На пикете, прошедшем в субботу в Тольятти, участники пожаловались президенту России на невозможность приобретения жилья. В акции протеста участвовали около 100 тольяттинцев, в основном — молодые семьи, которые состоят в списке на получение жилья по программе "Молодая семья".
Очередь на получение квартир за счет субсидий из областного и федерального бюджетов сейчас насчитывает 5900 тольяттинских семей. Всего в Самарской области по Федеральной программе "Жилище" в очереди стоят 9 тысяч семей. Люди рассказывают, что стоят в очереди по 5-7 лет и не надеются в ближайшее время получить субсидии. Некоторые едва находят средства даже собрать своих детей в школу.
Какое будущее ждет молодые семьи, легко представить на примере семьи Козловых. Корреспондент "Idel.Реалии" пообщался с главой семейства и узнал, как прожить из расчета 4,5 тыс. руб. на человека в месяц, а также о том, почему новое жилье Козловым уже точно не светит.
ПЯТЕРО ПО ЛАВКАМ
Тольяттинец Виктор Козлов работает токарем в небольшой компании по производству инструментов и оснастки, его жена Татьяна — няней в детском саду. Детей — пятеро. Старшей, Ульяне, исполнился 21 год, остальные несовершеннолетние: Дмитрию исполнится восемнадцать в мае, Алёна и Данил учатся, соответственно, в шестом и третьем классах, Паша отправится в школу через год.
К новому учебному году семья попыталась ограничиться лишь самым необходимым — одежда-обувь, школьные принадлежности — но непредвиденных расходов избежать не удалось.
Дочь пока ничего не просила, но я знаю: спорт — это всегда деньги.
— 31 августа, когда мы пошли за цветами, выяснилось, что у Алены рюкзак порвался, пришлось в пожарном порядке новый покупать — за 700 рублей, очень бюджетный вариант. Похоже, скоро всё равно придется взять получше и подороже. 1 сентября на цветах откровенно сэкономили, потратив на них 200 рублей, — рассказывает Виктор.
Весь сентябрь докупали в школу что-то по мелочи. То пластилин, то картон для уроков труда. В итоге набежало еще на тысячу рублей.
— Скоро похолодает, видимо, основные расходы пойдут на теплую одежду, — вздыхает глава семейства. — К тому же у Алёны телефон глючит — ещё расходы. Плюс она записалась в бесплатную секцию по баскетболу в школе. Дочь пока ничего не просила, но я знаю: спорт — это всегда деньги. Готовлюсь покупать ей форму. А ещё старенький компьютер сломался, в школе детям все чаще дают задания, требующие обращение к интернету — без него никак. Придется для старого ноутбука, который я отнес к себе на работу, новый жесткий диск покупать, а дома устанавливать вайфай-роутер: это снова расходы в пару-тройку тысяч рублей. Дай бог до Нового года с этой компьютеризацией справиться, а там начнется — подарки, елки, гирлянды, каникулы, клюшки пацанам...
Большинство учебников детям выдали в школе. Но какие-то пособия все равно пришлось докупить — оказалось, стоят не дешевле художественной литературы. 26 сентября у Паши — день рождения. По традиции родители понесут в садик торт, фрукты, лимонад, подарки имениннику — тоже наберется тысячи на две.
"ХОТИМ СЪЕЗДИТЬ В "ТЕЛЕВИЗИОННУЮ РОССИЮ"
Виктор пашет на двух работах. Если посчитать еще и зарплату супруги в семь тысяч, то доходная часть бюджета Козловых в сентябре составит 32 тысячи. Получается, на одного члена семьи приходится всего по 4,5 тыс. руб. в месяц.
— Лет десять назад перед 1 сентября мы всей семьей шли на школьную ярмарку за одеждой, обувью, канцтоварами. Все покупалось в один день, бюджет семьи можно было назвать сразу и точно. Теперь покупать всё и сразу нам не по средствам. Общий уровень жизни в Тольятти понизился. Не знаю, какие методики расчета инфляции применяют правительство и губернатор Николай Меркушкин (пока материал готовился к публикации, Меркушкин уже покинул пост — ред.), но это не про нашу жизнь. Возможно, есть какая-то параллельная Россия, где все у людей замечательно, как нам показывают в телевизоре. Надо бы скопить денег и съездить в эту "телевизионную Россию" на отдых всей семьей хотя бы на недельку. Интересно, в эту идеальную страну нужно оформлять загранпаспорт и визу? — недоумевает глава семейства.
На помощь государства Козлов особо не рассчитывает:
— Во-первых, оформление каких-либо субсидий требует таких усилий, которые не отнимут и две работы. Во-вторых, пособия на детей смехотворны. А надо ещё отпрашиваться с работы и много ходить по чиновным кабинетам, брать справки… Где взять на это время? Да, питание учеников субсидируется, но периодически надо предоставить в бухгалтерию школы соответствующие бумаги. Для этого моей жене приходится собирать кучу бумаг.
— А в школе с вас деньги собирают на что-либо?
Сейчас это, извините, одна тётка
— Массовые поборы на ремонт класса, покупку оборудования и так далее, прекратились лет пять тому назад. Пока еще учителя никаких денег сдавать не требовали. Думаю, придется платить только за охрану, как в прошлом году — по 200 рублей в месяц. Когда я учился, охрана в школе была из двух дежурных на входе из учеников старших классов. Сейчас это, извините, одна тётка. Чем она надежней двух старшеклассников? Она прошла спецподготовку?
В основном все деньги уходят на питание, подытоживает отец. Походы в кафе, даже — по праздникам, в расходную часть бюджета не входят. О приобретении новой квартиры Козловы даже не мечтают. Они уже не "молодая семья".
***
По словам участников субботнего протеста, это — распространенная ситуация: в Тольятти нередки случаи, когда молодые семьи, где возраст одного из супругов за годы ожидания превысил положенные по требованию программы тридцать пять лет, исключали из списков очередников.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.