Ссылки для упрощенного доступа

Голод в ТАССР: Иностранная помощь голодающим в Поволжье. Часть II


Во время голода в Поволжье, который охватил от 25 до 40 миллионов человек, населению оказывали помощь большое количество иностранных благотворительных организаций. Крупнейшая из них — Американская администрация помощи (АРА). "Idel.Реалии" продолжают серию публикаций о жизни в Татарской республике во время голода 1921-1922 годов. Материалы собраны из архивов газет и журналов, которые выходили в Поволжье 100 лет назад, а также на основе современных научных публикаций.

Среди самых заметных иностранных благотворительных организаций, оказывающих помощь Поволжью: Американская администрация помощи, "Миссия Нансен" (в нее входило около десяти разных организаций, в том числе и Красные Кресты стран Европы), "Общество друзей", Харбинский общественный комитет помощи голодающим, Международный рабочий комитет помощи при Коминтерне, Международный союз помощи детям и др.

Самая значительная из них — Американская администрация помощи (American Relief Administration, ARA). Это неправительственная благотворительная организация. На пике своей активности, летом 1922 года, АРА ежедневно обеспечивала продовольствием более 10,5 млн человек. Если коротко, то организация за годы помощи Советскому Союзу поставила 709,5 тонн продовольствия, 2,2 тонны одежды, 601 тонну мыла, 6,5 тонн товаров медицинского назначения. Всего АРА потратила на это 61,6 млн долларов, советская власть — 13,9 долларов (работа портов, железнодорожного, водного, автомобильного и гужевого транс порта, свет, водоснабжение, топливо, работу кухонь, телефон и телеграф, размещение американского персонала и т.д.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Голод в ТАССР: каннибализм, продразверстка и желуди

Кроме того, около 4,8 млн долларов израсходовали аффилированные с АРА организации. В целом помощь АРА составила около 80% от всей зарубежной помощи, оказан ной России.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ ИЛИ КАК АРА ПРИШЛА В РОССИЮ

13 июля 1921 года Максим Горький по просьбе советского правительства выступил с обращением "Ко всем честным людям". Он призвал оказать помощь России в борьбе с голодом.

"Хлебородные степи юго-востока России поражены неурожаем, причины его небывалая засуха. Несчастие грозит миллионам населения России смертью от голода. Напомню, что народ русский сильно истощен влияниями войны и революции, и что степень его сопротивления болезням, его физическая выносливость — значительно ослаблена. Для страны Льва Толстого и Достоевского, Менделеева и Павлова, Мусоргского, Глинки и других всемирно ценных людей наступили грозные дни, и я смею верить, что культурные люди Европы и Америки, поняв трагизм положения русского народа, немедленно помогут ему хлебом и медикаментами. Если гуманитарные идеи и чувства — вера в социальное значение которых так глубоко поколеблена проклятой войной и безжалостным отношением победителей к побежденным, я говорю, вера в творческую силу этих идей и чувств должна и может быть восстановлена — несчастье России является для гуманитариев прекрасной возможностью показать жизнестойкость гуманизма. Я думаю, что особенно горячо следует принять в деле помощи русскому народу тем людям, которые в годы позорной войны натравливали людей друг на друга, уничтожая этой травлей воспитательное значение красоты идей, выработанных человечеством с величайшим трудом и так легко убитых глупостью и жадностью. … Я прошу всех честных людей Европы и Америки о немедленной помощи русскому народу. Дайте хлеба и медикаментов", — написал тогда поэт.

Реакция не была быстрой. В Германии с помощью сначала вышла только местная коммунистическая партия. А в одной из газет даже появилось такое сообщение: "Нам нечего дать, а если бы было, мы бы не рискнули этого сделать. Возможно, так оно лучше. Ужасные страдания, претерпеваемые русскими, вызваны большевизмом, и они должны пройти своим чередом. Мы же должны наблюдать со стороны, когда эта оргия сама придет к своему концу".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Православные служители vs учения Ивана Яковлева

Европейская пресса при этом писала о том бедственном положении, которое переживает Россия и в первую очередь Поволжье. Однако в Европе в прессе больше выходило материалов о том, что население рано или поздно поймет какой вред несет большевизм русскому народу.

Из материала "Русские крестьяне боятся гнева божьего" журналиста Уолтера Дюрант от 20 июля 1921 года: "Дороги, ведущие на запад, переполнены несчастными беженцами, чьи повозки, набитые пожитками, детьми и стариками, тащат похожие на скелеты лошади и быки, у которых кости просвечивают сквозь кожу. К страданиям от голода добавляется жажда с ее муками, и, по оценкам, лишь 5% этих несчастных людей выживут в этом отчаянном путешествии. Даже в Москве продовольственные запасы, по сообщениям вернувшихся оттуда, ужасающе сократились".

В зарубежной прессе писали, что большевизм на волне протестов из-за голода вот-вот отступит и власть в свои руки возьмет патриарх Тихон, который уже тогда находился под домашним арестом. Это в том числе определило действия большевиков, которые под видом помощи голодающим стали забирать имущество церкви.

25 июля "Нью Йорк Таймс" напечатала текст обращенной Горькому телеграммы от Герберта Гувера (телеграмма была отправлена 23 июля), председателя Американской администрации по мощи и министра торговли США. АРА была единственной организацией, способной на полномасштабную гуманитарную помощь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как прошли выборы в Учредительное Собрание в Уфимской губернии

Гувер в обращении к Горькому заявил, что АРА готова оказать помощь, но на ряде условий. Так, например, они потребовали освободить всех американских заключенных из советских тюрем. В обмен на это они помогут одному миллиону детей.

Среди других требований: официальное обращение советского правительства за помощью, обеспечение свободного въезда, выезда и передвижения по России для всех представителей АРА, предоставление бесплатных транспортных средств для перевозки грузов АРА, право на организацию местных комитетов по распределению помощи без какого-либо вмешательства со стороны официальных властей.

В декабре того же года Конгресс США выделил 20 млн долларов на помощь в том числе и взрослым. Это случилось после того, как осенью первые волонтеры и сотрудники АРА прибыли в Советский Союз и увидели бедственное положение населения.

Летом 1921 года, после выдвижения требований АРА, власти России безоговорочно приняли все их и выполнили в полном объеме. 20 августа в Риге был подписан договор. Ход переговоров практически не освещался в советской прессе, однако, еще до их начала систематически стали появляться публикации, в задачу которых входило разоблачение реваншистских планов белой эмиграции, связанных с оказанием иностранными державами продовольственной помощи России.

Ряд исследователей, например Бертран Патенод, отмечали, что у Гувера и АРА не было задачи свергнуть советскую власть. По крайней мере напрямую, они отвергали все выступления политического характера и пытались быть максимально нейтральными. Он верил, что образцовая работа АРА и невозможность советов самим выйти из ситуации, сделают свое дело.

Фото: getty images/fotobank.com
Фото: getty images/fotobank.com

КАК РАБОТАЛА АРА

Все голодающие регионы России АРА разделила на районы, которые приблизительно совпадали с административным делением. Первые американцы прибыли в Казань в первых числах сентября 1921 года. Они писали в США, что никогда еще за годы своей работы не видели настолько истощенных людей.

18 сентября состоялось первое совещание с представителями властей Татарской республики, на котором было определено общее направление работы, а в конце сентября — начале октября АРА приступила к питанию детей.

Во всех странах, где до этого работала АРА, работа происходила так: американцы осуществляли общее управление и контроль, а основной работой занимались сотрудники из числа местных жителей. Открывались столовые, создавались комитеты. Стандартно, в них должны были входить: учитель, врач или фельдшер, агроном, священник, а также представители местного сельсовета. На деле в Советском Союзе власти не дали так сделать, а комитеты состояли только из представителей власти. Формально АРА лишилась возможности распределять пайки, но с другой стороны, они не настаивали на изменении порядка.

Первоначально помощь получали только дети до 14 лет, беременные женщины и кормящие матери. Списки утверждались на общем собрании населения или сельском сходе.

В конце сентября 1921 года в Казань начали пребывать поезда с продовольствием и открываться первые столовые.

Дети получали в день немного какао, сахара, молока, хлеба, риса, жиров, муку, бобов и кукурузу. В день — примерно по 800 ккал, а в дни, когда с поставками было не все хорошо, — около 500 ккал.

Ближе к зиме 1921-1922 года стало понятно, что и взрослое население уже не в силах держаться. Сначала они снова перешли на суррогаты — мука из коры березы или вяза, ореховая скорлупа, листья, лебеда, желуди, трава, коренья, ревень, крапива, гороховая шелуха, солома, картофельные очистки, капуста и так далее, а потом и это стало заканчиваться.

Тогда АРА приняла решение распространить помощь на взрослых. Право на получение взрослого пайка предоставлялось следующим категориям: самые нуждающиеся; занятые на сельскохозяйственных работах; нуждающиеся беременные женщины; больные трудоспособно- го возраста; один человек от семьи, если в ней никто не попадал в перечисленные группы. Суточный паек представлял собой 1 русский фунт кукурузной муки. Для экономии времени и сил продукты выдавались сухим пайком сразу за месяц, т.е. по 30 фунтов.

ДРУГАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Кроме столовых АРА организовала помощь в виде программы продуктовых посылок. Любой желающий из США или Европы мог оплатить АРА 10 долларов, организация в свою очередь находила в России человека и присылала ему посылку с едой: мука, рис, чай, жир, сахар и сгущенка. Всего 117 фунтов еды.

Чтобы подать заявку на участие в этой программе, жителям России выдали 1 млн открыток, куда они вписывали свои имена и адреса. В основном посылки отправляли эмигранты для своих родственников. Так, из 7 031 посылки 80% получили евреи.

АРА организовывала и другой вид посылок. Любой желающий в Америке мог оплатить ее, а организация сама выбирала кому ее доставить. Всего поступило почти 2 тысячи таких посылок, четверть — с одеждой.

Помимо индивидуальных, доставлялись посылки, предназначенные группам лиц. Понимая бедственное положение российской интеллигенции, АРА организовала доставку продовольственных посылок и посылок с одеждой от американских благотворительных фондов и частных лиц, желавших поддержать российских учителей, студентов и преподавателей вузов, врачей, медсестер, артистов и т.д. В частности, самым активным образом АРА поддерживала студентов и профессоров Казанского университета.

Еще одна крупная программа — медицинская. С ноября 1921 по июнь 1923 года в Поволжье в огромном количестве присылалась медикаменты, дезинфицирующие средства, медицинские инструменты и оборудование, перевязочный материал, одеяла, постельное белье, пижамы и ночные рубашки для пациентов, полотенца и т.д.

Практически все медицинские учреждения района пользовались медикаментами и оборудованием, поставленными АРА. Всем им летом 1923 года, покидая Россию, АРА оставила шестимесячный запас лекарств. В Казани совместными усилиями властей и АРА были открыты санаторий для детей больных туберкулезом и больница для лечения трахомы.

Кроме того, АРА смогла только в Татарской АССР вакцинировать свыше 1,5 млн человек.

АРА покинула Россию как только власти возобновили экспорт зерна. Это случилось летом 1923 года, хотя приказ поступил еще в самом начале года. К тому времени голод уже отступал, но еще довольно значительная часть граждан недоедала.

Фото: Газета "Взгляд"
Фото: Газета "Взгляд"

ИЗ ПРЕССЫ ТАТАРСКОЙ АССР ТОГО ВРЕМЕНИ

Известия, 9 октября 1921 г. №224

МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ ШУМИХЕ.

Вокруг дела помощи голодающим Поволжья поднят чрезвычайный шум во всех странах света. Помощи Поволжью посвящает свои заседания Лига Наций. Помогать голодающим собирается созданный специально для этого международный комитет. Этот вопрос занимает сердце Красного Креста в Женеве.

Нет той газеты, того журнала в любой из стран света, которые бы не отдавали свои столбцы злободневному делу спасения Поволжья.

У читателя неспосвященного, недостаточно разбирающегося во всех тонкостях мировой политики создается впечатление, что помощь Поволжью идет, идет со всех концов света, что миллионы людей голодного края не оставлены не будут оставлены на произвол голодной стихии.

Подобные впечатления от мировой шумихи, поднятой вокруг нашего неурожая, таят в себе чрезвычайную опасность для судьбы того же Поволжья.

В действительности в этом шуме больше шума, чем дела, больше пустых слов, чем добрых действий.

В странах Западной Европы и Америки имеется достаточное количество хлебных излишков, достаточное для прокормления десятков таких регионов как Поволжье. Но все эти ценности, которыми легко и быстро можно было спасти миллионы обреченных на голодную смерть людей, находятся в руках мировой буржуазии и в этом главная причина того, что шум поднятый вокруг помощи Поволжью столь же велик, сколь мала реальная помощь, действительно оказываемая этому краю.

Мало того, шумиха про помощь создается и поддерживается мировой буржуазией с определенной, злонамеренной по отношению к Советской Республике целью. Советскую Россию постиг неурожай. Как же не использовать этот факт в своих целях? И мировая буржуазия старается во всю.

АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ ГОЛОДАЮЩИМ ДЕТЯМ В КАЗАНИ

А.А.П. за неделю проделана громадная работа по подготовке и переброске грузов на места, организации и открытии столовых, формированию административных органов как в центре, так и в кантонах.

А.А.П. предполагалось первоначально питать подсобным пайком всего 63000 детей; пайки намеревались распределить так: Казани дать 6000, кантонам Татреспублики: Спасскому — 7000, Лаишевскому — 3000, Мамадышскому — 3000, Бугульминскому — 6000, Елабужскому — 4000, Буинскому — 4000, Свияжскому — 3000, Тетюшскому — 7000, Чистопольскому — 5000, Мензелинскому — 8000, Челнинскому — 4000 и Арскому — 3000 пайков. По возвращению же министра Уорна из поездки по кантонам и по получении дополнительных сведений от Центрального комитета из Москвы, решено было количество отпускаемых пайков на Татреспублику увеличить на октябрь и ноябрь до 150000 тысяч.

Эти пайки А.А.П. предполагает распределить по Казани и кантонам так: по городу Казани дать — 15000 пайков, Спасскому кантону — 7500, Лаишевскому — 7500, Мамадышскому — 7500, Бугульминскому — 15000, Елабужскому — 13000, Буинскому — 10000, Свияжскому — 7500, Тетюшскому — 17500, Чистопольскому — 15500, Мензелинскому — 12000, Челнинскому — 12000 и Арскому — 7500; таким образом будут распределены по Татреспублике вместо первоначальных 63000, всего 150000 пайков. Есть предположение отнести Бугульминский кантон к Симбирскому отделу А.А.П., к которому он расположен ближе и связан железной дорогой, в этом случае оставшиеся 10000 пайков предполагают бросить на усиление более голодающих уездов, которым не хватает еды уже два года, а именно: Свияжский и Лаишевский.

На одном из заседаний Комитета А.А.П. была определена конструкция структуры, его отделов и задач. Главной задачей А.А.П. ставит себе выбор наиболее нуждающихся в питании детей, для чего уже приступлено к собиранию сведений от государственных учреждений Татреспублики.

Вообще же, если система выбранная в данный момент А.А.П. не достигнет цели то свободно можно будет изменить ее и обратиться к какой-либо другой, более подходящей к текущему моменту. Дети будут питаться не в зависимости от возраста, а от степени истощения, вследствие недоедания; на добавочное питание могут быть также включены и дети служащих в государственных учреждениях, для которых будут устроены столовые, и которые будут питаться по предварительному заключению врачей. Работа врачей по обследованию детей, хотя и будет временной, но будет считаться важной, и труд врачей будет компенсироваться более усиленно, в сравнении с общим вознаграждением остальных служащих. Выбор детей будет зависеть от врачебного отдела, который результаты своих обследований представит на усмотрение и разрешение Комитета А.А.П., в котором уже участвуют и представители правительственной власти; таким образом, работа администрации будет проходить в полном контакте и при полной осведомленности правительства.

В комиссии был затронут вопрос о помощи детям от 1 до 4 лет, матерям, кормящим грудью и беременным женщинам во 2-ую половину беременности и о необходимости предоставления им подсобного питания в виде обеда по удостоверениям врачей о нуждаемости их в усиленном питании.

АМЕРИКАНЦЫ — ДЕТЯМ.

Все отправляемые в Россию продукты питания собраны на добровольные пожертвования и являются даром американцев голодающим детям России.

Меню разработаны и составлены на основании научных данных.

Пища будет изготовляться и выдаваться только в соответствии с научно-выработанными нормами и порциями, которые в переводе на русские золотники выразятся в следующих цифрах. В понедельник будет даваться на одного едока ребенка порция супа из риса и молока — 28 золотников и хлеба — 15 золотников, выпеченный из белой крупчатки, — во вторник суп из бобов — 34 зол. и хлеба 15 зол., среда — сладкое какао, 22 1/2 зол. хлеб, четверг — рис и макароны 18 зол. и хлеб; в пятницу сладкое какао, 22 1/2 зол., хлеб, воскресенье — суп из бобов 34 зол. и хлеб. Обед предоставляемый А.А.П. есть только подсобное питание истощенным детям. Все дети остаются на всех видах снабжения, доставляемого им государством.

Известия, 12 октября 1921 г. №257

ПОМОЩЬ ГЕРМАНСКОГО КРАСНОГО КРЕСТА

В первых числах ноября в Казань прибыла экспедиция Германского Красного Креста для оказания помощи голодающему населению нашей республики.

Германский Красный Крест — это первая из иностранных краснокрестовских организаций, быстро отозвавшаяся на призыв о помощи голодающим России.

Германский Красный Крест немедленно снарядил целую экспедицию — пароход с работниками, с лабораторными оборудованиями и медикаментами, всего не менее 1000 тонн пудов.

Прибывшая экспедиция насчитывает в общем свыше тридцати работников, профессоров, врачей, лаборантов, сестер.

Медицинское имущество (его 40 вагонов) преимущественно состоит из медикаментов, частичного оборудования, лабораторного снаряжения и в небольшом количестве — детского питания (Нестлевская мука).

Работа уже начата.

Прежде всего, розданы лечебным учреждениям города и кантонов некоторые лекарства большой ценности. Например, при поселяем посещении Г.К.К. Свияжского кантона кантздраву последнего передано медикаментов на триста коек кантона; стоимость их по вольным ценам — 20 мил. руб. Среди медикантов имеются некоторые препараты особенно ценные в условиях голода.

Одновременно Германским Красным Крестом приступлено к организации хирургической больницы на 30 коек, где будет работать д-р Зауер.

Источники: "Известия Всетатарского центрального исполнительнительного комитета советов р., к. и к. д., Областного комитета р.к.п. (б.) и Казанского совета р. и к. депутатов"; "Гуманитарная миссия АРА в советской России: начало взаимодействия", 2009, Ю.Ю. Аншакова; "Гуманитарная миссия АРА в Казани во время голода 1921 —​ 1922 гг.", 2007, Ю.Ю. Аншакова.

Продолжение следует.

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале"Поволжье в 1917 году".

XS
SM
MD
LG