Ссылки для упрощенного доступа

"Я стал рабом Бибика". Заключённый Марсель Амиров рассказал о пытках в кировской колонии


Марсель Амиров
Марсель Амиров

18 ноября во время посещения ИК-6 Кировской области членами президентского Совета по правам человека заключённый Марсель Амиров сообщил правозащитнику Андрею Бабушкину, что в исправительном учреждении к нему применялись пытки. Он рассказал, что его окунали головой в таз с фекалиями, били, душили и изнасиловали черенком от швабры. После того, как члены СПЧ покинули колонию, сотрудники ИК-6 стали оказывать физическое и моральное давление на Амирова. Заключённый объявил голодовку, требуя перевезти его из кировской колонии в "безопасное место", пригласить врача, отменить незаконные взыскания и разрешить телефонные переговоры с родственниками.

ЧЕРЕНОК ОТ ШВАБРЫ

23 декабря адвокат Татьяна Шабанова встретилась с заключённым Марселем Амировым в Лечебно-исправительном учреждении №12 в Кирово-Чепецке. Заключённого перевели в ЛИУ-12 после 22-дневной голодовки в исправительной колонии особого режима №6 Омутнинского района Кировской области. В беседе с защитником Амиров сообщил о пытках в ИК-6 и дал разрешение на публикацию своего рассказа в СМИ. По его словам, насилие в отношении него применялось с первого дня пребывания в колонии.

"Сразу отняли костюм, ударили по щекам и заставили бежать в помещение ШИЗО, — рассказал Амиров адвокату (копия адвокатского опроса имеется в распоряжении "Idel.Реалии"). — Потом в камеру зашёл сотрудник Вершинин и велел написать заявление, что я в совершенстве владею тряпкой, имею специальность поломойки и прошу трудоустроить в этой должности. Я отказался. Меня вывели из камеры в первый дворик. Там были сотрудники Вагин, Змеев, Вершинин, ещё три сотрудника и Макар ("обиженный"). Там был таз с фекалиями. Мне застегнули наручники в положении руки назад, поставили на колени и начали окунать в фекалии лицом около шести раз. После этого дал согласие и написал данное заявление".

Марселю Амирову приказали убраться в туалете для сотрудников и подмести пол в других лагерных помещениях — он не подчинился. После этого, по словам заключённого, его подвергли самым извращённым пыткам.

"Скрутили руки и бросили на стол, — сообщил Амиров адвокату. — На столе лежали одеяло и подушка. Один сотрудник привязывал мне ноги к ножкам стола, другой прижимал сверху к столу. Разорвали трусы и начали совать черенок от швабры в задний проход. Черенок пробыл около 7-10 минут, при этом они разговаривали… Один сотрудник сказал "чего с ним церемониться" и начал расстегивать ширинку: "Сейчас я его в петушатник загоню!" Мне повернули голову назад, и я увидел Макара ("обиженного"), который онанировал. С коридора Бибик (Александр Бибик — начальник ИК-6, полковник внутренней службы — "Idel.Реалии") давал указания, чтобы палку засунули поглубже… Я понял, куда попал, и выполнял все их требования. Так я стал рабом, пленником у Бибика".

"БЕЗДНА, ГДЕ НЕ ВИДНО ДНА"

В 2013 году 37-летнего жителя Ульяновской области Марселя Амирова приговорили к 14 с половиной годам лишения свободы по статье 105 УК РФ ("Убийство"). Он совершил ДТП со смертельным исходом, суд пришёл к выводу, что умышленно. В ИК-6 Омутнинского района Кировской области Амиров находился с мая 2018-го по декабрь 2021 года. В письмах родным он сообщал о бесчеловечном отношении к осуждённым в исправительной колонии.

— Читать это было невозможно! —рассказала "Idel.Реалии" сестра заключённого Лилия Амирова. — Я не могу вам это пересказать, у меня просто слов нет! Одно скажу: для сотрудников ИК-6 заключённые — это не люди, а просто животные, с которыми можно делать всё, что угодно. И жаловаться некому — ФСИН России все жалобы направляет в УФСИН по Кировской области, а кировское УФСИН затыкает нам рот своими отписками! Мы писали всем — даже в администрацию президента России. В ответ или молчание, или пустые ничего не значащие слова. ИК-6 Омутнинского района — это бездна, где не видно дна и нет надежды!

Начальник ИК-6 Кировской области Александр Бибик
Начальник ИК-6 Кировской области Александр Бибик

По словам сестры, Марсель Амиров в телефонном разговоре отмечал, что не может терпеть происходящее и не хотел возвращаться в ИК-6.

— Марсель очень уважает правозащитника [Андрея] Бабушкина, знает, что если тот берется за какое-то дело, то доводит его до конца. Поэтому он рассказал именно ему. Бабушкин обещал защиту. Как же так — человек дал показания, а его опять бьют! Где же защита?! — недоумевает Лилия Амирова.

19 ноября Марселя Амирова по настоятельной просьбе членов СПЧ перевели из ИК-6 Омутнинского района в ЛИУ-12 в Кирово-Чепецке. Однако 30 ноября его снова этапировали в ИК-6 — там, по словам заключённого, он вновь подвергся физическому и психологическому давлению со стороны сотрудников колонии, которые заставляли его отказаться от показаний о пытках.

— Как рассказал Марсель Амиров, при приёмке этапа в ИК-6 во время обыска один из сотрудников засунул ему в одежду два лезвия, — сообщила адвокат Татьяна Шабанова. — А потом эти лезвия показательно достали перед видеокамерой: "Запрещённые предметы!". В тамбуре сотрудники прижали его дубинкой, и от этого образовался очень большой синяк на груди. Во время медицинского осмотра медсестра заметила синяки, ссадины и даже зафиксировала это в медицинской экспертизе. Марселя как нарушителя поместили в ШИЗО (штрафной изолятор — "Idel.Реалии"). 30 ноября он объявил голодовку, требуя вывезти его из ИК-6.

Марсель Амиров голодал 22 дня, требуя перевезти его в безопасное место, отменить незаконные взыскания и пригласить врача. Однако на протест заключённого никто не обращал внимания. 13 декабря Марселя Амирова и ещё одного заключённого — 39-летнего Валериана Гогнадзе, который также давал показания правозащитникам о пытках, — отправили из ИК-6 в ЛИУ-12. Когда Амирову разрешили встретиться с адвокатом, он на один день прекратил голодовку.

— Сначала, когда я его увидела, он был как раненый зверь, — рассказала его адвокат Татьяна Шабанова. — Озирался, вздрагивал, всего боялся, глаза затравленные. Но после того, как понял, что его не оставляют [в беде], немного успокоился.

"ХОЛОДНО И БЕГАЮТ КРЫСЫ"

23 декабря Амиров возобновил голодовку, требуя обеспечить его безопасность, отменить незаконные взыскания, разрешить телефонные переговоры с родственниками и пригласить доктора.

"[В один из дней после возвращения в ЛИУ-12] я стал звать доктора через младшего инспектора, так как у меня сильно болела брюшная полость, — сказал Марсель Амиров адвокату. — Звал доктора на протяжении пяти часов, но меня игнорировали, а младший инспектор оскорблял: "Привезли терпил, ещё права качают!". Потом меня откровенно послали матерными словами. Чтобы на меня обратили внимание, пришлось прибегнуть к крайним мерам — только тогда пришёл медперсонал, и дали обезболивающее".

Как злостного нарушителя Марселя Амирова поместили в камеру ШИЗО ЛИУ-12.

"Закрыли меня в камеру №7, где холодно, бегают крысы, нары не соответствуют ПВР (правила внутреннего распорядка — "Idel.Реалии") — на них невозможно спать, просил поменять камеру — проигнорировали, — констатировал заключённый. — В камеру закрыли в одном нательном белье, без костюма х/б, просил вызвать доктора — тоже игнорировали, просил письменные принадлежности, чтобы заявление написать — тоже проигнорировали. Всеми вышеизложенными действиями сотрудники ФКУ ЛИУ-12 явно дают понять, что они мстят мне за то, что пожаловался на начальника ФКУ ИК-6 полковника А. М. Бибика".

Правозащитник Андрей Бабушкин в ИК-6 Кировской области
Правозащитник Андрей Бабушкин в ИК-6 Кировской области

По некоторым данным, вместе с Марселем Амировым голодовку в ЛИУ-12 Кирово-Чепецка сейчас держит и Валериан Гогнадзе. Однако достоверной информацией о его требованиях "Idel.Реалии" не располагают.

Андрей Бабушкин обратился к Уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой, директору ФСИН России Аркадию Гостеву и прокурору Кировской области Андрею Обороку с официальным заявлением. Правозащитник попросил обеспечить безопасность Амирова, перевести его в другую колонию по месту его регистрации в Ульяновской области, назначить лечение, а также провести проверку по обстоятельствам применения недозволенных мер воздействия к осуждённому в ИК-6.

После разговора с Андреем Бабушкиным Марсель Амиров обратился в прокуратуру с жалобой на пытки. На данный момент проверка продолжается.

"Idel.Реалии" направили запрос в УФСИН по Кировской области. На момент публикации ответ не последовал.

С ноября 2021 года в ИК-6 продолжается проверка Управления Следственного комитета РФ по Кировской области и прокуратуры по заявлениям о пытках. Кроме того, ведётся проверка по факту гибели в ИК-6 заключённого Константина Долгих.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG