Ссылки для упрощенного доступа

Уфимская активистка Рахматуллина после нападения на её сестру покинула Россию. Мы поговорили с ней


Амрита (слева) и Ильмира Рахматуллины в США
Амрита (слева) и Ильмира Рахматуллины в США

Хореограф и активистка из Уфы Ильмира Рахматуллина с начала полномасштабного российского вторжения в Украину неоднократно выходила на антивоенные пикеты. Какое-то время она избегала возбуждения против неё административных дел за "дискредитацию" армии, но в сентябре прошлого года её оштрафовали по этой статье на 30 000 рублей. К тому момента Рахматуллина уже уехала из России. Поводом к эмиграции стало нападение на младшую сестру Рахматуллиной — Амриту — в августе 2022 года. Сёстры сейчас живут в США и намерены получить в этой стране политическое убежище. "Idel.Реалии" спустя год после начала войны поговорили с Ильмирой Рахматуллиной.

Уфимские антивоенные активистки — сёстры Ильмира и Амрита Рахматуллины покинули Россию в августе 2022 года — после того, как на Амриту во время ее утренней пробежки напали неизвестные. Девушку избили, дав понять при этом, что мстят ей и ее старшей сестре Ильмире за её регулярные выходы на пикеты против войны с Украиной. На следующий день сестры уехали из России. Уже вдогонку Ильмире "прилетел" назначенный судом штраф в 30 тысяч рублей за последний пикет, на который она выходила в августе прошлого года.

Ильмира Рахматуллина говорит, что впечатления от тех дней еще не стерлись из памяти, а ее сестра Амрита, хоть и живет уже в другой стране, не выходит из дома в одиночку.

— После того нападения мы были в шоковом состоянии. Вдобавок нам сразу же стали звонить полицейские, хотя мы еще никуда не успели обратиться с заявлением. Они приглашали нас подъехать в какие-то непонятные места — якобы для беседы. Знакомые юристы сказали, что ехать не стоит, что возможна любая провокация. Я не спала всю ночь, всё взвешивала. Очень боялась за сестру, вспоминала, что в мой адрес тоже были угрозы от силовиков за мои выходы на антивоенные пикеты. К утру мы решили уехать из России. Я купила билеты, и мы вылетели с двумя рюкзачками — с самым необходимым — через Москву в Стамбул. Квартиру и все остальные вещи оставили в Уфе под присмотром родственников, — вспоминает Ильмира Рахматуллина.

Она рассказывает, что в Стамбуле они с сестрой пробыли чуть больше недели, раздумывая, куда ехать дальше.

— Хотели рвануть в Европу — это нам советовали и другие башкирские политэмигранты. Но, в конце концов, решили ехать в Америку. Нам рекомендовали ехать через Мексику — мы так и сделали. Прилетели в Мехико, пробыли там неделю, выясняя все подробности перехода границы, и поехали на север — в Тихуану. Ехали, конечно, не зная, как всё обернется. Границу, как известно, там переходят по-разному — кто-то очень трудно, тяжело, кто-то вообще без проблем. Но мы уже ничего не боялись. Бояться можно в нашей стране, с ее обезумевшими властителями и силовиками, — констатирует Ильмира.

Ильмира Рахматуллина
Ильмира Рахматуллина

В итоге Рахматуллины перешли границу, по их словам, "очень легко".

— Пересекли рубеж ночью, пешком, под утро дождались пограничного патруля и заявили, что мы из России, просим политическое убежище. С нами были еще две девушки — тоже из Уфы — одна из них была с ребенком. Нас опросили, сперва кратко, затем отвезли в Сан-Диего — в миграционную службу. Там нас опрашивали уже более тщательно. Отношение к нам было очень хорошее, культурное; нас вполне хорошо кормили. Проверка шла трое суток; затем нас отвезли в ковид-отель, где у нас была уже отдельная комната — с душем, с горячим питанием. Туда уже приезжают волонтеры и помогают беженцам всем, чем могут. В течение трех суток мы там хорошо отдохнули после перехода границы и всех проверок, — отмечает Ильмира.

После Сан-Диего сестры решили поехать в Лос-Анджелес. По словам Ильмиры, им написал один давний эмигрант из Башкортостана. Он встретил их и приютил на несколько дней.

— Он нам очень сильно помог. Кроме того, у нас там появились и другие друзья — тоже из Башкортостана. С их помощью мы нашли жилье на первое время. Вообще люди из Башкортостана на чужбине очень отзывчивы, некоторые даже читали нашу историю, — рассказывает Ильмира Рахматуллина.

Она отмечает, что башкирское комьюнити в Америке "очень дружное" — в нем "все, разумеется, против войны с Украиной".

— Все очень переживают, что башкирские парни гибнут на этой путинской войне. Некоторые, конечно, и говорят в сердцах: "Они получили то, за чем поехали — ведь они ехали убивать других мирных людей". Я не могу их за такую реакцию осуждать. Я и сама считаю, что нужно любыми способами избегать участия в этой войне — лучше сесть в тюрьму или сдаться украинцам, только не воевать. Это же дикость: башкиры едут умирать и убивать за "русский мир". Убивать украинцев, убивать братский нам крымскотатарский народ... Это — гнусная война Путина. И позор, что [глава Башкортостана] Радий Хабиров, помогая изо всех сил этой войне, хочет выслужиться перед Путиным. Ужасно еще и то, что наш муфтият (Центральное духовное управление мусульман России в Уфе и Духовное управление мусульман РБ — "Idel.Реалии") поддерживает эту войну. Я как мусульманка считаю это недопустимым, — констатирует Рахматуллина.

Ильмира и Амрита Рахматуллины
Ильмира и Амрита Рахматуллины

В январе нынешнего года сестры приехали в Нью-Йорк и, по их словам, некоторое время пробудут там, решая различные вопросы своей дальнейшей легализации в стране.

— Очевидно, мы будем подавать документы на получение политического убежища в США, на это у нас есть еще полгода. Деваться нам некуда: война продолжается, а режим в России еще долго будет репрессивным. Он уже стал тоталитарным, абсолютно нетерпимым к любому инакомыслию, — рассуждает Ильмира.

Сестры живут, по их признанию, скромно, тратя имеющиеся средства в основном на еду, оплату аренды жилья и изучение английского языка:

— Я человек экономный, и у меня были некоторые сбережения на черный день. Есть мы ходим в фудбанки (благотворительные организации, которые занимаются сбором продуктов от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся — "Idel.Реалии"), где бесплатно дают и фрукты, и овощи, и мясо, и все, что угодно. Сами американцы даже ходят туда. Кстати, замечу, что американцы — очень "френдли", дружелюбный народ. Они к тому же очень общительны — и это помогает быстро осваивать язык.

Ильмира Рахматуллина признается, что временами они с сестрой испытывают тоску по родине:

— Конечно, некоторая ностальгия есть. Амрита даже сильно плакала, когда мы очутились в Америке. Она скучает по подругам, постоянно переписывается с ними. Но сейчас она уже смирилась с выпавшей нам долей. Вообще, мы скучаем не по стране, а по нашим друзьям, по своему языку, по родным местам в Уфе, в Башкортостане. Я не знаю, когда мы туда вернемся — и вернемся ли вообще. Сможем ли мы посетить могилы родителей, прикоснуться к дорогим нам вещам, оставшимся от них на память...

Тем не менее на судьбу Ильмира не жалуется.

— Я не жалею, что выходила на пикеты в поддержку Украины, хоть нам и пришлось из-за этого покинуть родину. Я и здесь продолжу поддерживать украинцев. Буду убеждать тех русских эмигрантов, которые здесь поддерживают войну и Путина — к сожалению, и такие здесь встречаются. Пошлю им и другим эмигрантам в электронном варианте книгу "Нет войне", которую выпустили "Idel.Реалии" — пусть они знают, что и в России далеко не все поддерживают кремлевскую агрессию, — резюмирует Рахматуллина.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG