Ссылки для упрощенного доступа

Спецоперации как метод управления Россией


Флаг Татарстана. Архивное фото
Флаг Татарстана. Архивное фото

Колумнист Руслан Айсин считает, что Владимир Путин правит Россией "спецоперациями" и их список все время ширится. К последним автор относит признание Всетатарского общественного центра экстремистской организацией, а также уход главы Актанышского района Татарстана Энгеля Фаттахова. Руководителя муниципалитета, как полагает Айсин, вынудили уйти, организовывая провокации. Фаттахов за последние годы много раз отмечался в деле защиты татарского языка.

Так называемая "специальная военная операция", стала повсеместным явлением не только во внешней политике российского государства, но и во внутренней.

Силовая корпорация, находящаяся у власти без малого двадцать три года, выработала достаточно действенную, как она считает, методологию управления общественными и политическими процессами — через спецоперации. Всё, что происходит в нашей стране: назначение глав регионов или членов правительства, выборы, реформы в социальной сфере, да та же пенсионная реформа — выстраиваются Путиным в режиме спецоперации.

Суть ее проста. Создать дымовую завесу, ввести людей в заблуждение о принятии того или иного решения и под грохот этого прикрытия утвердить то, чего никто не ожидал. Так Путин назначал премьер-министров, так он сознательно лгал, когда говорил, что не будет менять конституцию, оставаться на третий президентский срок, не нападать на Украину и так далее. Список его личных "спецопераций" внушителен.

Он и его приближенные, выходцы из системы КГБ/ФСБ, носители такого ментального и психологического типа. Им везде мерещатся враги, население страны они вообще не принимают за субъект, с которым можно открыто и честно говорить, что-то объяснять, тем более держать перед ним отчет. Политика для них — это игра прикрытия, создание симулякров, конспирология, спецоперация. Что угодно, но только не служение народу.

В последнее время они сильно упростили свой подход. Политика свернулась окончательно, институт доверия и репутации уже никого не интересует. Эксперты несколько лет назад пугали лукашенизацией путинскую систему, но мало кто всерьез допускал, что такое возможно. Уж, дескать, до методов "картофельного" автократа мы точно не докатимся. Не допустим. Однако реальность превзошла все негативные ожидания.

Вот и то, что произошло в пятницу, 10 июня, в Татарстане явно вписывается в те самые "специальные оперативные мероприятия" по демонтажу политического статуса республики и татарского народа. Синхронно в один день Верховный суд Татарстана признал Всетатарский общественный центр экстремистской организацией, а глава Актанышского района республики Энгель Фаттахов подал в отставку из-за того, что в районе второй раз осквернили могилу православного.

Как же они связаны? ВТОЦ оставался последней общественной татарской организацией, которая публично отстаивала интересы республики и татарского народа, проводила пикеты и ежегодный "Хәтер көне" (День памяти, когда поминают павших защитников Казани во время захвата Казанского ханства войском Ивана Грозного в 1552 году — "Idel.Реалии"), писала петиции в органы власти и делала много чего еще, что в современных условиях почти тотальной цензуры считается "экстремизмом" и мысле-преступлением. По-другому и быть не могло. Это был вопрос времени. Ликвидирует всех и вся, кто хотя бы даже на ментальном уровне сопротивляется системе и репрессивной машине.

ВТОЦ — старейшая татарская общественная организация, созданная еще в конце 1980-х годов. Она была трансграничной структурой с филиациями во многих регионах РСФСР и республиках Советского союза. ВТОЦ имел колоссальное влияние на большую политику. Собирал десятки тысяч людей на площадях Казани. Он стал тем организующим началом, что смог выстроить чаяния и устремления татарской интеллигенции в политический проект и стать соучредителем нового постсоветского Татарстана. Можно сказать, что ВТОЦ был больше, чем партия, он выступал в качестве представительного органа татарского народа, раскинутого по ширине евразийского континента. Выражал его политическую волю, подкрепленную необходимостью восстановления исторической справедливости.

Многие прокуроры и работники силовых структур, что запрещали и преследовали все эти годы ВТОЦ, тогда еще или не родились или бесцельно ползали под столом. Но сегодня все это для экзекуторов уже не имеет никакого значения. Они существуют в режиме повального запретительства. В этом просвечивается логика распада постимперского пространства и — самое главное — мышления!

Известно, что чекисты андороповской школы увлечённо интересовались всевозможными теориями космизма Вернадского, Циолковского, Рериха, Фёдорова, Блаватской. Оттуда же проистекает их чрезмерное внимание к теме символизмов. Путин в этом особо преуспел. Достаточно проанализировать символы, которыми так пестро увешана атрибутика войны в Украине. Поэтому я нисколько не удивлен тому факту, что главу Актанышского района Татарстана буквально принудили уйти в отставку в тот же самый день, что запретили деятельность ВТОЦ. Символизм. Примитивный, но зримый, бросающийся своей нелепостью в глаза.

В конце прошлого года, когда случилась странная история со спиленным крестом на кладбище в Актаныше, для многих понимающих людей, укорененных в политическую повестку, стало понятно — это грубая провокация. В момент этот скандал разогнали до федерального уровня. Все СМИ, подотчётные Кремлю, общим знаменателем заговорили о "русофобской выходке и страшном Татарстане". Понимая, как работает государственная медийно-пропагандистская система, нет сомнений в том, что акция была хорошо срежиссирована и ударно исполнена.

Провокация совпала, естественно, не случайно с очередным наездом на татарский язык, который также по не простому совпадению стал объектом критического внимания госСМИ.

В свое время один чиновник мне донес, что Энгелю Фаттахову Москва не простит его позицию по татарскому языку. Он в 2012 — 2017 годах занимал пост министра образования и науки Татарстана, при нем в школах было введено обязательное изучение всеми учениками татарского языка. На него писали доносы и под него копали федералы. После того пресловутого выступления-наезда Путина на татарский язык на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле — Фаттахова убрали с должности и сделали формальным виновником "татаризации системы школьного образования". Спецоперация по ликвидации татарского языка публично получила старт именно тогда.

Месть федералов все эти пять лет неотступно ходила за Фаттаховым. Надо отметить и другое важное обстоятельство. Актаныш — витрина "татарского" Татарстана. Владение татарским литературным языком повальное. Здесь же расположена уникальная татарская гимназия-интернат, куда отправляют учиться детей из других регионов. Система обучения на высочайшем уровне. Данное утверждение подтверждают результаты учеников и выпускников гимназии по итогам ЕГЭ и успехи на всевозможных олимпиадах. Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев — уроженец этого района.

Так вот одним спецоперативным махом Москва и исполнители ее воли разобрались с ВТОЦ и Энгелем Фаттаховым, который искренне радеет за татарский язык, а главное — делает многое, чтобы сохранить его статус и защитить его достоинство.

К сожалению, сомневаться не приходится: спецмероприятия до дальнейшему демонтажу символов республиканской государственности, институтов, структур татарского народа продолжатся. Сейчас дожмут тему с наименованием "президент Татарстана", ликвидируют Конституционный суд республики, обкромсают Конституцию, а дальше путь открыт к тому, чтобы вообще отказаться от административно-территориального положения республики. Раз ее нет как политического субъекта и она лишена всех своих представительных форм и регалий, тогда перестроить ее в "губернию" не составит юридического и административного труда.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG