Ссылки для упрощенного доступа

Гособвинение потребовало приговорить нефтекамца Эрнеста Шамсиярова, обвиняемого в подготовке терактов, к 17 годам лишения свободы


Эрнест Шамсияров
Эрнест Шамсияров

На процессе нефтекамца Эрнеста Шамсиярова гособвинитель в пятницу потребовал приговорить подсудимого к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

В частной беседе с Шарифьяновым он выражал недовольство ростом коммунальных платежей, что само по себе не является преступным деянием

Шамсияров обвиняется по ч.1. ст.30 ч.1 ст.205 (Приготовление к террористическому акту), ч.1.1 ст. 205.1 (Содействие террористической деятельности), ч.2 ст.. 205.2 УК РФ (Пропаганда терроризма).

Перед началом заседания в Центральном окружном военном суде в Екатеринбурге адвокатам подсудимого вручили постановление, согласно которому Шамсиярову и его защите было отказано в удовлетворении апелляционной жалобы на продление ареста до 7 июля.

В суде были оглашены результаты проверки жалобы Эрнеста Шамсиярова на недопустимые методы ведения следствия в УФСБ по Башкортостану. Напомним, на одном из заседаний Шамсияров заявил, что на него во время предварительного следствия оказывалось физическое давление, в том числе, применялись пытки. В оглашенном акте проверки указывается, что "доводы Шамсиярова об избиениях и содержании в ненадлежащих условиях не нашли подтверждения", и что они [доводы] "опровергнуты сведениями из ИВС и заявлениями сотрудников УФСБ". В акте также было отмечено, что Шамсиярову отказано в возбуждении уголовного дела по его заявлению.

Вслед за этим суд отказал нефтекамцу и его защите в удовлетворении ряда ходатайств, в частности, в ознакомлении с протоколами прошедших судебных заседаний, о проведении психолого-лингвистической экспертизы бесед между Шамсияровым и ключевым свидетелем обвинения Наркисом Шарифьяновым, о проведении повторной судебно-психиатрической экспертизы самого подсудимого.

В зажигательной смеси ключевым компонентом является бензин, но на месте, где Шамсияров испытывал бутылки, никакого бензина не было обнаружено

Выступая в прениях, гособвинитель Т. Фахрутдинов потребовал приговорить Эрнеста Шамсиярова суммарно к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а также к штрафу в размере 500 тысяч рублей. Дополнительно обвинение потребовало лишить нефтекамца права "заниматься деятельностью, связанной с посещением сети "Интернет", сроком на два года. Прокурор также попросил взыскать с Шамсиярова процессуальные издержки, связанные с оплатой услуг экспертов, в размере 199 тысяч рублей.

Защита Шамсиярова заявила в прениях о несостоятельности доводов обвинения. Адвокат Руслан Ишанов, в частности, указал, что Шамсияров не выдвигал никаких требований к органам власти. "В частной беседе с Шарифьяновым он выражал недовольство ростом коммунальных платежей, что само по себе не является преступным деянием", — заметил Ишанов..

Адвокат также отметил, что следствием не был установлен состав изготовленной Шамсияровым смеси. "В зажигательной смеси ключевым компонентом является бензин, но на месте, где Шамсияров испытывал бутылки, никакого бензина не было обнаружено", — заявил защитник.

Ишанов также отметил, что его подзащитный "сам прекратил приготовления и добровольно отказался от совершения преступления, собираясь уехать в Новый Уренгой на работу".

Сотрудники ФСБ, имея основания для задержания Шамсиярова еще в феврале 2020 года, намеренно провоцировали его через Шарифьянова на дополнительные противоправные действия и словесные высказывания

По словам адвоката, отказ Шамсиярова от приготовлений к преступлению "обесценил полугодовую оперативную работу [УФСБ]". "Сотрудники ФСБ, имея основания для задержания Шамсиярова еще в феврале 2020 года, намеренно провоцировали его через Шарифьянова на дополнительные противоправные действия и словесные высказывания", — заявил Ишанов.

Наконец, адвокат указал на перерыв в видеосъемке, которая велась сотрудниками УФСБ 23 июля 2020 года, во время осмотра места приготовления предполагаемых зажигательных смесей. "Перерыв в видеосъемке никак не отражен в протоколе..., а, согласно показаниям Шамсиярова в суде, именно во время данного перерева сотрудники ФСБ оказали на него физическое и психологическое воздействие с целью дачи дополнитеьных показаний по факту умысла на поджоги", — подчеркнул Руслан Ишанов.

Адвокат Илкин Амиров заявил, что Эрнест Шамсияров является "единственным пострадавшим, жертвой в этом деле". Он назвал все дело "театральной постановкой", отметив, при этом, что свидетель обвинения Наркис Шарифьянов — "хороший актер". Амиров высказал уверенность, что Шарифьянов является "негласным сотрудником правоохранительных органов".

Вслед за этим адвокат процитировал некоторые выдержки из стенограмм бесед Шарифьянова с обвиняемым, которые есть в деле. Так, в разговоре 12 февраля 2020 года, где речь шла о деятельности ИГИЛ в Ираке и Сирии и желании Шамсиярова туда уехать, Шарифьянов говорит ему: "Брат, если соберешься, меня позови … Ты не забудь знакомых подтянуть". В беседе же 18 февраля 2020 года, где обсуждается предполагаемый теракт в отношении "БашРТС-Нефтекамск", Шарифьянов говорит обвиняемому: "Я так-то во взрывном деле еще шарю, подготовка есть… ".

У меня сложилось такое впечатление, что Шарифьянов, этот актер без образования, сидит в соцсети "ВКонтакте" и ищет людей, которые могут ему как-то ответить, после чего он начинает их провоцировать

Адвокат также привел реплики Наркиса Шарифьянова из стенограммы беседы в соцсети вКонтакте под названием "Единомышленники" от 20 ноября 2019 года, указав Шарифьянов явился создателем этой беседы. "Мне нужны люди... Как говорится, партизанская война... Мне нужны единомышленники по всей России... Нас много... Волков бояться, в лес не ходить... Надо поднимать страну... Не знаете, откуда достать левый ствол? Ищу, не могу найти", — процитировал реплики Шарифьянова адвокат., отметив также, что тот просил "добавлять в эту беседу людей" (процитировано по аудиозаписи судебного заседания, имеющейся в редакции).

"У меня сложилось такое впечатление, что Шарифьянов, этот актер без образования, сидит в соцсети "ВКонтакте" и ищет людей, которые могут ему как-то ответить, после чего он начинает их провоцировать", — констатировал Илкин Амиров, добавив, что его подзащитный "к сожалению, попался на эту удочку".

Амиров также напомнил о показаниях суду бывшей супруги Шамсиярова, Рамзии Ахмедовой, которая на повторном допросе рассказала, что "Шарифьянов, фактически, спаивал мужа".

В конце своих выступлений оба адвоката попросили признать своего подзащитного невиновным и оправдать его.

Он начал склонять к разговорам о политике, расспрашивать, что я знаю про ИГИЛ, а я знаю только то, что в Интернете

Эрнест Шамсияров в своей защитительной речи заявил, что познакомился с Наркисом Шарифьяновым "по его [Шарифьянова] инициативе". "Он начал склонять к разговорам о политике, расспрашивать, что я знаю про ИГИЛ, а я знаю только то, что в Интернете", — сказал Шамсияров, добавив, что Шарифьянов "мне предоставлял деньги на пиво, сам покупал алкоголь". Подсудимый также заявил, что он "не заряжен идеологически" и "не собирался ни в какую Сирию", а просто "любил делиться под пивасик резонансными вещами" и "уже на следующий день забывал, что сказал вчера".

Шамсияров также пояснил суду, что не собирался совершать теракты, а на первых допросах частично признал обвинение по одной из статей, "опасаясь давления [со стороны следствия]". "Меня оскорбляли, угрожали семье, бросили головой на кафель... Я не столько за себя испугался, сколько за жену и ребенка", — сказал Шамсияров.

Подсудимый также заявил, что полностью отрицает обвинение в "содействии террористической деятельности". "Я не состою ни в каких организациях, никого не финансировал", — сказал нефтекамец. Обратившись к суду, Шамсияров добавил: "Вы должны не меня судить а Шарифьянова и сотрудников ФСБ".

Меня оскорбляли, угрожали семье, бросили головой на кафель...  Я не столько за себя испугался, сколько за жену и ребенка

В конце выступления Эрнест Шамсияров заявил, что не признает своей вины ни по одной предъявленной ему статье обвинения. Это же заявление он повторил и в своем последнем слове, добавив, что все его инкриминируемые ему высказывания явились явились "результатом провокационных действий", а также "[употребления] алкоголя". " "Пусть суд отнесется ко мне справедливо и не наказывает строго, а лучше [вынесет] оправдательный вердикт", — попросил подсудимый.

Приговор по делу Эрнеста Шамсиярова будет оглашен 18 апреля.

Эрнест Шамсияров был задержан 22 июля 2020 года сотрудниками УФСБ по Башкортостану в собственной квартире в Нефтекамске. Следствие по его делу продолжалось почти год.

По версии следствия и гособвинения, у Эрнеста Шамсиярова, "имеющего финансовые трудности в связи с утратой постоянного источника дохода якобы по вине руководства страны, возник преступный умысел, направленный на совершение террористического акта путём поджога зданий администрации городского округа города Нефтекамск и филиала "БашРТС-Нефтекамск"…с использованием самодельных зажигательных смесей ("коктейль Молотова")". Обвинение полагает, что нефтекамец намеревался сделать это "в целях дестабилизации деятельности органов власти, воздействия на принятие ими решений по урегулированию вопросов роста коммунальных платежей, а также провокации оппозиционно и радикально настроенных граждан страны к совершению иных насильственных действий по смене действующего руководства Российской Федерации".

В обвинительном заключении также сказано, что Эрнест Шамсияров "осуществил умышленные действия, направленные на приискание соучастника данного преступления и последующий сговор с жителем города Агидель Республики Башкортостан Шарифьяновым Наркисом Сагировичем". Последний, как указывает следствие, "узнав о намерении Шамсиярова совершить террористический акт, незамедлительно обратился в органы безопасности с целью предотвращения данных преступных действий" — после этого все их последующие встречи, состоявшиеся с 17 февраля по 7 июля 2020 года, "проходили под контролем сотрудников УФСБ".

Шамсияров также обвиняется в "пропаганде терроризма" и в "содействии террористической деятельности путём вовлечения лица к участию в деятельности международной террористической организации "Исламское государство" (признана террористической в РФ и запрещена). По версии следствия, мужчина "неоднократно проводил агитационно-пропагандистские беседы, отправлял различные видеоролики и иные материалы, связанные с деятельностью террористической организации, в ходе которых убеждал Шарифьянова в необходимости совершения совместной "хиджры" (переселения) на территорию Сирии с целью последующего вступления в международную организацию "Исламское государство" а также "сообщал Шарифьянову о личной готовности вступить в указанную организацию и умереть в войне против "неверных".

На первых допросах в УФСБ (согласно материалам дела) Эрнест Шамсияров вину в пропаганде терроризма "признал частично", пояснив, что распространял в интернете ролики, имеющие отношение к деятельности ИГИЛ, однако умысла на пропаганду терроризма не имел. Он заявил, что "не поддерживает идеологию ИГИЛ, а материалы, связанные с её деятельностью, просматривал в интернете из-за интереса к "их музыке".

Относительно намерения поджечь здания администрации и ООО "БашРТС" нефтекамец заявил, что "его умысел был направлен на хулиганские побуждения", а не на террористический акт. Шамсияров пояснил — после того, как ему пришла очередная квитанция за оплату коммунальных услуг, у него сдали нервы, и он решил поджечь "БашРТС" при помощи "коктейля Молотова".

В июне 2021 года Эрнесту Шамсиярову было предъявлено окончательное обвинение по ч.1. ст.30 ч.1 ст.205 (Приготовление к террористическому акту), ч.1.1 ст. 205.1 (Содействие террористической деятельности), ч.2 ст.. 205.2 УК РФ (Пропаганда терроризма). В июле прокуратура Башкортостана утвердила обвинительное заключение и направила дело в Центральный окружной военный суд. В августе Шамсияров был этапирован из в Уфы в Екатеринбург. Процесс по его делу начался в Центральном окружном военном суде в Екатеринбурге осенью прошлого года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG