Заслуженный работник культуры Чувашии Юрий Пичугин в конце января обратился к главе региона Олегу Николаеву — он просил обратить внимание на состояние монументальных придорожных стел "Чувашская Республика". Их установили во времена правления экс-президента республики Николая Федорова. В обращении говорится, что с 2010 года их не ремонтировали, не решался вопрос с их содержанием, из-за чего они находятся в аварийном состоянии. О стеле как символе Чувашии, диалоге власти и общества и пиаре Юрий Пичугин рассказал в интервью "Idel.Реалии".
Юрий Пичугин
Юрий Пичугин — в прошлом главный художник Чебоксар. Занимал пост с 1996 по 1999 год под руководством главы администрации города Анатолия Игумнова. В 2004 году получил звание заслуженного работника культуры за участие в проекте "Дорога к храму", за организацию промышленной выставки "Чувашия — новое время", за дизайн-разработку Кубка Европы и Мира по спортивной ходьбе в Чувашии. В этом году Пичугин выставил свои работы на ежегодной художественной выставке Союза художников Чувашии, публикует свои статьи в газете "Взятка" и других изданиях.
— Вы опубликовали в соцсетях обращение к главе региона по поводу аварийного состояния стел на въездах в Чувашию. Расскажите историю конфликта.
— Стелы на въездах в Чувашию, включая и районные, были задуманы и изготовлены как составная часть современного имиджа республики. К примеру, у соседних регионов опыта реализации подобных проектов не было. Однако через два года после реализации задуманного президент Чувашии Николай Фёдоров ушёл в отставку. Его преемник Михаил Игнатьев 10 лет демонстративно их не замечал. Затем Игнатьева на посту сменил Олег Николаев, который два года также не замечал аварийного состояния этих стел.
— Почему вы считаете вопрос придорожных стел важным в разгар экономического кризиса?
Стела больше, чем знак — это визитная карточка Чувашии, её образ
— Потому что данные объекты за 16 лет эксплуатации стали аварийными, представляющими опасность дорожному движению — требуется срочный их ремонт, который значительно дешевле изготовления новых стел. Замечу, что стела больше, чем знак — это визитная карточка Чувашии, её образ. Ещё стелы как символ времен президентов Чувашии Фёдорова-Игнатьева.
— Почему времён Фёдорова-Игнатьева?
— Тот запас прочности, который создал Николай Фёдоров, а именно современную инфраструктуру, стали таять именно при Михаиле Игнатьеве. Нынешняя же команда Олега Николаева не до конца понимает, какое наследство ей досталось. Вместо строительства жизненно-необходимых инфраструктурных объектов мы наблюдаем возведение памятника строителям Сурских рубежей за 300 миллионов. Моё мнение, что ветеранам войны сельские дороги гораздо важнее разного рода пиар-проектов. Поэтому в обращении говорится, что готов помочь Николаеву восстановить связи с фирмами, которые изготавливали эти стелы, кто может их отремонтировать или реконструировать, а сэкономленные деньги необходимо пустить на медицину и малоимущим.
— Вы хвалите Николая Федорова. При нём Чувашия жила лучше?
Фёдоров умел ценить кадры, проявлял к ним долготерпение, поэтому при нём газифицировались сёла, строились дороги, развивалась медицина
— В его в команде были руководители-профессионалы всех уровней. Фёдоров умел ценить кадры, проявлял к ним долготерпение, поэтому при нём газифицировались сёла, строились дороги, развивалась медицина, возрождалась историческая часть города, церкви и монастыри, построен лучший в Поволжье речной порт, а в Чувашии стали проводиться соревнования мирового и европейского масштабов. Именно тогда чувашские спортсмены становились олимпийскими чемпионами и призёрами, а Чебоксары стали всероссийским центром проведения соревнований по спортивной ходьбе на заливе. А теперь на том же заливе вместо лучшей в Европе трассы по спортивной ходьбе — шаурма, колесо обозрения, рестораны, убогие кафе. Буквально всё — кроме спортсменов олимпийского уровня.
— Как вы в целом оцениваете деятельность главы Чувашии Олега Николаева и за что его критикуете?
— В период предвыборной кампании Николаев озвучил пятилетнюю программу развития Чувашии, но уже через два года он про неё не вспомнил ни разу, похоронив все наши надежды на перемены. Критикую Олега Алексеевича, потому что есть, с чем сравнивать. В бытность Николая Фёдорова я был главным художником Чебоксар — и с ним у меня были весьма непростые отношения, приходилось спорить и не только с ним, но ради дела. С приходом к власти Олега Николаева, который пока ещё является членом оппозиционной партии Сергея Миронова, все ожидали перемен. Ожидали, что произойдет смена кадров, но на местах всё те же члены "Единой России".
— Говоря о действующем главе Чувашии, вы говорите о пиар-проектах. Конкретизируйте, пожалуйста.
— Из-за своей занятости глава Чувашии позволил супруге возглавить "Союз Женщин Чувашии", а также участвовать в пиар-проектах, многие из которых весьма сомнительные. Например, пиар-проект "ОНА" художника Каллисты Ивановой, полёт чувашской символики в космос, вышивка карты Чувашии, а также строительство памятника за 300 миллионов. И всё это не обошлось без участия главного пиарщика республики — ныне депутата Госдумы Аллы Салаевой. Экономический эффект от её деятельности и советов — нулевой. Все помнят её знаменитый на всю страну банкет, жёлтые тюльпаны Наташи Королёвой за 1,5 миллиона. Как и то, что Аллу Леонидовну вовремя раскусили в правительстве и вернули обратно в город.
Похоже на то, что группа влиятельных лиц тонко и целенаправленно выставляет семью Олега Николаева в неприглядном виде, чтобы лишить его перспективы остаться на второй срок. Практически на всех последних статусных мероприятиях, которые прошли в республике, из общественных организаций и творческих союзов везде присутствовала только Наталья Николаева — жена Олега Николаева. Это вызывает справедливое раздражение общественности. Вопрос в том, почему не приглашают другие союзы и творческие объединения? Дискриминация?
— Как сейчас себя чувствует оппозиция в Чувашии?
— Меня как общественника больше беспокоит позиция Олега Николаева — как представителя оппозиционной партии. В последнее время он всячески избегает контактов с общественностью, с представителями независимых СМИ. Парадокс состоит в том, что Олег Николаев сам — как один из лидеров "оппозиции" — действует в интересах правящей партии. Его публичные высказывания расходятся с мнением лидера эсеровской партии Сергея Миронова, который выступает против муниципальной реформы, а Николаев — напротив — выступает её лоббистом. Люди не знают, куда мы идём и зачем, а республика потеряла свой вектор развития. Если во времена Фёдорова Чувашия была в топах и рейтингах о победах и грантах, то сейчас мы чаще в отрицательных сводках.
Группа влиятельных лиц целенаправленно выставляет семью Олега Николаева в неприглядном виде, чтобы лишить его перспективы остаться на второй срок
— На вашей странице в Facebook вы публикуете колкие иллюстрации с фотографиями первых лиц республики. Недавно вы критиковали супругу главы региона за неподобающий имидж, или пресс-службу главы Чувашии за неудачные фотографии в соцсетях у Олега Николаева. Какой результат от этих постов? Не опасаетесь ли вы давления?
— Не опасаюсь. Пока Олег Николаев — ещё член партии "Справедливая Россия — Патриоты — За правду" — и будет меня наказывать за правду? Вряд ли. А другим способом достучаться до власти стало практически невозможно, тем более в период пандемии. Язык эзопа для этого — единственно возможный способ. Как результат — на последней публичной встрече с журналистами Наталья Алексеевна выглядела безупречно. Один из последних моих постов в соцсетях посвящён фотографии главы, где он нелепо держит микрофон между ног. Такого пресс-служба Николая Федорова себе бы никогда не позволила. Причина в том, что в окружении Олега Николаева много непрофессионалов. То же самое было и у покойного Михаила Игнатьева, когда его имиджем порой занимался бывший министр транспорта Владимир Иванов, на котором, по моему мнению, лежит ответственность за ликвидацию самого крупного государственного предприятия республики "Чувашавтотранс". Сознательно или нет, но ГУП раздробили, чтобы продать по частям, включая автотранспорт и маршруты.
— Как вы пришли в политику ?
— В 2015 году, когда начался снос лодочных станций. Тогда мы предлагали городу выработать рациональное решение для всех групп, менее болезненное, но нас не стали слушать. В дальнейшем власть всячески старалась отстранить нас и творческую общественность от принятия решений по реконструкции Московской набережной, благоустройству залива, исторической части города. Это был период застоя времён правления Михаила Игнатьева. Признаюсь, что по сравнению с ним глава города Алексей Ладыков выглядел весьма деятельным, но, к сожалению, всё, что он делал, было в интересах аффилированных с ним фирм.
— Что вы имеете в виду?
— Все, что Ладыков делал для граждан города, порой было вопреки их мнению. Московская набережная — объект сезонного применения, залив с абсурдным колесом обозрения в самой яме, где сплошные кафе и рестораны, — опять же сезонного применения, строительство уродливых высоток, уничтоженный волжский туризм, парк "Амазония", где исторической "амазонизацией" даже не пахнет. Это пример того, как власть тратит бюджетные миллиарды, всё больше удаляясь от народа, он как бы ей мешает. Поэтому лично я и многие, кто разделяет мои убеждения, вынуждены заниматься общественной работой, — вместо созидательного труда во благо Чувашской Республики.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.