Ссылки для упрощенного доступа

Горбачев умер 30 августа, в День Республики Татарстан


Руслан Айсин рассуждает о том, как при Горбачеве Татарстан чуть было не стал союзной республикой. И не только.

30 августа Татарстан отмечает день принятия акта о государственном суверенитете республики. Этот исторический документ был принят в 1990 году. Еще при СССР и при терявшем власть первом и единственном президенте страны Михаиле Горбачеве. И вот 30 августа Горбачев, автор перестройки, умирает в возрасте 91 года.

Путин многое засекретил. Чего опасаются?

Проведем символическую нумерологическую параллель. Покинул власть генсек-президент тоже в 91 году, подведя юридическую черту под существование Союза Советских Социалистических Республик. Всё символически сомкнулось в историческую петлю.

Итак. Горбачев и Татарстан. Здесь есть широта исторического анализа, что-то хорошо известно, что-то еще предстоит выкорчевать из архивов нам или нашим потомкам. Ведь Путин многое засекретил. Чего опасаются?

1990-й год начался для страны бурно. Коммунистическая верхушка теряла почву под ногами. Люди почувствовали вкус свободы и возможность оказать давление на власть, изменить ситуацию. 4 февраля в Москве проходит 300-тысячная демонстрация. Протестующие требуют отменить 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Люди держат плакаты с вопрошанием: "С кем вы, Михаил Сергеевич?" Все требовали от генсека решимости.

Процесс "суверенизации" территорий был логически обусловлен

Спустя три дня после этой демонстрации на Пленуме ЦК принято решение отказаться от руководящей роли КПСС. Это было началом конца. Регионы стали искать опору и легитимность внутри, а не вовне. Москва теряла власть и авторитет. Поэтому процесс "суверенизации" территорий был логически обусловлен. Кто-то должен был заместить власть реально, а не виртуально. Ведь суверенность — это прежде всего взваливание полномочий по обретению ответственности за судьбу региона и населения. Республики так и поступили. Татарстан в том числе.

1 мая 90-го традиционная демонстрация на Красной площади приобрела новые черты. Ее официальная часть прошла как обычно: бюджетники с лозунгами ушедшей эпохи, а неофициальная часть с призывами "Долой КПСС!", "Долой фашистскую красную империю!", "Долой Горбачева!" Всё это было на глазах у Горбачева…

У СССР не было по сути своей территории и властной сущности. Они были рассредоточены между республиками союзными и новым политическим образованием — Россией.

Однако пока еще формальный глава СССР не теряет надежды сохранить власть и удержать страну. Хотя Борис Ельцин уже формирует вокруг себя недовольных, 12 июня он провозглашает суверенитет РСФСР и противопоставляет себя Горбачеву и СССР. Парадокс в том, что у СССР не было, по сути, своей территории и властной сущности. Они были рассредоточены между республиками союзными и новым политическим образованием — Россией. Горбачев был номинальным руководителем государства, которое по факту уже растворилось в новых реалиях. Сам он был, но политически уже исчезал.

В апреле 1991 года уже к тому времени президент СССР Михаил Горбачев предпринял последнюю попытку спасти ситуацию. Он и руководители десяти союзных республик подписали соглашения о совместной подготовке проекта нового Союзного договора, призванного пересобрать СССР. Одним из разработчиков проекта выступал Минтимер Шаймиев — впоследствии первый президент не союзной, но по факту самостоятельной республики.

Шаймиев говорил, что в создаваемом документе "заложены такие положения, которые, по сути, не меняют положения бывших автономий", что экономический потенциал Татарстана "более высокий, чем у ряда союзных республик, даже вместе взятых" и что "процесс обретения суверенитета необратим".

Казань еще со сталинских времен просила и требовала от Москвы дать ей статус союзной республики. Всё было тщетно.

Партократия столкнулась с новым вызовом, нужно было вмонтировать и республики в составе бывшего РСФСР в новую государственность. Михаил Горбачев и председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов стали вести, как сообщает журнал "Итоги", "осторожные переговоры с автономиями на предмет "ответить своим суверенитетом на суверенитет республик". Шаймиев выступил активнейшим участником ново-огаревского процесса, ставя своей целью подписание Татарстаном союзного договора в качестве союзной республики.

Казань еще со сталинских времен просила и требовала от Москвы дать ей статус союзной республики. Всё было тщетно. И вот в 1991 году эти требования едва не обрели реальную политическую плоть.

Но… подписание Союзного договора так и не состоялось. Оно было назначено на 20 августа 1991 года. Однако за день до этого, 19 августа, заговорщики из окружения Горбачева предприняла попытку государственного переворота, объявив о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Вдохновителем и инициатором неудавшегося путча был председатель КГБ СССР Крючков, который активно поддержал в 1985 году избрание Горбачева Генеральным секретарём ЦК КПСС.

Распоряжения российского руководства под предводительством Ельцина для Татарстана Шаймиев объявил недействительными

Казань в эти тревожные августовские дни замерла в растерянности. Шаймиев не присоединился к числу руководителей субъектов РСФСР, подписавших заявление о неподчинении решениям и указаниям ГКЧП. На заседании президентского совета 19 августа Шаймиев заявил, что "на территории Татарстана будут действовать законы СССР и ТАССР", распоряжения же российского руководства под предводительством Ельцина для Татарстана он объявил недействительными.

На следующий день Шаймиев обратился к "демократически избранным органам власти, народным депутатам всех ступеней" с призывом "полнее использовать предоставленные им полномочия для обеспечения строжайшего соблюдения законности, постановлений ГКЧП". В эти дни жители Казани, как и других городов, вышли на улицы, протестуя против узурпации власти со стороны путчистов.

Клика ГКЧП продержались три дня. И всё было кончено. Арестованный ими Горбачев вернулся из своей резиденции в Форосе, но это был уже деморализованный и политически обнуленный человек.

Татарстан к Федеративному договору не присоединился

Триумф Ельцина и его российского проекта оставил партийную общесоветскую номенклатуру не у дел. В конце августа 1991 года коммунистическая вертикаль в стране перестала существовать и наступил период перераспределения полномочий: региональных руководителей исполнительной власти президент России Борис Ельцин стал назначать своими указами, а параллельно с этим шло становление местных парламентов, в результате чего в субъектах федерации установилось двоевластие. Назначенцы Москвы и избранные народом депутаты.

Вместо несостоявшегося Союзного договора уже новый властитель положения Борис Ельцин и его команда предложили Федеративный договор, чтобы вшить республики в составе РФ в новую историко-политическую парадигму. Главы субъектов РФ подписали его 31 марта 1992 года. Но Татарстан к Федеративному договору не присоединился. Так началась череда перетягивания политического каната между Казанью и Москвой.

К тому времени все уже забыли и про СССР, и про Горбачева, которые в декабре 1991 года сошли с политической сцены. На ней уже заправляли совсем другие персонажи и фиксировались исторические хроники.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG