Ссылки для упрощенного доступа

Башкирское национальное движение в 2022 году. Взгляд его участника


Митинг в Уфе 23 января 2023 года, в котором активное участие приняли и сторонники Башкирского национального движения
Митинг в Уфе 23 января 2023 года, в котором активное участие приняли и сторонники Башкирского национального движения

Башкирский политик Руслан Габбасов рассуждает о том, каким минувший год оказался для национального движения. Он считает, что башкирские деятели в целом выступили против войны в Украине, репрессии властей в отношении оппозиционеров усилились, а создание в Литве башкирской организации позволило движению говорить не только о федерализации России.

Прошедший 2022-й войдет в историю не только как год начала полномасштабной войны между Россией и Украиной, но и как период второго дыхания башкирского национального движения (БНД). Минувшие 12 месяцев помогли нам точнее определиться с целями.

При этом, когда речь идет о деятельности БНД, под ним следует понимать как активность в республике, так и за рубежом.

После того, как хабировская власть запретила организацию "Башкорт", посадила Айрата Дильмухаметова, Рамилю Саитову, продолжила процесс над защитниками шихана Куштау, активность нацдвижения внутри республики несколько снизилась. Но в республике продолжает действовать национальная организация "Патриоты Башкортостана".

В целом, в Башкортостане активизм был более резвым до войны. Самая крупная протестная акция в республике прошла 20 февраля, когда собираться еще было не так опасно, как сейчас. Тогда прошел флешмоб, в котором приняли участие более тысячу человек. Они выразили поддержку башкирским пчеловодам. Собравшиеся были против передачи территорий зоологического заказника "Ишимбайский" иностранным инвесторам, планировавшим там добывать мед в промышленных масштабах. Позднее, французские инвесторы сами отказались от затеи.

Уже после начала войны любые оппозиционные протестные акции властями пресекались, хотя провластные мероприятия в поддержку военной агрессии устраивались ими регулярно. В первые дни вторжения России в Украину были попытки провести массовые акции протеста в Уфе, но это не удалось — вместо них прошли малочисленные акции, которые были разогнаны полицией.

Тогда протестующие попытались сменить тактику и начали проводить одиночные пикеты, которые можно проводить, не согласовывая их с властями. Но и тут силовики действовали, не щадя, — пикетирующих сразу же задерживали. Каждому задержанному за одиночный пикет выписывали большие штрафы, а кто-то подвергся даже арестам.

АНТИВОЕННАЯ РИТОРИКА

Надо отметить, что башкирское национальное движение, которое и раньше критически высказывалось по поводу действий российской власти, в основной своей массе не поддержало войну, за исключением некоторых отдельных людей.

Еще за месяц до начала активных боевых действий от имени аксакалов башкирского народа и лидеров башкирского национального движения вышло обращение к военнослужащим из Башкортостана с призывом не участвовать в надвигающейся агрессии России на стороне последней.

В то же время провластные башкирские национальные организации, такие как, например, Всемирный курултай башкир, а также отдельные провластные деятели, ожидаемо поддержали войну и включились в ее пропаганду.

Пытаясь побудить население выступить за агрессию против Украины, республиканская власть начала активно эксплуатировать национальную тематику. Так, под патронажем лично главы Республики Башкортостан Радия Хабирова в республике создали несколько "добровольческих" батальонов имени Минигали Шаймуратова, Александра Доставалова и Салавата Юлаева.

Особенно сильное возмущение башкирского населения вызвало то, что батальон, в общем-то, наемников назвали именем национального героя Салавата Юлаева.

В своей пропаганде насилия власть делала многое — вице-премьер башкирского правительства Азат Бадранов, который раньше курировал национальную политику в регионе, демонстративно объявил, что лично отправился на фронт участником батальона имени Шаймуратова.

Одновременно с этим в республике продолжились и репрессии против национальных деятелей. Несколько раз был арестован и приговорен к штрафам один из активистов башкирского национального движения Фаиль Алсынов. Его обвинили в организации флешмоба в Ишимбайском районе и оштрафовали на сумму в 10 тысяч рублей. А в конце года, в декабре, его вновь наказали штрафом в 10 тысяч рублей за его антивоенную позицию.

В 2022 году продолжился процесс по Кармаскалинскому делу, где с 2020 года расследуется дело против четырех защитников шихана Куштау. Прокурор запросил реальные сроки для Аманова Рустама, Кинисарова Ильнура и Абкадирова Раиля. На последнее слово подсудимых в Кармаскалинский суд приехало поддержать около ста человек. Дело в отношении Марата Шарафутдинова (четвертый подсудимый), у которого после избиений в Уфимском СИЗО начались психические расстройства, вывели в отдельное делопроизводство. Власти объявили, что оглашение приговора активистам будет 10 января 2023 года.

Другого защитника Куштау Айтугана Шарипова за его антивоенные высказывания доставили в здание ФСБ в Уфе, где с помощью электрического тока подвергли пыткам. После этого Шарипов был вынужден уехать из России.

"Кармаскалинское дело"

Седьмого ноября 2020 года близ райцентра Кармаскалы полиция и сотрудники спецназа управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Башкорстану "Гром" задержали около 50 башкирских активистов, ехавших, по одной версии, улаживать конфликт с местной армянской диаспорой, по другой — отметить праздник. На подъездах к райцентру машины активистов остановили силовики, парней с применением физической силы вытащили из автомобилей, часть из них избили. От ударов силовиков пострадали также машины активистов. Все они были доставлены в Кармаскалинский райсуд, который назначил им административный арест.

Во время пребывания в спецприемнике большинство активистов написали заявления в Следственный комитет, жалуясь на незаконное задержание и избиения со стороны сотрудников полиции и спецназа. В декабре 2020 года СК отказал в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников спецназа "Гром" "за отсутствием в их действиях состава преступлений". После повторных жалоб активистов в Генпрокуратуру и СК РФ региональное следственное управление отменило прежнее решение и направило материалы на дополнительную проверку.

В январе 2021 года силовики провели повторные обыски и задержания ряда активистов, которые ранее написали жалобы на избиения. Провластные СМИ со ссылками на источники в силовых структурах сообщали, что у задержанных в ходе обысков якобы "были изъяты обрезы, самодельный пистолет и банка пороха". Сами активисты и члены их семей утверждали, что это оружие и боеприпасы им подбросили в ходе обысков.

Задержанных доставляли в Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ) при МВД по Башкортостану. Некоторых после допросов отпустили, но Марат Шарафутдинов, Ильнур Кинисаров, Рустам Аманов и Раиль Абкадиров были арестованы судом на два месяца.

Арестованным активистам в январе 2021 года предъявили обвинения в приготовлении к хулиганству по мотивам национальной ненависти и незаконном хранении оружия. Арест членов "кармаскалинской четверки" по ходатайству следствия неоднократно продлевался судом, однако 22 сентября 2021 года суд изменил им меру пресечения и отправил их под домашний арест.

Четвертого обвиняемого — Марата Шарафутдинова — власти решили отправить на принудительное психиатрическое излечение.

10 января 2023 года Кармаскалинский районный суд Башкортостана приговорил Раиля Абкадирова к семи годам лишения свободы условно, Аманова — к трем годам условно, Ильнура Кинисарова — к двум годам условно. В апреле Верховный суд РБ снизил наказание Кинисарову и Абкадирову.

НЕ ВСЕ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ

За антивоенную позицию пострадали многие. В одном из уфимских парков во время пробежки была избита 21-летняя Амрита Рахматуллина за антивоенную позицию ее сестры Ильмиры Рахматуллиной. Нападавшие назвали ее с сестрой предателями родины. После этого девушки покинули Россию.

Если в отношении оппозиционных активистов репрессии только набирали обороты, то разного рода провокаторы, лояльные власти, наоборот, получают всё большую защиту.

Так, известный в республике провластный блогер Арслан Нигаматьянов избежал уголовного наказания за свою провокацию, которую он совершил год назад в отношении группы башкирских активистов. Тогда он распылил газ из перцового баллончика в лицо группы людей на акции в честь Дня республики. Под давлением общественности было заведено уголовное дело, но позднее оно было прекращено.

ЗА СВОБОДУ ЗА ГРАНИЦЕЙ

С каждым годом в республике все сложнее вести активную общественную оппозиционную деятельность, особенно с начала военных действий, поэтому основная деятельность башкирского национального движения переместилась за границу. Особенно это стало заметно после того, как в Литве нам удалось открыть Башкирский национальный политический центр (БНПЦ).

Это в значительной степени определило риторику движения — в условиях Европы, где свобода не просто слово, нам удалось сильно сместить акценты в наших заявлениях. Если раньше актив БНД требовал соблюдения принципов федерализма, договорных отношений с Москвой и возвращения суверенитета республики, то после 24 февраля башкирские националисты вынуждены были заговорить уже о независимости Башкортостана.

Первым, кто поднял идею о независимости, стал как раз Башкирский национальный политический центр, который состоит из башкир разных стран мира.

Сразу после начала войны БНПЦ опубликовал видеообращение к соотечественникам из Башкортостана, в котором осудил агрессию России в отношении Украины и призвал выходцев из республики не участвовать в ней. После того, как Верховная Рада Украины признала территорию Чеченской Республики Ичкерия временно оккупированной территорией, БНПЦ направил обращение президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой признать Республику Башкортостан временно оккупированной территорией.

Сами представители БНПЦ начали активно участвовать в различных политических форумах и конференциях, проходивших в различных странах. Мы рассказывали мировому сообществу о том, что в действительности происходит в республике. В том числе благодаря этому многие начали узнавать о проблемах башкирского народа.

РАДИКАЛИЗАЦИЯ НАРОДА

Чем дольше шла война, тем радикальнее становились действия и простых жителей республики. В городах и районах Башкортостана неизвестные начали расклеивать листовки, призывающие сжигать военкоматы, оказывать сопротивление властям, вооружаться. Акции прямого действия не заставили себя долго ждать. В Салавате неизвестные подожгли офисы политических партий "Единой России" и КПРФ, в поселке Архангельский (райцентр Архангельского района РБ) подобным действиям подвергнут местный военкомат.

В начале октября был облит красной краской один из символов Уфы — Монумент Дружбы, который был установлен в честь 400-летия вхождения Башкортостана в состав Русского государства. Те, кто совершил этот акт, объяснили свои действия тем, что, таким образом, башкиры разрывают свои отношения с российским государством.

Позднее башкирское национальное движение заявило, что начинает работу по формированию башкирского военизированного подразделения, из которого должна вырасти основа будущей Башкирской армии.

К концу года в интернете появилась информация о том, что в рядах ВСУ появилась рота "Башкорт". Это четвертое национальное подразделение в украинских вооруженных силах после чеченского, крымского и дагестанского батальонов, которые создалось по этническому признаку.

Подводя итоги 2022 года, можно утверждать, что башкирское национальное движение перешло на более высокий уровень, поставив перед собой цель — обретение независимого государства — Башкортостана. Учитывая, что события развиваются очень стремительно, можно ожидать, что следующий год принесет еще более масштабные события для башкирского национального движения и всего башкирского народа.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG