Ссылки для упрощенного доступа

Кремлевские картографы, пражские картографы и неприкаянная российская оппозиция


Проект переустройства построссийского пространства, который обсуждался на Форуме свободных наций пост-России в Праге 22-24 июля 2022 г.
Проект переустройства построссийского пространства, который обсуждался на Форуме свободных наций пост-России в Праге 22-24 июля 2022 г.

Колумнист Харун Сидоров утверждает, что апеллирование к историческим картам, а не к международному праву, может ударить по самой путинской России. В своем новом материале эксперт говорит о том, что попытки Кремля убедить всех, что Украины не существовало, является сигналом и для республик Поволжья, так как, по этой логике, стирается связь между предыдущими государствами народов России и нынешними их республиками.

Рассуждения в Кремле над картой XVII века, продемонстрированной председателем Конституционного суда России Владимиром Зорькиным российскому президенту Владимиру Путину, стали заметным событием общественной жизни на этой неделе. Однако перед тем как обратиться непосредственно к нему, следует зафиксировать генеральную тенденцию, о которой оно свидетельствует — дискуссии вокруг политических и исторических карт в целом начинают играть важную роль в российской и околороссийской политической повестке.

Причем, тому есть формальные подтверждения вроде планов принять закон, запрещающий карты, которые ставят под сомнение "территориальную целостность России".

Картографические и иные изображения и продукция, оспаривающие территориальную целостность Российской Федерации, пока не подпадают под "экстремистские материалы" (соответствующий законопроект принят пока только в первом чтении).


Не имей эта тема такого значения, вряд ли кому-то пришло бы в голову карать за составление "еретических" карт, посягающих на догматы политической географии и в каком-то смысле даже политической теологии путинской России.

Еще ранее, возмущенно комментируя деятельность Форума свободных наций пост-России (ФСНПР), Дмитрий Медведев указал, что "они там карты рисуют". Опубликованные ФСНПР летом 2022 года проекты карт построссийского пространства перед проведением его второго по счету форума в Праге, тогда дали некоторым основания иронично называть его участников "пражскими картографами". И вслед за высказываниями Медведева недавние диалоги Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям показали, что в Кремле такое картографическое проектирование воспринимают всерьез, причем, что не менее интересно, вызывая этим ревность со стороны российской оппозиции, про существование которой там, кажется, совсем забыли.

Так, после того, как Владимир Путин пожелал собирающимся в Праге "расчленителям России" пить пиво и есть шпикачки, Леонид Волков из команды Навального предпринял неудачную попытку доказать, что выпад российского президента был направлен не против деятельности Форума свободных наций пост-России, а против команды Алексея Навального, недавно организовавшей в Праге выставку макета камеры, в которой тот отбывает наказание.

"Деколонизаторский форум" никогда в Праге не собирался. Зато в Праге вчера мы с Марией (Певчих, — Х.С.) были… И сотни сторонников на открытии ШИЗО и на встрече с Марией. Очевидно, Путина это неслабо задело", — написал в связи с этим Волков. И поставил себя в крайне неудобное положение в глазах тех, кто либо знал, что одно из мероприятий ФСНПР прошло в Праге, либо узнал об этом из комментариев на пост Волкова. Который он, к слову, не удалил даже тогда, когда было доказано, что слова Путина были посвящены "пражским картографам", а не деятельности навальнистов в Праге.

Однако рассуждения Путина над картой на этой неделе наглядно продемонстрировали одно важное обстоятельство — как феномен с растущей политической значимостью условные "пражские картографы", если понимать под ними не только ФСНПР, а все инициативы по обсуждению будущего пост-российского пространства, появились лишь в ответ на деятельность "кремлевских картографов".

Да, это так, потому что в ходе состоявшегося на этой неделе, как сейчас принято говорить, кринжового обсуждения Путиным с Зорькиным места Украины на карте, российский президент не сказал ничего такого, чего бы он не говорил уже много лет подряд. И не просто говорил, но и пытался делать, и до сих пор пытается, заставляя сотни тысяч россиян и украинцев платить жизнями за свои "картографические" представления.

Этой осенью в ведущем чешском этнологическом альманахе должна выйти моя академическая публикация, в которой я со ссылками на выступления и статьи Путина разных лет доказываю, что начатая им против Украины война — это не случайность и не блаж диктатора, обеспокоенного как нам хотят доказать расследованиями команды Навального, а результат доктринального видения, предполагающего, что политическая карта мира в том, что касается международно признанных границ Российской Федерации должна быть переделана так, чтобы привести их в соответствие с границами "исторической России".

Публичные рассуждения Путина с Зорькиным над картой XVII века в очередной раз наглядно продемонстрировали, что их картографические соображения касаются отнюдь не только Украины. Путин опять повторил свой уже многократно озвученный тезис про то, что до создания Украинской Советской Социалистической Республики Лениным "никакой Украины не было в истории человечества". И ведь это не просто досужие размышления двух людей пенсионного возраста — сегодня из таких соображений делается вполне конкретный вывод о том, что если Украины "не было", то ее и не должно быть.

Но ведь то же в таком случае можно сказать и про другие постсоветские государства и республики в составе самой России. Например, сам Путин говорил про Казахстан, что до Назарбаева "у казахов не было государственности никогда". А, например, Татарстан существовал до создания Татарской АССР? Для татар и татарских историков очевидно, что да, просто в другой форме и под другими названиями — как Казанское ханство, Булгарский эмират и т.д. Но ведь так же обстоят дела и с Казахстаном, который возник на месте бывшего Казахского ханства (Казахской Орды, как ее называют в русской историографии), и с Украиной, которая возникла на землях Гетманщины и воеводств Речи Посполитой, населенных русинами, как тогда называли украинцев, и до Люблинской унии бывших одной из трех частей Великого княжества Литовского, Руского и Жемойтского.

Кстати, еще один показательный момент — это уже не первый раз предпринимаемая Путиным попытка игнорировать тот факт, что соответствующие национальные государства возникли на осколках Российской империи еще до того, как российские коммунисты признали соответствующие национальные советские республики. Так, до Украинской ССР были Украинская Народная Республика и Украинская Держава, до Белорусской ССР — Белорусская Народная Республика, равно как и Штат Идель-Урал — до Татарской АССР, валидовский Башкурдистан — до Башкирской АССР, Горская Республика — до Горской АССР и т.д. Все они возникли в результате реального, низового национального самоопределения соответствующих народов, а не были созданы сверху российскими коммунистами, как пытается внушить российская коммунистическая или российская же антикоммунистическая пропаганда. Однако Путин игнорирует их, походя называя, как он это делал уже не раз, "квазигосударственными образованиями". Почему, на каком основании? Наверное, на том, что всех их завоевали российские большевики, ошибка которых по Путину заключалась лишь в том, что они не вернули их в прежнее состояние губерний, а наделили статусом национальных республик.

Итак, как уже не раз писалось, не просто абстрактно-историческое, но и конкретно-политическое видение главного "кремлевского картографа" по сути отрицает те основания, на которых в 1991 году возникла Российская Федерация, официально признавшая не только независимость своих соседей по бывшему СССР в их международно признанных границах, но и "равноправие и самоопределение" своих народов и наличие созданных в результате него республик-государств внутри РФ. А теперь Путин вместо международно признанных границ Российской Федерации решил проводить новые, основываясь на двух аргументах: во-первых, силы, а во-вторых, условно говоря, исторических карт, одну из которых обсуждал намедни с Владимиром Зорькиным в Кремле.

Однако внимательно анализируя события даже этой недели можно было заметить, что с обоими этими аргументами у Кремля серьезные проблемы. Во-первых, очередной рейд "ополченцев" из Русского добровольческого корпуса и Легиона "Свобода России" в Белгородскую и Брянскую области наглядно продемонстрировал, что, решив поставить под сомнение международно признанные границы Украины, кремлевский картограф поставил под сомнение международно признанные границы самой России. Когда-то он, отвечая на самим им заданный мальчику вопрос, бравурно заявил, что "границы России нигде не заканчиваются". В итоге, однако, возникает ситуация, когда границы России нигде и не начинаются, потому что если ты отрицаешь признанные границы других государств, то даешь им тем самым основания аналогично относиться к твоим.

Во-вторых, не менее дурную шутку с сохранностью и размером российских границ способно сыграть обращение к древним картам. Так, на комментируемой Путиным карте действительно нет Украины в ее современном виде и границах. Зато есть много чего другого, не менее интересного: Ногайское ханство до Азова, называемого Путиным внутренним морем России, Крымское ханство на месте Крыма, который по Путину "всегда был русским", кабардинцы, татары, черкесы и абазины на месте нынешних Краснодарского и Ставропольского краев РФ, Княжество Булгарское вплоть до Самары и земли Башкир сильно больше нынешних границ современного Башкортостана. Словом, сплошное нарушение территориальной целостности России. Более того, "единства русского народа", за которое Путин в последнее время не раз беспокоился — ведь на указанной карте нет единого русского государства, а есть разные княжества: Московское, Владимирское, Рязанское, Ростовское, Новгородское и т.д.

То есть, по сути поднятая Путиным на щит карта соответствует именно тем картам построссийского пространства, проекты которых обсуждаются в рамках Форума свободных наций пост-России. Вот и выходит, что появление и деятельность "пражских картографов" стали следствием политики, проводимой "кремлевским картографом" и ответом на нее. Ведь если аннулируются границы, основанные на международном праве, для проведения новых придется составлять новые карты. И результат такой картографической деятельности может оказаться самым неожиданным.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG