Ссылки для упрощенного доступа

"Не пожалели мальчишку". Как матери и жёны в Астрахани борются за возвращение мобилизованных


Прощание с мобилизованными в Батайске, Ростовская область. Архивное фото
Прощание с мобилизованными в Батайске, Ростовская область. Архивное фото

Жёны, матери и сестры мобилизованных астраханцев борются за права незаконно призванных на войну мужчин — многодетных или тяжело больных. В единичных случаях их удается вернуть домой, но многие остаются в Украине. Кавказ.Реалии рассказывает несколько таких историй.

25 октября повестку в рамках мобилизации получил 47-летний житель Астрахани Юрий Бударов. Военкомат не принял в расчет, что он страдает сахарным диабетом, гипертонией, ожирением, гайморитом, геморроем, пупочно-паховой грыжей, требующей оперативного вмешательства, и еще рядом заболеваний. Как рассказала Кавказ.Реалии дочь мобилизованного Надежда Корнеева, сейчас Бударов находится в городе Волжский Волгоградской области, его готовят к отправке на войну.

— Он написал заявление [о недопустимости мобилизации], оно сейчас на рассмотрении в Ростове. Он в своей части сказал об этом, но ему ответили, что, скорее всего, да [отправят на фронт], — отметила Корнеева.

Она встревожена состоянием своего отца — в части ему дают освобождение от полевых учений из-за болезней, но у мобилизованного "бешено скачет" давление, кроме того, ему необходимо регулярно измерять уровень сахара. Корнеева сомневается, что будет возможно делать это в полевых условиях.

Как рассказал руководитель астраханского регионального отделения "Офицеры России" Анатолий Салин, у него есть документальное подтверждение, что в части Бударов прошел медицинское обследование.

— Подтвердили, что он ограниченно годен. Все, о чем говорили родственники, — все подтвердилось! И человек продолжает находиться там. А в отделении военкомата отказываются принимать женщин и даже записывать на прием, хотя обязаны по закону, — подчеркнул Салин.

По его словам, история Бударова — не единственная в Астраханской области, и мобилизация здесь прошла со множеством нарушений.

— Вот, например, еще случай — отправили парня 20-летнего с язвой желудка, с кровотечением, не пожалели мальчишку. А у его матери еще ребенок — семь лет, инвалид, и старший парень хоть немного помогал, приносил копейку. Но ни тяжелое семейное положение, ни болезнь в астраханском военкомате не учли, и парня отправили в войска ради плана, — рассказал Салин.

Речь идет об Алексее Финакове. Его мобилизовали 23 сентября с язвой двенадцатиперстной кишки. Прокуратура Астрахани подтвердила нарушение федерального закона №31 от 26.02.1997 года "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" — при мобилизации Финаков не прошел медицинское обследование. Но астраханец до сих пор не возвращен домой.

— И такие случаи продолжаются. Я бы посоветовал руководству астраханского военкомата прекратить это безобразие, не подводить высшее руководство, не сваливать все на простых специалистов, а найти в себе смелость и честь признать свои ошибки, — заявил Салин.

"Закон есть закон"

Еще в середине октября Госдума подтвердила освобождение от мобилизации мужчин с тремя и более детьми, но многодетные отцы из Астраханской области продолжают находиться либо в военных частях, либо в зоне боевых действий.

Отца троих детей Максима Ткачева мобилизовали 25 сентября в городе Камызяк. Как рассказала его супруга Ксения, сотрудники военкомата не стали ее слушать, когда она попросила дать семье два дня отсрочки, чтобы собрать медицинские документы Ткачева. Ранее у него диагностировали эзофагит (заболевание пищевода), хронический панкреатит и гастродуоденит и удалили желчный пузырь. Многодетный отец до сих пор находится в военной части в чеченском селе Борзой.

В Запорожье отправили еще одного многодетного астраханца — супруга жительницы села Тумак Менслу Ильясова. Его, несмотря на наличие троих детей, мобилизовали 12 октября и отправили в Каспийск, а через две недели увезли в зону боевых действий.

Муж Натальи Балашовой из Астраханской области содержал двух несовершеннолетних детей и ухаживал за супругой, которая страдает эпилепсией. Плача, она рассказывает, что мужа мобилизовали, сейчас он в военной части за пределами региона.

Также на войну 5 октября забрали супруга Альфии Саданаевой Артура. На слова женщины о том, что у них трое маленьких детей, а муж был единственным кормильцем семьи, сотрудники военкомата ответили: "Закон есть закон, хоть плачь, хоть не плачь".

Артур, по словам Саданаевой, жил в палатке в степи в Волгоградской области — такие условия у мобилизованных. После указа об освобождении многодетных и длительного ожидания его все-таки отпустили домой. Это не единственная история успешного возвращения в регионе, но зачастую женщинам приходится всерьез бороться за своих родных.

Так, Амина Бисингалиева из Енотаевского района по кругу обращалась в различные ведомства: в военном комиссариате ее отправляли в военную прокуратуру, а оттуда, в свою очередь, снова в военный комиссариат. Муж Бисингалиевой Салават Дусалиев содержит троих детей, младшему из которых три года. Военкомат дал ему отсрочку на один день, чтобы он успел подготовить для семьи дрова — на их острове нет газа. Потом Дусалиева забрали на подготовку в Чечню, а затем отправили в Донецкую область.

После жалоб Бисингалиевой ее мужа и еще двух многодетных астраханцев решили вернуть с линии фронта.

— Их, троих многодетных отцов, оставили в какой-то лесополосе в Донецкой области без командира. Сказали — ждите, мол, мы вас заберем. Нельзя, чтобы где-то в домах жили. Он получил 75 тысяч рублей, но говорят, что их нужно будет вернуть, потому что его возвращают все-таки обратно, — рассказывает Бисингалиева.

Возвращают и еще одного многодетного астраханца, отца троих детей, рассказала Кавказ.Реалии его супруга, попросив не называть их фамилии. Его мобилизовали 26 сентября, а в начале октября увезли в Украину. С середины октября женщина обращалась в областную прокуратуру, в военную — "везде футболили". К жалобам присоединился Анатолий Салин — после этого мобилизованного вернули в Россию, сейчас он находится в Ханкале.

— Прошли обходной лист, ждут рапорт. Даже 75 тысяч [рублей] выплатили. Они сначала сказали, что мы не знаем, мол, платить вам или не платить, вас же домой возвращают. А потом все-таки выплатили, буквально на днях. Все-таки на столько времени мы остались без главы семьи, — заключила собеседница.

Государство декларирует особую защиту многодетных семей — если мобилизованного, который ссылается на заболевания, могут обвинить в симуляции, то многодетность оспаривать сложно, заявил юрист Артем Кутловский, сотрудничающий с правозащитным проектом "Первый отдел".

По словам юриста, если на войну планируют отправить многодетного отца, необходимо точно знать его местоположение, а затем обратиться в различные госорганы: военкомат, воинскую часть, Минобороны, военную прокуратуру, рабочую комиссию при губернаторе, к федеральному и региональному уполномоченным по правам человека. Кроме того, можно оспорить решение комиссии по мобилизации в суде, однако, по оценке Кутловского, это займет месяцы.

По его мнению, делу может помочь и общественная огласка, и содействие правозащитных проектов: "Конечно, речь идет не только о близких мобилизованного, но и о нем самом — его активность, жалобы начальству и настойчивость в отстаивании своих прав должны дать результат".

  • Россия вторглась на территорию Украины 24 февраля 2022 года.
  • По данным пресс-службы губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, под мобилизацию в регионе попали более тысячи местных жителей. При этом 26 сентября он рассказал о двух возвращенных: это мужчина с титановыми пластинами в ноге и местный житель с язвой желудка.
  • Мобилизованные из Астраханской области пожаловались губернатору Игорю Бабушкину на отсутствие спальных мешков. Ролик с их коллективным обращением распространяется в региональных пабликах. Чиновник отреагировал на их обращение, сообщив, что "министерство обороны РФ обеспечивает солдат необходимым снаряжением, однако есть вещи, которые на сегодняшний день не входят в штатную комплектацию". Тем не менее он пообещал, что "в ближайшее время" спальные мешки и другую гуманитарную помощь отправят в части.
  • Семьи отправившихся на войну в Украину и пропавших там контрактников, так называемых добровольцев и волонтеров из Астраханской области жалуются на отсутствие информации о близких. Иногда узнать о гибели родных получается лишь из публичных выступлений чиновников или спустя месяцы отписок от официальных структур. Местные жители обвиняют власти в безразличии, медлительности и сокрытии данных.
  • По подсчётам "Idel.Реалии" на 24 ноября, на войне погибло 1 913 выходцев из республик и областей Поволжья, смерть которых так или иначе признала российская сторона. Среди них как минимум 66 человек — уроженцы Астраханской области.

Оригинал публикации: Кавказ.Реалии

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG