО СКАЖЕТ СУД?

Старший партнер правозащитного проекта "Сетевые Свободы", адвокат Станислав Селезнёв уточняет, что "само по себе наличие законодательной коллизии — это не новость — такие случаи происходили раньше, происходят сейчас и, к сожалению, будут происходить в будущем".

Нельзя привлечь гражданина к ответственности из-за внутреннего противоречия законодательства

— Причина этого — некомпетентность тех людей, которые пишут законы либо создают подзаконные нормативно-правовые акты. Если гражданин оказывается в такой ситуации, закон накладывает на него обязанность — он предпринимает действия для её исполнения, и выясняется, что эту обязанность он не может исполнить в силу действия другого закона, то в силу принципа презумпции невиновности, закрепленного в Конституции РФ, ответственности для такого лица возникнуть не может, поскольку умысла и вины у данного лица нет, — констатирует Селезнёв.

По его словам, Роскомнадзор может "предпринимать попытки привлечь лицо к ответственности, но суд как толкователь закона должен занять позицию, что нельзя привлечь гражданина к ответственности из-за внутреннего противоречия законодательства".

— Предсказать ход дела мы не можем, позицию конкретного судьи мы не знаем, но такое противоречие в законе должно толковаться в пользу гражданина в соответствии со статьёй 18 и пунктом 3 статьи 49 Конституции РФ, — резюмирует Станислав Селезнёв.

На сайте Change.org продолжается сбор подписей под петицией с требованием отменить законы об "иноагентах". Подписавшие заявление считают, что и само законодательство, и правоприменительная практика служат целям государственного давления на СМИ и гражданское общество.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG