Ссылки для упрощенного доступа

Башкортостан работает на "СВО": у Москвы и Чечни иной подход


Глава Башкортостана Радий Хабиров на совещании в своем кабинете в Уфе, 26 апреля 2019 года. Архивное фото
Глава Башкортостана Радий Хабиров на совещании в своем кабинете в Уфе, 26 апреля 2019 года. Архивное фото

Эксперт Харун Сидоров сравнивает повестку заседаний правительства Москвы и Башкортостана и делает вывод, что власти двух регионов заняты совершенно разными вещами. Москва строит планы, обсуждает развитие региона, а Башкортостан все больше вовлекает себя в войну против Украины, считает он.

20 ноября 2023 года прошло совещание правительства Башкортостана. Мероприятие весьма показательное — если изначально не знать, кто его участники и где все это происходит, а быть осведомленным лишь в том, что это совещание исполнительного органа одного из российских регионов, можно было бы подумать, что речь идет о "ДНР", "ЛНР" или других прифронтовых, оккупированных территориях Украины.

Не менее половины совещания пришлось на обсуждение участия республики в так называемой "СВО", то есть войне России против Украины. Радию Хабирову оказалась мало отправить на "СВО" добровольческие батальоны имени Шаймуратова, Доставалова, Салавата Юлаева и "Ватан". Он пафосно сообщил, что с 23 августа в Украине воюет уже целый мотострелковый полк "Башкортостан", обсуждение проблем которого заняло основное время совещания, как будто бы речь шла о заседании военной ставки или администрации прифронтовой территории.

Звездами милитаристского шоу стали три участника "СВО" — артиллерист, флейтист и политрук.

Про первого — Дениса Камалетдинова — Радий Хабиров рассказал, что когда он впервые с ним познакомился, у него еще не было столько орденов (а орденов и медалей на нем на этом совещании было немало). Глава Башкортостана решил добавить ему, а также двум упомянутым его коллегам еще и медаль Шаймуратова. Впрочем, по выражению лица спутницы Камалетдинова, заснятому оператором в момент рассказа о нем Хабирова, можно предположить, что особого восторга от всего этого она не испытывает.

Второй — флейтист Динахметов — напротив, продемонстрировал на совещании свои восторженные чувства и сценическое мастерство. От имени сослуживцев он поблагодарил Радия Хабирова за заботу о них и заявил, что два сказанных им слова ("Башкортостан, алга!", в переводе — "Башкортостан, вперед") "помогают всему народу работать, жить, учиться, трудиться". По словам Динахметова, "на сегодняшний день в зоне специальной военной операции всем бойцам эти два слова вдвойне, втройне помогают работать четко, аккуратно, если потребуется жестко", а каждое построение их батальона заканчивается словами "Башкортостан, алга!". Произнеся свою пафосную речь, военный-флейтист собрался было отправиться в зал, но на половине пути вспомнил, что забыл вручить Хабирову "шапку" от "братьев", которые в ответ на пожелание им главы республики "работайте, братья" передали ему "работай, брат".

Наконец, третий — заместитель командира мотострелкового полка "Башкортостан" по военно-политической работе Рустем Шабагутдинов — как и положено политруку, оказался наиболее многословным. Фактически он выступил с "отчетом о проделанной работе", рассказав о достижениях полка, скромно умолчав при этом о его потерях. Но особенно интересными в его выступлении стали пассажи о национальных атрибутах полка: от собственного полкового знамени до использования в общении по рациям башкирского и татарского языков, чтобы запутать противника. Таков функционал языков "национальных республик" в "русском мире" — им нет места ни в высшем образовании, ни при сдаче ЕГЭ, от их изучения в республиканских государственных школах освободили нежелающих этим заниматься, но зато пока живы их носители, количество которых неуклонно сокращается, их вполне можно использовать для целей "СВО".

В целом на совещании было продемонстрировано то, как выглядит работа регионального правительства в милитаризованной стране, в которой "все для фронта, все для победы". И может показаться, что так сейчас живет вся Россия — ведь как минимум треть всего российского бюджета в следующем году пойдет на "оборонные расходы".

Однако достаточно сравнить обсуждаемое оперативное совещание в Башкортостане с прошедшим недавно заседанием правительства Москвы, чтобы понять, что никто в России не отменял известную русскую поговорку "Кому война, а кому — мать родна".

Радий Хабиров, видимо, решил, что для Башкортостана это его война, хоть и ведется она за "русский мир". А у Москвы, которая для этого "русского мира" играет роль "Третьего Рима", своя "мать родна": "…проведение в 2024 году индексации городской доплаты к пенсии и социальных пособий, завершение в 2024-2025 годах второго этапа реконструкции городских поликлиник, завершение строительства в 2024-2026 годах новых корпусов городских больниц", а также "расширение использования технологий искусственного интеллекта в проектах цифровой трансформации отраслей социальной сферы и городского хозяйства, формирование московского кинокластера и развитие научно-инновационных кластеров" и т.п...

Может показаться, что Радий Хабиров в своем отношении к "СВО" ориентируется не на Сергея Собянина, а на Рамзана Кадырова, который какое-то время позиционировал себя как главного милитариста среди глав российских регионов. Однако если внимательно присмотреться, можно легко увидеть принципиальную разницу в избранных ими моделях. Ведь как утверждают разные источники, спецназ "Ахмат", хоть и носит имя отца Рамзана Кадырова, в подавляющем большинстве состоит из контрактников, набранных со всей России, комплектуемых в Чечне и воюющих под ее флагом, но отнюдь не только чеченцев. То есть Рамзан Кадыров использует контрактников из других регионов и платит им деньги, полученные из федерального бюджета. А вот Хабиров платит дань не только деньгами, но и кровью своих земляков, посылая на войну самих башкортостанцев.

Впрочем, в одном он действительно приблизился на этой неделе к модели Рамзана Кадырова: задержание родного брата Руслана Габбасова и угрозы, как утверждают родственники, посадить его в отместку за деятельность национального активиста, наглядно показали, что некоторые кадыровские практики приходят и в Башкортостан. Правда, не в виде отправки на войну под своим флагом набранных из других регионов контрактников — тут Радий Хабиров идет совсем иным путем.

Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG