Ссылки для упрощенного доступа

"Набухание неизбежности войны". Фестиваль "Эхо" Артдокфеста" представил фильмы о состоянии российского общества в предвоенную пору


Открытие фестиваля "Эхо "Артдокфеста" в Ереване
Открытие фестиваля "Эхо "Артдокфеста" в Ереване

В столице Армении — Ереване — прошел фестиваль "Эхо" Артдокфеста" — выездная сессия известного фестиваля документального кино "Артдокфест". "Idel.Реалии" поговорили с его президентом, режиссером Виталием Манским о нынешнем состоянии российского документального кино и кинодокументалистике в регионах.

Фестиваль открылся фильмом режиссера Виталия Манского "Горбачев. Рай". На протяжении следующих дней зрители увидели еще около десятка документальных картин, некоторые из которых представили сами режиссеры.

Среди фильмов — работы о жизни разъездного цирка-шапито ("Джой") и буднях маленькой деревни на берегу Белого моря ("164880"), о попытке снять правдивый фильм в колонии строгого режима ("Начальник отряда"), наблюдение за жизнью московского метро ("Куда мы едем?"), зарисовка о вторжении Русской православной церкви в армейскую среду (Jumping-off place), история ненецкой женщины Иванны, матери пятерых детей, вынужденной переехать из тундры в город Дудинка ("Жизнь Иванны Яптунэ") и другие.

Нынешняя выездная сессия фестиваля в Армении была посвящена продюсеру и медиаменеджеру Манане Асламазян, принимавшей участие в подготовке этого мероприятия и трагически погибшей в Ереване в августе нынешнего года.

Особенностью ереванского фестиваля явилось также то, что все фильмы демонстрировались с армянскими субтитрами, поскольку организаторы стремились, по их словам, "заинтересовать фестивалем широкие круги общественности Армении".

По данным организаторов, за пять дней фестиваля показы фильмов посетило более тысячи зрителей.

"Idel.Реалии" поговорили с президентом "Артдокфеста", режиссером Виталием Манским о программе фестиваля и нынешнем состоянии российского документального кино.

— Как отбирались фильмы для нынешнего фестиваля в Ереване?

— В этом году в основной программе "Артдокфеста" и в программе его "Эха" представлены фильмы предвоенной поры, которые предъявляют нам общество в состоянии такого набухания неизбежности этой войны. Предъявляют через разные — иногда непрямые — истории. Взять картину "Куда мы едем?" Если ее смотреть именно сейчас, мы очень точно почувствуем этот общественный накал, этот возрастающий конфликт, эту податливость и слабовольность общества — все это отражается в людях, в пассажирах, в этой бесконечной кольцевой поездке в подземелье столицы России. Все вместе эти фильмы и создают ощущение чувства. Потому что то документальное кино, которое мы стараемся поддерживать, — это кино чувств. То же кино прямых указаний, тезисов, которое сейчас заполонило телеэкраны, служит по разные стороны баррикад своим — очень четким — целям. Но мы, как говорится, стоим не в этом строю.

— Что можно сказать о нынешнем состоянии кинодокументалистики в российских регионах? Произошли ли в ней, на ваш взгляд, какие-то изменения после начала войны России с Украиной?

— Вы знаете, я думаю, что сейчас, к счастью, не существует как таковых "столичной" и "региональной" кинодокументалистики. Есть люди с глобальным мышлением и есть люди с мышлением, с амбициями, с кругозором своего вовлечения в пространство кино ограниченным, узким. В столице, к примеру, живут и те, и другие люди. И документальное кино сейчас освободилось от оков индустрии, от оков бюджета, от необходимости быть каким-то прилагательным к большим студиям-продакшенам…

Виталий Манский (слева)
Виталий Манский (слева)

Если же говорить об изменениях в российской кинодокументалистике, то приходится говорить о таких, которые в результате начала полномасштабной войны все-таки не произошли. К сожалению, мощных, объемных, глубинных картин, которые бы предъявили [публике] измененную жизнь (а она, безусловно, изменилась), пока не случилось. И что самое обидное — мы, "Ардокфест", как институция держим руку на пульсе [кинодокументалистики], не только отсматривая готовые фильмы, но у нас есть и такие инструменты, как питчинг. То есть мы знаем о замыслах авторов будущих картин. И здесь я вынужден признать, что и в будущих проектах, которые только-только подступают к своей реализации, почти нет фильмов вот об этом изменившемся мире. Не знаю, связано ли это с шоком или со страхом, связано ли это с ощущением какой-то бессмысленности делать кино, которое невозможно нигде показать… Но вот это — факт, сухой факт.

— Мне кажется, на одних только кадрах с проводов мобилизованных, с их собственных видеороликов из мест так называемого "боевого слаживания" можно было бы сделать такие фильмы...

— Конечно, их можно сделать; излишне об этом даже говорить. Любые переломные, пиковые моменты такого общественного вулканизма отражаются в литературе, в кино, вообще во всем искусстве. Но вот пока этого не происходит. Пока с обеих сторон — и со стороны агрессора, и со стороны Украины как страдающей от этой агрессии — есть картины более пропагандистского толка, более упрощенные модели формулирования того, что думает и чувствует автор. Но, с другой стороны, я, опираясь на опыт предшествующих поколений, напомню, что все известные фильмы возникли спустя 25-30 лет после [Второй мировой] войны.

— Поступают ли сейчас заявки на фестиваль из регионов Поволжья?

— Они поступают постоянно. Мы получаем их каждый год — из Перми, из Татарстана, из Башкортостана и так далее. Если зайти на "АртдокМедиа" (архив документального кино, снятого в странах бывшего СССР с начала 2000-х годов — "Idel.Реалии"), можно увидеть, что из этих регионов очень много картин. Например, мы получили из Тольятти фильм о рок-клубе (возможно, речь идет о фильме "Рок-провинция"). Кстати, испанцы в копродукции с региональными документалистами сняли очень интересную и яркую картину о Тольятти — и мы ее точно покажем на фестивале следующего года.

Виталий Манский. Архивное фото
Виталий Манский. Архивное фото

В 2020 году на краудфандинговой платформе "Планета" начался сбор средств на съемки документального фильма об удмуртском ученом Альберте Разине, который совершил акт самосожжения в знак протеста против проводимой в России политики в отношении национальных языков. Фильм под названием "Вечная жизнь", автором которого является тувинский режиссер Мерген Иргит, попал в шорт-лист питчинга "Артдокфеста"...

— Это очень мощная история. Она очень важна и тем, что она говорит о значении языка, тем более сейчас из-за языка происходят войны — в каком-то смысле война России с Украиной идет и из-за языка. Я надеялся, что эту историю возьмет сильный, отчаянный и очень талантливый автор и сделает из нее по-настоящему грандиозную картину. Если бы, к примеру, ее взял такой кинодокументалист, как Герц Франк, то это был бы фильм уровня его картины "Высший суд" — фильм высокого гуманистического пафоса. Во всяком случае я желаю этому тувинскому режиссеру успеха.

***

"Артдокфест" — крупнейший международный фестиваль документального кино, представляющий неформатные документальные фильмы всех жанров и направлений. Учрежден в 2007 году. В фестивале принимают участие фильмы со всего мира, снятые на русском языке. Их авторы, как говорят организаторы фестиваля, "ставят перед собой задачу развития киноязыка документального кино, вторгаются в закрытые пространства и вскрывают самые актуальные болевые точки современного мира". Президентом фестиваля является известный российский кинорежиссер, сценарист Виталий Манский.

Российские органы власти и патриотические движения не раз пытались сорвать премьеры неугодных им картин, показываемых на фестивале. Так, в 2014 году министерство культуры РФ отказалось от поддержки фестиваля из-за "антигосударственной позиции" его организаторов. В 2017 году был запрещен к показу фильм "Мустафа" украинского режиссера Эрнеса Сарыхалилова о советском диссиденте, лидере крымскотатарского народа Мустафе Джемилеве. На том же фестивале активисты провластного движения SERB сорвали показ фильма Беаты Бубенец "Полет пули" (о войне на востоке Украины), разлив в зале некую жидкость с сильным едким запахом. По поводу другого фильма "Война ради мира" (также о войне на востоке Украины) ряд депутатов Госдумы РФ обратились в Генпрокуратуру с требованием проверить действия организаторов фестиваля на предмет "пропаганды нацизма".

В марте 2022 года открытие фестиваля в Москве было сорвано под предлогом поступившего телефонного звонка о минировании кинотеатра "Октябрь". Президента фестиваля Виталия Манского облили красной краской. После этого организаторы фестиваля объявили, что мероприятие больше не будет проводиться в России. В сентябре 2022 года против Манского возбудили уголовное дело о клевете по заявлению режиссера Никиты Михалкова.

Помимо главного фестиваля, который теперь проходит в Риге, в различных странах периодически проходят его выездные сессии под названием "Эхо "Артдокфеста". В мае 2021 года такой фестиваль прошел в Уфе. Последний такой фестиваль в России состоялся в августе 2022 года в столице Республики Коми — Сыктывкаре.

В 2019 году на "Артдокфесте" был представлен фильм уфимской режиссерки Алисы Хайретдиновой, рассказывающий о башкортостанских активистках фем-движения.

В архиве "АртдокМедиа" также представлены фильмы башкортостанских авторов Ирины Минигалеевой ("Как прекрасен этот мир", "Сегодня я живу не зря", "Кукла", "Парикмахер добра"), Юлии Нигматуллиной ("Старики-отшельники", "Дело совести"), Руслана Юлтаева ("Внеклассный урок").

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG