Ссылки для упрощенного доступа

У кого больше? Риторику татар и башкир об отделении от России в ФБК назвали маргинальной. В ответ их обвинили в нелегитимности


Сход жителей, организованный в мае 2020 года башкирской структурой "Башкорт". Архивное фото
Сход жителей, организованный в мае 2020 года башкирской структурой "Башкорт". Архивное фото

С началом полномасштабного вторжения России в Украину представители Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) неоднократно выступали с прогнозом о маловероятности распада России. Об этом в июле 2022 года говорил Леонид Волков, в феврале 2023 года — Владимир Милов. А в середине июля об этом написал и Георгий Албуров, который назвал идею отделения Башкортостана и Татарстана маргинальной. А Мария Певчих не видит никаких предпосылок для распада России. Вероятно, такого же мнения придерживается и президент России Владимир Путин. В мае нынешнего года он иронично выразился о сторонниках отделения от России, намекнув на участников пражского Форума свободных народов пост-России, где были представлены и татары, и башкиры. "Idel.Реалии" поговорили с регионалистами и экспертами, чтобы разобраться в вопросе.

Представитель ФБК, уроженец Уфы Георгий Албуров охарактеризовал идею отделения Татарстана и Башкортостана, которая с началом полномасштабного вторжения России в Украину звучит все чаще, "супермаргинальной".

— Вижу, после Каспарова снова начались разговоры об отделении Башкортостана/Татарстана или еще кого-то. Я прожил 17 лет в Уфе и вот, что скажу. Это супермаргинальная идея, интересная в Башкирии десятку людей. 99,9% населения крутит пальцем у виска, когда слышат об "отделении", — отметил он.

Албуров добавил, что в Татарстане настроения выглядят примерно так же, как в Башкортостане.

— Полагаю, в Татарстане сейчас плюс-минус то же самое. Об "отделении" говорят в основном федеральные политики, для которых Россия заканчивается в аэропорту Шереметьево, — написал активист.

На эту тему высказался и другой представитель ФБК — Леонид Волков, который отреагировал на твит своего соратника.

— При этом люди, родившиеся при Путине, вспоминают "референдум о независимости Татарстана" и "Уральскую республику" 1993 года как, на полном серьезе, доказательство неизбежного развала России (хотя это были лишь успешные пиар-проекты Шаймиева и Росселя по выбиванию денег из Москвы), — заявил Волков.

Включился в дискуссию и экс-руководитель казанского Штаба Навального Олег Емельянов. Он предположил, что людей, выступающих за отделение, в Татарстане не очень много, но выразил желание узнать "нормальную социологию". Однако с получением объективной картины, вероятно, есть сложности. Так, ранее социолог Игорь Яковенко, комментируя итоги Всероссийской переписи населения России, заявлял, что "в тоталитарных фашистских режимах невозможна опросная социология". Фашистским режим Путина называют не только международные эксперты, но и представители ФБК.

Год назад политик Владимир Милов выпускал видео на канале "Навальный LIVE", в котором заявлял, что режим Владимира Путина подпадает под большинство критериев фашизма. Чтобы подкрепить свою точку зрения, он сослался на колонку историка Тимоти Снайдера в газете The New York Times и интервью Бориса Гребенщикова.

У КОГО БОЛЬШЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

Татарская активистка и журналистка Лейла Латыпова, родившаяся в Башкортостане, считает, что уровень поддержки ФБК в Татарстане и Башкортостане — низкий, а степень поддержки сепаратистских идей в них, по ее словам, выше.

— [Уровень поддержки] совершенно точно разнится и однозначно не в пользу ФБК. Большинству жителей Башкортостана и Татарстана не нужна экспертность в области социальных наук или политики колониализма, чтобы понять, что потенциальный приход Навального и его команды к власти вряд ли принесет позитивные изменения в их повседневную жизнь, а тем более, что эта новая власть отличится большим уважением к правам не_русских и коренных народов, — отмечает собеседница в беседе с корреспондентом "Idel.Реалии".

Активистка не верит в альтернативность оппозиции в лице ФБК.

— К сожалению, у так называемой российской либеральной оппозиции и у Кремля совершенно идентичная методичка — газлайтинг коренных, этнических и деколониальных активистов. Все эти клейма типа "мамкиных деколонизаторов" и "магистров деколонизации" — это ведь ничто иное, как страх и полное нежелание признать, что их привычная картина мира вообще нисколько не соответствует действительности, — делится она.

Латыпова также указывает на то, что взгляды более молодого поколения активистов из республик не всегда совпадают с видением "ветеранов" национальных движений 1990-х годов.

— Но в одном мы точно схожи — и Кремль, и либералы не нашли лучшего способа попытаться заставить нас замолчать, чем просто клеймить сумасшедшими, — намекает она на схожесть мнений власти и оппозиции, когда речь заходит о национальном вопросе.

Латыпова говорит, что опыт проживания в регионе — не показатель того, что человек объективно оценивает ситуацию.

— Албуров совершенно точно жил в каком-то своем пузыре. Уфа, как и большинство столиц республик, очень обрусевший город, да и уровень жизни в нем совершенно не отражает реального положения вещей в республике. Исходя из моего опыта общения с земляками, желание изменить отношения с Москвой (и неважно, будет ли это отделение, федерализация, конфедерализация или какая-то новая модель) вообще не зависит от этнического фактора. Помните протесты на Куштау? Там ведь плечом к плечу стояли жители республики разных национальностей. Всем в равной степени надоел тот факт, что мы живем на богатейшей земле и не можем распоряжаться тем, что нам принадлежит, а продолжаем кормить Москву и умирать за её имперские амбиции, — заключает она.

БАШКОРТЫ СОБИРАЛИ ТОЛПЫ

События на шихане Куштау вспоминает и один из лидеров запрещенной в России башкирской организации "Башкорт", ныне политический эмигрант Руслан Габбасов.

— В защите Куштау башкирское национальное движение сыграло наиболее важную роль, я бы сказал. Мы первые, кто провели йыйын (сход — "Idel.Реалии") на Куштау, тем самым привлекли внимание к проблеме горы. Именно на этом йыйыне к нам обратилась за помощью делегация из местных жителей села Урняк с просьбой помочь защитить Куштау. В дальнейшем мы организовали и провели собрание защитников Куштау в Уфе, куда пригласили всех заинтересованных лиц: учёных, общественников, членов башкирского национального движения, лидеров общественного мнения, местных жителей села Урняк. Там все и познакомились друг с другом, там и образовалась первая спайка гражданского общества, — считает Габбасов.

Он также вспоминает, что башкирские активисты проводили серию одиночных пикетов в защиту шихана. Помимо этого, общественники разными способами пытались обратить внимание на проблему.

— Мы провели детский конкурс художников на тему защиты шихана Куштау. Собрали более ста рисунков. Сейчас они хранятся в селе Урняк. Ну а уже непосредственно в событиях на Куштау наши ребята организовывали патрули и охрану лагеря защитников Куштау, первыми выезжали на помощь, когда были попытки захватить лагерь, массово принимали участие в событиях 15 и 16 августа, — делится он.

По словам Габбасова, организация "Башкорт" (до того, как власти ее запретили) набирала своих сторонников на протяжении многих лет.

— Уже к 2020 году мы были самой большой и разветвленной независимой организацией в республике. Только филиалов у нас насчитывалось 18 по Башкортостану. Тщательно подходили к проведению наших акций, поэтому они всегда собирали большое количество людей, — считает он.

По словам экс-члена организации, когда власти по инициативе Владимира Путина решили фактически вывести государственный башкирский язык из обязательной школьной программы, на митинг в его защиту в 2017 году они собрали более трех тысяч человек.

— На флешмоб "Кольцо жизни", который мы провели в 2018 году в защиту шихана Торатау, мы собрали тоже больше трех тысяч человек. Этот флешмоб прогремел на всю Россию. На ежегодное молодежное мероприятие Дни башкирской молодежи мы собирали от пяти тысяч человек, — говорит он.

Габбасов выступает за независимый Башкортостан, но предпочитает не называть свою деятельность сепаратизмом. В русском языке это слово — как и понятие "национализм" — имеют негативный оттенок.

— Я считаю, у нас идёт национально-освободительное движение. Если ещё пару лет назад идея независимости Башкортостана считалась чем-то немыслимым, то сегодня с каждым днём сторонников этой идеи все больше и больше, — констатирует он.

Габбасов считает, что ФБК не очень адекватно воспринимает российскую действительность, призывая к "Умному голосованию" в условиях путинской России. Отметим, что сторонники Алексея Навального в последний раз запускали "Умное голосование" на муниципальных выборах в Москве в сентября 2022 года.

Член башкирского движения также объясняет, почему у Албурова, который прожил в Уфе много лет, может быть искаженная картина о настроениях в обществе. Аргументация у него та же, что и у Латыповой: Уфа — хоть и столица, но не весь Башкортостан.

— Как правило, уфимские либералы не сталкиваются с башкирским национальным движением, не интересуются им, сторонятся и дальше Уфы никуда не выезжают. Отсюда у них искаженное представление о БНД. Да и был ли он [Албуров] в оппозиции, когда жил в Башкортостане? Я, например, от него только узнал, что он, оказывается, жил в нашей республике. Вот Лилия Чанышева знает о башкирах, потому что непосредственно участвовала в наших мероприятиях и приходила поддерживать нас. Она знает, насколько сильное национальное движение в республике и уж точно бы никогда не назвала нас маргиналами, — убежден он.

При этом Габбасов полагает, что у Чанышевой был свой электорат, а у башкирских активистов — свой.

— Но, конечно же, мы существенно дополняли их акции своим присутствием, — подытоживает он.

ФБК В ТАТАРСТАНЕ

Лидер Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин критически отзывается о ФБК. Он считает, что эта структура в Татарстане не стремилась сотрудничать с этническими активистами.

— Мы не слышали, чтобы ФБК в Татарстане хоть как-то пытался наладить контакт с татарским национальным движением, мы не видели их представителей на днях памяти, не видели поддержки даже федерализма, в том числе бюджетного, статуса татарского языка. Хотя по идее они должны это поддерживать. Мы не видим, что позиция ФБК по нацвопросу хоть как-то отличается от позиции власти, — отмечает активист, проживающий сейчас не в России.

Татарский активист не видит в политическом плане разницы между российской оппозицией и властью.

— Да, к сожалению, часто российская оппозиция отличается от власти фактически ничем. Такие же имперцы. И именно поэтому в Татарстане российскую оппозицию татары никак не поддержали, ибо внутренне чувствуют фальшь. Слова Албурова нас никак не удивили. С такими высказываниями у ФБК нет никакого будущего в Татарстане, — заключает Набиуллин.

СЛЕДИТЬ ЗА ЯЗЫКОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА МЕСТНЫМ

Социолог из Татарстана, который согласился прокомментировать вопрос на условиях анонимности, обращает внимание на то, в какой форме ведут заочный диалог представители ФБК.

— В высказываниях Албурова и Волкова чувствуется нежелание выйти из перспективы метрополии и тотальное пренебрежение региональным опытом, — говорит эксперт.

Исследователь считает, что термином "сепаратизм" в нынешней России можно назвать что угодно — от требований пересмотра налоговой политики до попыток указать на сложность и травматичность процессов захвата Московским царством земель Волго-Уральского региона и Сибири, которые "в российских школьных учебниках истории триумфально лицемерно названы "добровольным вхождением".

— Запрос на федерализацию — это большая и долгая дискуссия, которая нужна, чтобы признать, а затем и составить программу преодоления того колоссального территориального неравенства, которое существует между регионами Российской Федерации, — говорит он.

Аналитик придерживается мнения, что структура Навального не имеет какой-то четкой политической программы.

— Сегодня в реальности как раз повестка ФБК выглядит маргинальной для большинства населения в Башкортостане и Татарстане. В части республик России были Штабы [Навального], которые могли иметь некоторую поддержку. Однако для полноценного представительства нужна политическая программа, которая будет опираться на разнообразие опытов и перспективу, приближенную к голосам жителей регионов, а не высокомерный взгляд сверху, который предпочитает рисовать население России как гомогенную молчаливую массу, — отмечает собеседник.

Американский эксперт и автор недавней книги о распаде России Януш Бугайски убежден, что ФБК никак не представляет поволжские республики.

— Фонд Навального не представляет Татарстан, Башкортостан или любую другую республику. Подобные заявления на самом деле свидетельствуют о растущем страхе антипутинистских империалистов России перед грядущим развалом искусственной федерации, — считает он.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG