Ссылки для упрощенного доступа

Почему россияне приезжают в Турцию — и уезжают из нее


Стамбул
Стамбул

Самые популярные направления эмиграции среди россиян, покинувших страну в связи с полномасштабной войной в Украине — постсоветские государства: Грузия, Армения и Казахстан. Среди стран, никогда не входивших в состав СССР, первое место по числу новоприбывших россиян занимает Турция. Относительный нейтралитет Турции, низкие по сравнению со странами Евросоюза цены, развитая туристическая инфраструктура и действовавшая ранее программа упрощенного ВНЖ для "долгосрочных отдыхающих" привлекли туда не менее 78 тысяч россиян только за 2022 год. Сейчас, однако, многие российские иммигранты жалуются на отказы в продлении ВНЖ без объяснения причин и покидают Турцию. "Idel.Реалии" побеседовали с двумя иммигрантками и одним местным жителем, чтобы узнать, как россияне обустраиваются в Турции, с какими проблемами сталкиваются и что планируют делать дальше.

"ВОЙНА ВНЕСЛА КОРРЕКТИВЫ"

Астраханка Динара переехала в Турцию с мужем в конце августа 2022 года. Сейчас они живут в одном из центральных районов крупнейшего города страны — Стамбула.

— Мы и до войны планировали эмигрировать, но война внесла коррективы. Решили, что если не уедем сейчас, потом могут быть проблемы с чем угодно: контроль за границами ужесточат, а так как мы оба айтишники, то и так нервничали из-за каждой новости от Минцифры. Когда через месяц после отъезда началась мобилизация, мы поняли, что тайминг был идеальный. Турцию выбрали, так как уже бывали здесь в другом регионе, понравились низкие цены и приятные люди. Я была за Казахстан, но мы отказались от постсоветских стран, так как муж полагал, что в случае полной мобилизации они теоретически могут выдать людей в Россию — понятно, что вероятность не очень большая, но тогда все факторы принимались во внимание. В итоге окончательный выбор пал на Турцию — я тогда уже немного знала турецкий, что тоже было аргументом в пользу этого варианта, — рассказывает Динара.

Среди плюсов Турции как направления для переезда на момент принятия решения иммигрантка называет простоту легализации и низкую стоимость жизни, но отмечает, что с тех пор многое изменилось: ВНЖ теперь получить сложнее, а цены растут в связи с инфляцией.

— Конкретно Стамбул мной был выбран из-за обилия мест для досуга как для меня, так и для мужа, наличия интернационального коммьюнити, да и в целом — в таком огромном городе всегда есть, чем заняться. Здесь хорошо развиты общественный транспорт, сфера услуг. Из плюсов я бы отметила очень приятных людей и хорошее отношение к иностранцам. Временами я чувствую излишнее любопытство, но понимаю, что это не со зла, а просто особенность культуры — другие представления о личном пространстве. Понятно, что у меня точка зрения достаточно привилегированного мигранта, у других людей бывает совсем другой опыт, — делится астраханка.

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО БЫТА

Рассказывая о жизни в Стамбуле, Динара вспоминает: "Много раз бывали случаи, когда совсем незнакомые люди помогали почти насильно: оплачивали проезд, когда карта не срабатывала у валидатора, помогали затащить тяжелые вещи на третий этаж, вели за руку разменивать крупные купюры, водили по окошкам у нотариусов. Я слышала, что у многих есть опыт хамства со стороны бюрократов, но у меня опыт прямо противоположный — все всегда и везде очень терпеливо ждали, пока я сформулирую предложение до конца, или доставали переводчик".

Среди минусов Турции как направления для миграции россиянка отмечает отсутствие привычного порядка: "Речь, конечно, о порядке в нашем понимании. Это даже не столько минус, сколько особенность устройства местного быта. Это просто надо иметь в виду. Например, в разных отделениях одного и того же банка разные условия для открытия счета. У меня было даже такое, что разные условия называли разные менеджеры в одном отделении. Если это еще можно было списать на то, что банк частный, то оказалось, что в разных отделениях миграционной службы разные условия для прописки — разные пакеты документов и так далее".

— Еще одна особенность — некоторая закрытость турецкой культуры для влияния извне. Музыка и кино здесь очень самобытные, даже молодые турки зачастую не слушают иностранную музыку и не смотрят популярные сериалы или фильмы. Впрочем, TikTok используют многие, через него быстро знакомятся с трендами. Большинство турок не говорит на английском даже в относительно популярных для туристов районах, но я вполне справляюсь со своим турецким, который с переменным успехом учу, — рассказывает Динара.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И АНТИМИГРАНТСКАЯ РИТОРИКА

По словам иммигрантки, она никогда не сталкивалась с негативным отношением к россиянам со стороны местных жителей лично, но встречала некоторые жалобы в социальных сетях: "Иногда в "Твиттере" натыкаюсь на истории о том, что в Анталье, например, так много мигрантов из постсоветских стран, что многие сферы переориентировались на них и оказывают услуги только на русском. Турки выражают недовольство этим фактом, но чаще недовольство носит характер негатива в отношении обилия иностранцев вообще и того, что они не так активно учат турецкий. Гораздо больше волнений у местных явно вызывают мигранты из Сирии и Афганистана — есть даже кандидаты на выборах, которые строят свою предвыборную кампанию на антимигрантской риторике. Наверное, основной минус наплыва именно россиян — в увеличении стоимости аренды жилья, что особенно ударило по студентам. Жилье здесь действительно достаточно дорогое".

— Я здесь почти не общаюсь с другими россиянами. Исключение — бывшие коллеги мужа, которые ждут визу в одну из европейских стран, но и они скоро уедут. Особых причин на это нет, я не избегаю русских пространств сознательно, просто больше ориентируюсь на экспатские (англоговорящие) или турецкие тусовки, где могу практиковать языки, и стараюсь поддерживать местный креативный класс — мы живем в районе Стамбула, где много людей зарабатывает на жизнь искусством. Я учу турецкий, но не так активно, как хотелось бы — из-за обилия работы. В целом хочется быть более включенной в локальную жизнь — я вижу, что она очень интересная, но языковой барьер пока мешает, — объясняет астраханка.

МНОГОГРАННОСТЬ ТУРЕЦКОЙ ПОЛИТИКИ

Отвечая на вопрос, как грядущие президентские выборы могут повлиять на жизнь в Турции, Динара отмечает: "О местной политике я знаю не так много — в основном из-за прогрессивного пузыря, в котором тут обитаю. Я левая — и большинство моих знакомых здесь принадлежат левому спектру политических взглядов, поэтому делать каких-то прогнозов или выводов о поддержке того или иного кандидата я не могу. Мы живем в очень прогрессивном районе, где были митинги в поддержку прав ЛГБТКИАПП+, куча феминистских граффити на стенах, но, как только заглядываю в соцсети, понимаю, что реальная картина куда более пестрая".

— Как я уже говорила, многие, включая даже относительно прогрессивных молодых людей, крайне негативно относятся к беженцам из Сирии. Был эпизод, когда мы шли в свежеарендованную квартиру с владелицей — очень образованной женщиной — и она на пустом месте сказала, что не сдала бы ее арабам. Я растерялась и переспросила, кого она имеет в виду — она поняла, что не получила реакцию, которую ожидала, извинилась и перевела тему. Мне кажется, это хороший пример разнообразия взглядов и того, что нужен очень большой круг общения, чтобы понимать, что люди на самом деле думают. Мои круги, включая какие-то местные мероприятия и тусовки, очень интернациональны и состоят из людей, говорящих на английском (и турок в том числе), но я заметила, что россиян там встречаю редко. Возможно, это из-за того, что у россиян здесь есть и свои круги: есть кафе, которые открыли ребята из России и куда в основном тоже ходят другие ребята из России, есть стендап-тусовка, есть школа танцев, где почти все преподаватели из России, курсы по рисованию и наверняка много что еще, — объясняет россиянка.

Отвечая на вопрос о дальнейших планах, Динара заключает: "Планируем уехать через пару лет, а если не продлят ВНЖ, то этой осенью. Пока не решили куда, но, скорее всего, в англоязычную страну. Если я готова учить языки, и в целом для меня этот фактор не так значим, то мужу без возможности свободно общаться с окружающими оказалось достаточно сложно".

"ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВВЕРГЛО НАС В УЖАС"

Блогерка из Санкт-Петербурга Катерина переехала в Турцию со своим молодым человеком весной 2022 года — в самом начале войны. Они прожили в приморском городе Каш больше года, но недавно вынуждены были покинуть Турцию из-за проблем с легализацией пребывания.

— Мы уехали из России сразу после начала войны — буквально через неделю. Потому что мы испугались — за свою собственную безопасность, за безопасность страны. То, что произошло, ввергло нас в ужас, и стало понятно, что в ближайшие несколько лет Россия не будет развиваться, что последуют санкции. Почему уехали именно в Турцию — это очень смешная история. Сначала мы купили билеты в Армению, а у нас еще кошка и собака. Нам нужно было провезти их в салоне самолета, потому что они маленькие, и в багажном отделении их везти мы не хотели. В последний момент оказалось, что какие-то люди уже оплатили билеты на провоз животных в салоне — и мы пролетали. В итоге купили билет в первую попавшуюся страну, на рейс в которую можно было взять наших животных. Такой страной оказалась Турция — это был турецкий рандом, который будет нас преследовать всё остальное время, что мы там провели — год и почти четыре месяца, — рассказывает Катерина.

По словам россиянки, главный плюс жизни в Турции — отношение к животным: "В Турции любят кошек, обожают собак, за ними ухаживают, о них заботятся, и меня это дико радует, потому что Турция — это страна кошек, а я фанат кошек. Мне нравится, что их так много, и ты можешь погладить, помять кого угодно. Второй плюс Турции — это то, что они в основном очень благожелательно настроены к россиянам. Правда, если ты скажешь, что ты из России, тебе чаще всего скажут: "I love Putin", но бывают и исключения. Так или иначе — к русским относятся хорошо".

— Мы жили в Каше — это нужно отметить, потому что говорят, что это не совсем типичная Турция. Это небольшой городок примерно на 10 тысяч человек недалеко от Антальи. Это самый солнечный город Турции, там невероятно красивая природа, постоянно отдыхают европейцы. Вообще, городок очень туристический, но при этом аккуратный, а после волн иммиграции — еще и очень дорогой. Главные плюсы Каша — это природа, животные и очень классное коммьюнити: там отдыхают и живут преимущественно образованные люди с хорошим достатком. Там очень классная атмосфера — ты живешь в Каше и просто счастлив, что ты есть. В тот период, что мы там провели, мы чувствовали себя очень спокойно — укрытыми от всех бед и защищенными, — делится россиянка.

"МОЙ ПРЕЗИДЕНТ — АТАТЮРК"

По словам Катерины, люди в Турции очень добрые: "Всегда тебе помогут и не будут просить за это денег. Пожалуй, они более сдержанные и в чем-то аккуратнее, чем, например, русские. Много стильных людей, на которых приятно смотреть. В этой культуре принято любить детей и животных и давать им много свободы, это тоже радует. К тому же это светская страна, в ней иногда проходят гей-парады — в отличие от России, что тоже удивительно. Они все благодарят Ататюрка — первого президента новой светской Турции, я читала о нем и тоже как-то прониклась. Если кто-то меня спросит, кто мой президент, я скажу — Ататюрк".

— Потом, конечно, история — в Каше сохранился театр, которому две тысячи лет, по всей стране много древних амфитеатров. В Мерсине — очень красивый замок на воде, в Стамбуле — очень интересные и живописные трущобы, где живут цыгане, евреи и турки, а раньше жили греки и армяне — их выселили. Вообще, Турция очень интересна в смысле культуры и архитектуры, а вот еда местная мне как-то не зашла — я фанат русской кухни, люблю пельмени, драники, сырники, борщи и всё такое, — рассказывает иммигрантка.

"НАС ПРИГЛАШАЛИ В КУРДИСТАН"

Когда Катерина и ее молодой человек жили в Каше, они подружились с местными курдами: "Очень классные ребята, они учили нас своему языку и приглашали нас в Курдистан. Мы не поехали — и слава богу, — потому что как раз в это время там случилось землетрясение. С турками мы тоже общались, конечно, но меньше. Одна моя русская подруга там полностью интегрировалась, выучила турецкий и общается только с местными, почти не контактируя с сообществом русских иммигрантов. О себе я такого сказать не могу — я выучила по-турецки, наверное, меньше сотни слов, где-то 50. У меня была мысль учить язык более основательно. Я бы так и сделала, если бы знала, что мы в Турции надолго, но мы оказались там случайно, постоянно были на чемоданах, и я не знала, на какой срок мы останемся в стране — изначально мы вообще рассчитывали на три месяца. В итоге больше общались с другими русскими, которых там стало очень много — я даже встречала людей, которых когда-то знала в России, но не видела много лет. У нас там сложилась отличная компания".

Катерина изначально не планировала оставаться в Турции, поскольку они с молодым человеком хотели переехать в США или в Китай: "Нам хочется экспериментов по жизни. В Каше мы оказались случайно, нас туда занес турецкий рандом. Турецкий рандом — это, кстати, еще один из минусов — но и плюсов — жизни в стране. Например, если ты через полгода не регистрируешь свой телефон — именно устройство — в специальном местном реестре, его блокируют вместе с SIM-картой, но кому-то может повезти, а кому-то нет. Многие другие вещи тоже нельзя предсказать. В общем, есть элемент удивительных случайностей, которые могут преподнести тебе и хорошее, и плохое".

— Вообще, перед переездом в третью страну мы хотели съездить в Европу, но нам отказали в шенгенской визе — и мы остались в Турции. Нам начало там нравиться, и мы хотели остаться еще на дольше, но тут случилось то, что случилось: всем россиянам начали отказывать в ВНЖ. Если первый раз нам его дали на полгода, то второй раз уже не продлили, а мы ведь хотим выезжать из Турции, так что не можем жить там нелегально годами. Из-за этого пришлось уехать, и вот теперь мы едем на поезде с животными из Астаны в Алмату. Турция осталась позади, но это было очень крутое время. До жизни там я не бывала в этой стране, но теперь полюбила ее и ее людей, — заключает петербурженка.

ТОНКОСТИ МИГРАНТОФОБИИ

По словам 24-летнего стамбульца Батухана, отношение турецкого общества к иммигрантам сильно варьируется в зависимости от их страны происхождения: "Можно сказать, что турки имеют какое-то мнение не об иммиграции как явлении, а о разных странах и культурах. Например, человек с бэкграундом бывшей Югославии будет воспринят гораздо положительнее, чем араб. В целом легальная иммиграция людей, которые здесь работают или отдыхают, не вызывает больших дискуссий в обществе. В фокусе политики находится смежная, но другая проблема — нелегальная иммиграция и обилие беженцев. В их адрес в нашем обществе доминирует абсолютно отрицательное отношение".

— Сирийских беженцев постоянно обвиняют в экономическом и жилищном кризисе, их считают грубыми, необразованными и опасными. То же отношение существует к мигрантам из Афганистана и Пакистана. Даже люди прогрессивных взглядов относятся к ним с опаской — не из простой ксенофобии, а потому что боятся, что консервативное правительство их руками сделает наше общество более религиозным и традиционным, чуть ли не шариатским. Говорят, что нелегалам из этих стран незаконно раздают паспорта, чтобы они приняли участие в выборах и поддержали консервативную сторону. Что касается политиков, номинально практически все партии занимают антимигрантскую позицию. Одно из самых популярных предвыборных обещаний — депортировать сирийцев на их родину, и население это поддерживает, но трудно сказать, все ли партии планируют его исполнять, — объясняет стамбулец.

Отношение к мигрантам из других стран — особенно европейских и центральноазиатских — вовсе не лежит в поле политических дискуссий и в целом является хорошим, утверждает Батухан: "Есть местные знаменитости с мигрантским бэкграундом — итальянский шеф-повар Данило, сербская модель и телеведущая Ивана Серт. К ним относятся хорошо, и, я думаю, отношение к россиянам где-то в этой же плоскости. Я слышал жалобы, что приток россиян усилил жилищный кризис, но это больше касается таких городов, как Анталья. Турки оттуда писали, что в начале войны в Украине россияне там занимали целые жилые комплексы, арендовали буквально каждую доступную квартиру. Стамбул, наверное, слишком большой, чтобы это так заметно отразилось на его рынке".

— Конечно, на отношение многих турок к России так или иначе повлияла война. Это связано и с внутренними политическими аффилиациями: некоторые сторонники "сильной руки" и консерватизма поддерживают Путина как икону лидеров этого типа и потому находятся на стороне России, но всё же большинство, как я думаю, поддерживает Украину. Сторонники прогрессивных и либеральных взглядов, с которыми я больше знаком, в основном видят украинцев жертвами империалистической агрессии и сочувствуют им. Что касается нашего правительства, оно, кажется, видит себя в нейтральной роли посредника. В конце концов, оно не может открыто противостоять России, даже если бы захотело, поскольку мы зависим от доходов от российского туризма и от поставок энергии. Все эти вещи обсуждаются в обществе, но, как мне кажется, практически не отражаются на том, как турки относятся к обычным россиянам и украинцам и взаимодействуют с ними, — заключает Батухан.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG