В Большеключинском сельском поселении Зеленодольского района Татарстана близ Волжско-Камского заповедника планируют добывать песок. Дирекция заповедника против, но ничего не может сделать. Повлияет ли разработка карьеров на речки и озера в округе, неизвестно. При этом мнением местного населения до выдачи лицензии на работы никто не поинтересовался.
Одно месторождение получило название Маевское. Участок недр расположен в 1,5 километре северо-восточнее деревни Маевка и в 600 метрах южнее села Малые Ключи. Добычей песка займется казанское ООО "НерудСтроМ".
Как стало известно, 1 августа 2014 года компания получила лицензию на разведку и добычу песка на данном месторождении сроком до 30 августа 2069 года.
Площадь горного отвода составляет 35,83 га, утвержденные запасы песков месторождения — 2,773 миллионов кубометров или более 4 миллионов тонн. Пески Маевского месторождения планируется использовать для строительства дорог.
Началу работ препятствует только одно — земельный участок, на котором будут добывать песок (16:20:050902:14), необходимо перевести из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. А для этого, в частности, включить его в генплан Большеключинского сельского поселения.
Второе месторождение — Восточно-Соловьевское. Оно расположено в трех километрах южнее деревни Соловьевка и в двух километрах южнее села Большие Ключи. Лицензия выдана 2 ноября 2016 года ООО "Ресурснедр" сроком до 31 декабря 2019 года для геологического изучения недр.
Судя по данным "Экологической карты Татарстана" и публичной кадастровой карты Росреестра конфигурация этого участка недр соответствует четырем земельным участкам — с кадастровыми номерами 16:20:050903:72, 16:20:000000:3437, 16:20:050903:70, 16:20:000000:3439 общей площадью 211,2 га.
Участки, где расположены и первое, и второе месторождение, образованы из бывшего землевладения ЗАО "Татагроэксим". Данная компания имела отношение к семье Хамзина Раиса Анваровича, экс-главы Россельхозбанка в Татарстане, осужденного в феврале этого года за злоупотребление полномочиями в период руководства банком, но освобожденного от наказания по амнистии.
ЗАО "Татагроэксим" было признано банкротом в 2014 году. В результате реализации имущества компании участки, где находится Восточно-Соловьевское месторождение, было приобретено ООО "Реал Истэйт". А участок, включающий в себя Маевское месторождение, на основании соглашения об оставлении предмета залога за собой достался Хамзину Булату Раисовичу (Хамзин Булат являлся одним из кредиторов ЗАО "Татагроэксим". Погасив задолженность компании перед "АК БАРС" банком, он оставил предмет залога земельный участок за собой).
Оба будущих карьера расположены возле границы охранной зоны Волжско-Камского заповедника, почти прямо за ней. Поэтому директор последнего — Юрий Горшков от планов по добыче песка не в восторге. Главное, что его беспокоит — грузовые машины будут возить песок по дороге, которая пересекает заповедник. Но возможностей помешать этому у заповедника нет.
Вопрос о том, может ли повлиять разработка месторождений на состояние водоемов в округе, и не повторится ли, к примеру, история с Юдинским карьером и системой озер Лебяжье (по одной из версий вода из озер ушла в карьер), остается открытым.
Озера в окрестностях расположены как севернее участков месторождений — например, у населенных пунктов Большие и Малые Ключи, Светлое Озеро и Ивановское, так и южнее — озера Раифское, Бело-Безводное и Ильинское.
Заместитель директора заповедника по экологическому просвещению Елена Унковская предполагает, что планируемые карьеры прямого воздействия на озера и реки на территории заповедника не окажут, так как находятся выше них. Но при возможной разработке часть грунтовых вод будет разгружаться в карьер.
— Для определения влияния разработки месторождения на подземные воды и как следствие, на заповедные лесные и водные экосистемы, нужно проводить дополнительные гидрогеологические исследования, — считает она. Но таких специалистов в штате заповедника нет.
Руководитель отделения компании "Гидэк" в Казани Татьяна Гараева также считает, что для оценки возможного влияния карьеров на водоемы, необходимо гидрогеологическое исследование. Без него ничего определенного сказать нельзя. Впрочем, полагает она, эти исследования должны были проводиться на стадии геологического изучения недр.
Мнением местного населения до выдачи лицензии на добычу песка на Маевском месторождении республиканские власти не поинтересовались. Да и местного населения-то там почти не осталось. На сайте Зеленодольского района указано, что численность населения в Малых Ключах — 19 человек, в Маевке — 130. Гораздо больше там дачников, но присутствуют они непостоянно.
С целью выяснить, что все-таки думают жители, депутаты Большеключинского сельского поселения решили в это воскресенье организовать сход. Он состоится в Маевке в 10 утра.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.