Ссылки для упрощенного доступа

Хабиров и Калигула: что между ними общего


Спортсмен Джефф Монсон (справа) с главой Башкортостана Радием Хабировым (слева). Фото: radiyhabirov / Vk.com
Спортсмен Джефф Монсон (справа) с главой Башкортостана Радием Хабировым (слева). Фото: radiyhabirov / Vk.com

Римский император Калигула, назначив своего любимого борзого коня (инцитата) консулом, вознамерился ввести его в римский Сенат, и в том числе и этим своим шагом вошел в мировую историю.

Имя Калигулы стало синонимом жестокости и тирании. Его используют повсеместно, приклеивая ярлыки многим политикам.


Ведь Рим первоначально достиг своей славы как республика, которая просуществовала в нем около пяти веков (из них примерно три с половиной до начала кризиса). Более того, именно Риму человечество и обязано самим понятием "республика" — "res publica", что буквально означает "вещь общественная". "Res Publica Populi Romani", то есть, "общее дело народа Рима" — в таком виде он сформировался как культурное явление после непродолжительного, легендарного периода царства. А его Сенат или Senatusconsulta был воплощением авторитета и этой Республики, и ее граждан. Поэтому, когда известный своим самодурством император решил поставить хранителей этого древнего авторитета в один ряд со своим конем, это стало демонстративным издевательством над республиканским наследием.

Римский историк Светоний, который, согласно его биографии в энциклопедии "Британника", использовал забавный случай без исчерпывающего исследования его подлинности, сообщил, что "кроме стойла из мрамора, яслей из слоновой кости, пурпурных одеял и жемчужного ожерелья, он отвёл ему даже дом... Говорят также, что он намеревался сделать его консулом". Ко времени историка Диона Кассия забавный случай стал звучать как "факт": "Он даже обещал назначить [своего коня] консулом, обещание, которое он непременно выполнил бы, если бы прожил дольше".


В отличие от Калигулы Радий Хабиров вряд ли войдет в мировую историю. Но параллели между этими фигурами бросаются в глаза. Калигула хотел сделать сенатором своего коня, а при Хабирове Курултай Республики Башкортостан возглавит карикатурист Камиль Бузыкаев, а еще одним его известным членом стал боец смешанных единоборств Джефф Монсон. Налицо параллели — если калигуловский "консул" не говорил в принципе, то и новоиспеченный депутат не владеет ни башкирским, ни толком русским, что делает функционал его нахождения в Курултае схожим с функционалом калигуловского инцитата.

Все это может показаться юмореской (короткое прозаическое или стихотворное произведение шутливого характера — "Idel.Реалии"), но если вдуматься, смешного тут мало.

Пусть Башкортостан не Рим, но это страна со славными республиканскими традициями, исторически первая из признанных самой же Россией национальных республик на ее нынешней территории. Если смотреть глубже, то в башкирской политической культуре можно найти параллели как раз с древнеримским республиканизмом, потому что башкирские вотчинники, которые решали свои общественные дела на йыйынах (народные сходы — "Idel.Реалии") и курултаях, по сути были аналогом римских патрициев (лицо, которое принадлежало к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; их полная противоположность — плебеи — "Idel.Реалии") и квиритов (в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан, употреблявшееся обычно в официальных обращениях — "Idel.Реалии") с их комициями (народное собрание в Древнем Риме — "Idel.Реалии") и сенатом.

Да и сегодня у башкир и вообще в Башкортостане есть немало тех, кто по праву мог бы играть в Курултае роль "республиканских консулов", депутатов. Вот только одни из них находятся за решеткой, как политик Айрат Дильмухаметов или экс-глава штаба Навального в Уфе Лилия Чанышева, другие в вынужденной эмиграции как Руслан Габбасов, Константин Чадлин, Айдар Губайбуллин, Айдар Исмагилов или Федор Телин, а третьи исключены из публичной политики как экс-руководитель запрещенной организации "Башкорт" Фаиль Алсынов.

И тут стоит вспомнить, что приход к власти Радия Хабирова начался именно с зачистки политического пространства республики. Практически сразу после его прихода на длительный срок посадили Айрата Дильмухаметова, запретили крупнейшую башкирскую общественную организацию "Башкорт", обрушили репрессии на либеральную оппозицию, а затем начали осуществлять давление на экологических активистов. Как следствие, республика с активнейшей общественно-политической жизнью превратилась в выжженную землю в политическом отношении, до такой степени, что возглавлять ее Курултай ставят карикатуриста, а депутатом не знающего ни башкирского, ни толком русского, ни истории и реалий региона кулачного бойца.

Все это едва ли войдет в мировую историю. Но вот в башкирской Радий Хабиров после этого имеет все шансы остаться как местный Калигула.

Харун Сидоров — докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России. На протяжении многих лет взаимодействует с башкирскими общественными и научными деятелями, автор множества публикаций по региональной проблематике.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG