Ссылки для упрощенного доступа

В день национального героя, 26 апреля, марийцы ежегодно собираются у Дерева памяти в Йошкар-Оле. В этом году здесь собираются отметить и 100-летний юбилей марийского национального движения и организации "Марий Ушем". Торжественный вечер планировали провести 18 марта, администрация и руководство залов отказались предоставить общественникам помещение. 100-летний юбилей старательно замалчивается, об этом событии не сообщают официальные средства массовой информации, не пишет о нем ни одно издание на марийском языке.

В августе 1917 года прошёл первый Съезд народа мари. Стали выходить несколько изданий на марийском языке. Однако пришедшие к власти большевики быстро поставили под контроль марийское национальное движение. Если в начале XX века малочисленная марийская национальная интеллигенция стремилась к образованию марийцев на родном языке, развитию марийской периодической печати, сбережению здоровья мари, развитию местного самоуправления и свободы вероисповедания, то после февральской революции, "Марий Ушемы" (союзы мари) были низведены до уровня просветительских кружков, а возглавлявший марийское национальное движение Центральный Совет мари разогнан. Ряд деятелей марийской интеллигенции пошли на службу большевикам. Но большая их часть ушла в область просветительской, педагогической, научной и литературной деятельности.

4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область (в 1936 году преобразована в Марийскую автономную советскую социалистическую республику). Она возникла по желанию Москвы, но к работе по её образованию были подключены как марийские коммунисты, так и беспартийная национальная интеллигенция. На практике автономия означала небольшую самостоятельность местного руководства в областях образования и культуры, и только. На Урале, в Татарстане, Башкортостане, Кировской области были созданы национальные районы мари.

На руководящие позиции в области выдвигались коммунисты марийской национальности – в их пользу нередко увольняли русских и татар

Советская власть первоначально способствовала развитию марийской культуры, создала марийские политические элиты и распространила национальное сознание среди большинства марийского населения. Было провозглашено двуязычие, образованы школы с преподаванием на марийском языке. Советской властью в Марийском Крае, как и в других национальных регионах, в 1920-ые годы проводилась так называемая коренизация – политика наибольшего препятствования национальным меньшинствам. На руководящие позиции в области выдвигались коммунисты марийской национальности – в их пользу нередко увольняли русских и татар. Всё образование и делопроизводство было приказано перевести на марийский язык. В реальности он использовался тогда максимум на уровне школ и сельсоветов.

В 1930-е Марийская национальная интеллигенция была практически уничтожена

Но в 1930-е годы национальные районы мари в других регионах были ликвидированы, как и другие аналогичные учреждения других национальных меньшинств. В результате репрессий по различным оценкам погибли и попали в лагеря до 40 тысяч человек разных национальностей. Марийская национальная интеллигенция была практически уничтожена. После войны она была воссоздана, создавались марийские театры, отделения в вузах, готовившие марийскую интеллигенцию, издавались книги и газеты на марийском языке. Была создана местная промышленность, наука, высшее образование, поднялось сельское хозяйство. Марийцы получали от этого выгоду, как и другие народы республики. Но ситуация времён коренизации не вернулась. Русский язык и культура теперь играли в Марий Эл главную роль. Приток русскоязычного населения в республику привёл к частичной ассимиляции марийцев.

В 1960-е каждый случай языческого моления служил поводом для разбирательства правоохранительными органами

В конце 1960-ых годов было принято решение перевести образование во всех школах МАССР на русский язык с первого класса. На нём же велось делопроизводство. Всё советское время преследовалась марийская национальная религия – её жрецов-картов репрессировали, и каждый случай языческого моления служил поводом для разбирательства правоохранительными органами.

ГЛУХОЕ НЕДОВОЛЬСТВО И ВОЗРОЖДЕНИЕ

В рядах марийской интеллигенции зрело глухое недовольство, которое выплеснулось в годы перестройки, после того, как изменилась политика советских властей. В 1989 году основана молодежная марийская организация "У Вий". Чуть позже негласном согласии тогдашнего марийского обкома КПСС был возрождён "Марий Ушем". В феврале 1991 года создана организация "Кугезе Мланде" ("Земля предков"). Она выступала за отделение Марий Эл от России, всегда была немногочисленной и к настоящему времени не существует. Создавались и локальные культурные центры, в частности, в 1998 году начал действовать Центр-музей им. Валентина Колумба (марийского национального поэта), созданный литератором, переводчиком Владимиром Козловым (Лайдом Шемйэром). Он с 1992 года возглавляет "Марий Ушем". В 1990-ых зарегистрировано религиозное общество "Ошмари-Чимари" ("Белые мари — Правоверные мари") с целью возрождения марийской национальной религии. После семидесятилетнего перерыва был созван Съезд народа мари. Делегаты и наблюдатели Съезда избираются на сходах граждан: каждый делегат представляет 2 000 марийцев, в том числе проживающих вне Марийского края.

В 1990 была принята Декларация о государственном суверенитете

Хотя власть в республике оставалась у коммунистической и посткоммунистической бюрократии, в каких национальных объединениях не состоявшей, многие требования марийских националистов стали воплощаться в жизнь. В октябре 1990 была принята Декларация о государственном суверенитете, с 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл. По словам Козлова, Члены "Марий Ушем" были тогда инициаторами принятия главных законов Марий Эл – Конституции, законов о языке и культуре, расширивших преподавание марийского языка в школе и его применение в деятельности государственных органов. По словам Козлова, почти все преподаватели вузов и ссузов, научные работники тогда были членами "Марий Ушем", а многие члены организации тогда были депутатами всех уровней.

Решением Государственного Собрания Марий Эл в 2000 году действие Декларации о государственном суверенитете Марий Эл отменено

Но в 2000-е с избранием Главой Марий Эл Леонида Маркелова политика властей снова изменилась. Решением Государственного Собрания Марий Эл в 2000 году действие Декларации о государственном суверенитете Марий Эл отменено. Изучение марийского языка в школах стало факультативным. В 2002 году митинг марийской общественности предотвратил предполагаемое властями закрытие марийского национального театра имени Шкетана (марийского национального драматурга). "Марий Ушем" и Съезд народа мари в 2002 году выразили Маркелову недоверие. В 2004 году "Марий Ушем" поддержал на выборах Главы Марий Эл проживающего в Москве полковника Службы внешней разведки Михаила Долгова, но он проиграл Леониду Маркелову.

Раскол в Марийском национальном движении усугубился в последние годы. В 2015 году Марийский Национальный конгресс и "Мер Канаш" поддержали на выборах Главы Марий Эл идущего от "Единой России" Леонида Маркелова, а "Марий Ушем" и "Марийский мир-21 век" – коммуниста Сергея Мамаева, выходца из Кировской области. Действующий Глава сохранил свой пост. В 2016 году Марийский Национальный конгресс и "Мер Канаш" на выборах в Государственную Думу от Марийского одномандатного округа поддержали Ларису Яковлеву, а "Марий Ушем" и "Марийский мир-21 век" – коммуниста Сергея Казанкова. Победил последний, что стало одним из немногих на этих выборах поражений единороссов в одномандатных округах.

РАСКОЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ, НО НЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Почти все марийские национальные организации декларируют одни и те же программные положения, как то национальная и культурно-этническая консолидация народа мари, реализация и защита его прав, содействие его участию в управлении государственными и общественными делами, развитию его национального самосознания, представление его интересов в органах государственной власти, подготовка и формирование национальной интеллигенции, возрождение и развитие его культуры и языка, сохранение культурного наследия. Различия между ними касаются деятельности. Одни организации действуют главным образом в области культуры и не ставят политических вопросов, за исключением поддержки "Единой России" и её кандидатов на выборах всех уровней. Другие, помимо культуры, обращают внимание экономические и социальные проблемы и оппонируют политике Леонида Маркелова, оставаясь, однако, лояльными Владимиру Путину. По словам Козлова, отношения у них всех неплохие, но у вторых есть пожелания первым быть стойкими в отстаивании интересов марийского народа.

"МАРИЙ УШЕМ"

В 2016 году численность "Марий Ушема" выросла с 70 до 200 человек. В организации состоят главным образом молодые пенсионеры. Более старшие болеют, более молодые – бюджетники, то есть материально зависимы от властей и лично от Маркелова и боятся быть уволенными. Но всё же многие из них, по словам Козлова, приезжали на мероприятия "Марий Ушема", несмотря на страх увольнения, что опровергает миф о политической пассивности марийцев, особенно на селе. Множество молодых сторонников организации в поисках хорошей работы уехали из Марий Эл. "Марий Ушем" сам финансирует себя с членских взносов. На проведение фестивалей и конгрессов состоятельные марийцы скидываются особо.

Флаг "Марий Ушем"
Флаг "Марий Ушем"

"Марий Ушем" открыл школу "Юмари", где изучаются традиции и верования марийского народа. Он организовали выезды в места традиционного проживания мари, чтобы посмотреть, сохраняется ли там марийская культура. Лайд Шемйэр наладил контакты с региональными отделениями "Марий Ушем" в соседних с Марий Эл субъектах федерации, обеспечивал их снабжение книгами по марийской тематике.

Власти относятся к совместным мероприятиям настороженно, так как Эстония и Венгрия – члены НАТО

"Марий Ушем" проводит мероприятия с другими национальными движениями финно-угорских народов, к которым относятся мари. Власти относятся к таким мероприятиям настороженно, так как Эстония и Венгрия – члены НАТО. По словам Козлова, "Великая Финно-Угрия" (объединение всех финно-угорских народов в единое государство) – абсурд. Как можно объединить Венгрию, Финляндию и Марий Эл? Нет никаких доказательств, что кто-то стремится к этой цели. Да, нас финансово поддерживают из-за границы, например фонд Кастрена из Финляндии, помогают издавать книги. Но их цели – исключительно культурно-просветительские, – говорит Козлов в беседе с "Idel.Реалии".

"Марий Ушем" 15 лет не получает денег от министерства культуры по этнокультурной программе развития Марий Эл.

Меньше стало носителей марийского языка – меньше стало посетителей марийских театров

Козлов требует возвращения марийского языка в качестве обязательного предмета в школе. "Меньше стало носителей марийского языка – меньше стало посетителей марийских театров. Иногда министерство культуры что-то пытается делать, но это выливается в показуху. Чтобы провести ныне марийскую ёлку в Йошкар-Оле, приходится привозить детей из деревень! Марийская национальная религия властью не преследуется, но и не поощряется. Нас волнуют христианские кладбища в святых для марийцев местах, так как это кощунство".

То, что КПРФ славит Сталина, расстрелявшего в 1930-ые годы цвет марийской интеллигенции, для "Марий Ушем" не так важно

"Марий Ушем" сотрудничает с КПРФ. По словам Козлова, у них совпадает позитивная программа. То, что КПРФ славит Сталина, расстрелявшего в 1930-ые годы цвет марийской интеллигенции, для него не так важно, что сейчас эта партия выступает против Маркелова. Однако в 2014 он избирался в Государственное Собрание Марий Эл от Волжского избирательного округа от "Справедливой России" и набрал 4,5 %. "Настолько мало не могло быть при огромной агитационной работе, что мы проводили в районе! На меня проправительственные СМИ и агитаторы вылили ушаты грязи. Но и при честных выборах я бы не выиграл – против меня выступал очень сильный кандидат, генеральный директор ЗАО "Ариадна" (крупный производитель холодильного оборудования) Виктор Васильев. На тех же выборах в Куженерском районе наш Леонид Иванов набрал 12-15%. Мы не выставляем кандидатов от "Марий Ушем" во всех районах, потому что чувствуем плохое к себе отношение со стороны глав районов. К тому же у нас нет больших денег на предвыборную кампанию».

В 1990-ые среди высших чиновников Марий Эл было 35% мари. Сейчас – 12%

В конце декабря 2016 года "Марийский мир – 21 век" и "Марий Ушем" провели конференцию о социально-экономическом положении в Марий Эл. Собрались 120 человек. Ёе участники поддержали обращение к федеральному центру о досрочной отставке с должности Главы Марий Эл Леонида Маркелова. К Маркелову у "Марий Ушем" длинный список претензий – малое количество марийцев во власти, куда им препятствуют избираться (в 1990-ые среди высших чиновников Марий Эл было 35% мари. Сейчас – 12%. Правда, Ерофеев считает, что в последнее время ситуация начинает меняться, чему примером карьеры депутатов Государственной Думы Светланы Солнцевой и Ларисы Яковлевой, мари по национальности), создание группы зависимых от себя чиновников и общественных деятелей (во время предвыборной кампании Михаила Долгова в 2004 году именно марийцы из органов власти закрывали пред ним двери помещений в сёлах, где он планировал выступать), закрытие оппозиционных газет, давление на правозащитные организации.

Численность мари уменьшилась с 604000 человек в 2002 году до 548000 в 2010

Козлов видит проблему в уменьшении численности мари – с 604000 человек в 2002 году до 548000 в 2010. Ерофеев утверждает, что теряются целые отрасли – строительство, дорожное хозяйство, а сельское, лесное хозяйство пришли в крайнюю степень деградации. "На селе уничтожается инфраструктура – не строятся и не ремонтируются дороги. Огромное количество школ, больниц, роддомов, детсадов, библиотек и клубов закрываются и разбираются. У республики огромные долги, внебюджетные кредиты, залоги имущества, и тут же – воровство и коррупция. Фактически государственные органы не ведут никакой деятельности на марийском языке. Маркелов ставит памятники не имеющим никакого отношения к Марий Эл деятелям и завоевателям марийского народа, например, первому воеводе Царевокакшайска (так при основании называлась нынешняя столица Марий Эл Йошкар-Ола) Оболенскому-Ноготкову. В Москве марийские власти не инициируют выставки марийской культуры. Непонятно, какие мероприятия планируются в честь столетия марийской автономии в 2020 году".

Марийский народ ущемлённый, но не угнетённый

Тем не менее, Козлов считает марийский народ ущемлённым, но не угнетённым. Большое количество образованных марийцев, добившихся успехов на разных поприщах, плохо исполняющиеся, но действующие законы, защищающие языковые и культурные права мари, исключают угнетение.

Владимир Козлов
Владимир Козлов

18 марта праздновался столетний юбилей "Марий Ушема". Его официальные средства массовой информации замолчали, говорили ни о "Марий Ушеме", а о "марийском национальном движении". Организации не предоставили ни одно помещение в городе для празднования.

– Если и в апреле мы не получим помещение, проведём столетие на улице. Мы готовим к выпуску книгу про нашу деятельность за последние 100 лет, хотим заложить памятники всем просветителям марийского народа по месту их рождения. А в начале июня 2017 года в деревне Шарибоксад Волжского района планируется большой фестиваль эстрадных и фольклорных коллективов, куда соберутся 1000-1200 человек. Планируем встречи с сельским населением, исследовательские экспедиции, сбор исторических материалов, – поделился с нашим изданием Козлов.

В ЗОНЕ ЛОЯЛЬНОСТИ

В глазах лидеров "Мер Кангаша", Марийского национального конгресса и Федеральной культурной национальной автономии мари политическая составляющая деятельности не должна быть приоритетной, необходимо находить точки соприкосновения с существующей властью.

Например, состав исполкома Марийского национального конгресса входят чиновники, руководители СМИ, бизнесмены, педагоги, работники культуры. При его участии издаётся этнокультурный журнал "Арслан". Он освещает юбилеи марийских деятелей культуры, гастроли марийских ансамблей, в политике сотрудничает с ОНФ (на ленте новостей "Арслана" много позитивной информации о его деятельности), рассказывает о правительственных грантах для этнокультурных организаций.

По закону для Федеральной национально-культурная автономия мари установлены конкретные цели, для решения которых государство оказывает финансовую поддержку. С её помощью созданы местные национально-культурные автономии в городах и сёлах в Башкортостана, Кировской, Нижегородской области, в Татарстана, Удмуртии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Однако, по словам Козлова, "марийцев, живущих в других регионах, принуждают к вступлению в местные культурные автономии в ущерб "Марий Ушему". Они все бюджетники. За годы своего существования ФНК не решила ни одну проблему мари. В чём результаты взаимодействия с властью, которым они хвастаются? Национально-культурные автономия не самостоятельна, она - придаток власти".

"Мер Канаш" формирует базу данных, содержащую правовую, статистическую и другую информацию по вопросам национальной, языковой, информационной, культурной и образовательной политики. Им затрагиваются проблемы сокращения употребления марийского языка, но этот факт не привязывается к политике властей. При его участии происходят ежегодные слёты марийской молодёжи. В рамках слётов проходят лекции, практические занятии, тренинги, связанные с историей народа мари, вопросами развития общественного движения, организовываются встречи с ведущими марийскими лидерами, приглашаются эксперты в сфере национального общественного движения.

"У Вий" также акцентирует внимания на проблеме использования марийского языка. Недавно организация провела показательную акцию по выявлению отношения к марийскому языку со стороны региональных отделений политических партий и по проверке наличия марийского языка на наружных вывесках крупных предприятий, обладающих серьёзной разветвлённой сетью собственных фирменных торговых точек. Результаты неутешительны – марийский язык ими всё больше игнорируется.

В процессе подготовки данного материала представители "Мер Канаш", Марийского Национального конгресса, Федеральной Национальной культурной автономии мари и "У Вия" были недоступны. Но некоторые из них обещали рассказать о своей деятельности позже.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Политолог Валерий Голубев считает, что марийское национальное движение не влияет на политическую жизнь Марий Эл. У него нет авторитетных среди народа активистов. Голубев подозревает, что с активно выступавшими в прошлом под марийскими национальными лозунгами деятелями провели работу спецслужбы, и они замолчали.

Политолог Константин Строкин комментирует ситуацию так: "Здорово, что сейчас возникает внутринациональная конкуренция. Марийский народ чуть было не пришёл в тупик. В 30-х годах уничтожили более половины марийской интеллигенции, а в дальнейшем её так и не удалось регенерировать по причине интернациональной марксистской идеологии. В 90-е годы возникла "движуха" в нацсообществе. Но где же нацруководители, воспитанные в позапрошлое десятилетие? Марийская нация сейчас пытается найти достойное место в российской государственности, но не знает, как технически грамотно в неё встроиться. "Старая гвардия" из марийской оппозиции показала свою недееспособность и мёртворождённость.

Когорта "кабинетных" активистов марийского нацсообщества, которая помогает действующему губернатору Марий Эл, прекрасно осознаёт, что участвует в изнасиловании собственного народа, но молчит

Их гордыня и замкнутость на себе ни к чему осязаемому и продуктивному не привела. Некоторые из них вообще проживают в Москве и боятся приезжать публично в Марий Эл по причинам безопасности. Люди, остерегающиеся проблем, имеют притязания на лидерскую роль! Вторая же когорта "кабинетных" активистов и номенклатурщиков марийского нацсообщества, которая помогает действующему губернатору Марий Эл, сама прекрасно осознаёт, что участвует в изнасиловании собственного народа. Но молчит, потому что выдрессировали. Возьмите имена-фамилии лидеров и первой, и второй группы, и поинтересуйтесь у жителей Марий Эл, знают ли они их? 99% не знают! Зато самомнение у них зашкаливает. Им следует останавливаться для признания ошибок и перезагрузки. Марийская интеллигенция никогда не перерастёт в нацэлиту, пока в ней не начнёт главенствовать право-консервативная идея. Только после этого марийская нация станет политическим субъектом, с которым необходимо считаться".

СПРАВКА

  • Марийцы как народ сформировались в Среднем Поволжье в первой половине первого тысячелетия нашей эры. Горные племена мари жили на правом берегу Волги, луговые – на левом, в Волго-Вятском междуречье.
  • Они последовательно зависели от ряда соседних государств, последним из которых было Казанское ханство в XV-XVI веках. В процессе завоевания Российским государством Казанского ханства в XVI веке в Марийском крае появились русские.
  • Горные племена присоединились мирно, а вот на луговой стороне разразилось несколько Черемисских войн (черемисы – тогдашнее русское наименование марийцев), сопровождаемых зверствами с обеих сторон. К началу XVII марийцы были покорены.
  • В царский и императорский период русской истории падала численность мари: одна из немногочисленных работ об этом народе, вышедшая до 1917 года, называлась "Признаки вымирания луговых черемис". Марийцы массово болели трахомой, зобом, туберкулёзом.
  • В 1917 году 99% марийцев были крестьянами. Они активно принимали участие в крестьянских войнах под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева, из-за чего марийцам в целях предотвращения антигосударственных выступлений официально было запрещено заниматься кузнечным делом, их вытеснили с берегов как Волги, Вятки и Ветлуги, им не разрешали жить в городах. Марийцы не могли занимать никаких выборных постов выше, чем в сельской общине.
  • Наибольший же протест местного населения вызывала принесённая русскими насильственная христианизация. Спасаясь от неё, многие марийцы бежали на Урал, где стали известны как восточные мари и до сих пор довольно многочисленны. Несмотря на огромные усилия российских властей, большинство мари остались верны национальной религии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

Ваше мнение

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG