Ссылки для упрощенного доступа

"Пошли вон!" Как не состоялись общественные слушания по МСЗ в Осиново


Сегодня, 28 июня, в Осиновском доме культуры прошли общественные слушания по строительству мусоросжигательного завода. Более 700 человек собрались, чтобы высказать свое мнение о возведении предприятия в нескольких километрах от Осиново. Не обошлось без громких обвинений, общения на повышенных тонах и даже драк. Подробнее — в материале "Idel.Реалии".

Сегодня публичные слушания были намечены в пяти населенных пунктах Зеленодольского района — в Доме культуры поселка Осиново, в сельской библиотеке поселке Новая Тура, а в поселке Новониколаевский, селе Рэмплер и деревне Воронино оборудовали специальные палатки. Все слушания стартовали в одно время — в 15:00. С 13:00 открылась регистрация. Мы присутствовали на собрании в поселке Осиново.

Около 14:00 у входа в местный дом культуры находилось более 200 человек. Они пытались попасть на слушания. Организаторы перестали впускать всех желающих через час после начала регистрации. Представители АГК (Альтернативная генерирующая компания​, подконтрольна "РТ-Инвесту" "Ростеха", который и будет строить МСЗ) пояснили "Idel.Реалии", что в зале 360 посадочных мест, большая часть из которых уже занята, а стоять в проходах и между рядами запрещено по технике пожарной безопасности. Людей запускали по одному.

Организаторы заранее не планировали учитывать мнение всех собравшихся

— Дело в том, что на слушания можно было зарегистрироваться заранее, до 21 июня. У нас здесь зарегистрировался 1201 человек. Сейчас организаторы хотят сказать, что мы не пройдем из-за маленького помещения. Организаторы знали, сколько людей придут и сколько захотят высказаться. Они могли найти или соорудить другое помещение. То есть, организаторы заранее не планировали учитывать мнение всех собравшихся, — рассказала "Idel.Реалии" юрист, экоактивистка Альбина Гайфуллина.

Чтобы хоть как-то исправить положение,организаторы, в лице компании-застройщика АГК, установили на улице экран, на котором планировалось транслировать слушания, а у входа поставили урну для голосования. Но и это не помогло избежать давки и недовольства жителей. Все хотели быть внутри, слышать и высказываться именно там. Первым раздражающим фактом стало то, что охранники закрыли дверь перед огромной толпой за полчаса до начала собрания.

В это время в зале Дома культуры Осиново начались первые протестные высказывания. Те, кто успел занять места, видели наличие свободных кресел и упрекали организаторов в нечестности по отношению к людям. Закончилось это так: в зал попали 360 человек. Остальные столпились у запасного выхода из зала, где проходило собрание. С первых же минут присутствующие отказались слушать выступающих.

Те, кто успел занять места, видели наличие свободных кресел и упрекали организаторов в нечестности по отношению к людям

— Сначала впустите всех желающих, а потом начинайте слушания! Следуйте регламенту! — заявила активистка Гульнара Гилязова.

На сцене за одним столом в это время сидели модератор слушаний, замминистра строительства РТ Алексей Фролов, его коллега, замминстра строительства РТ Рустем Богданов, эколог компании-застройщика АГК Елена Ямщикова. А также эксперты: главный инженер проекта ООО "УК "КЭР-Холдинг" Владимир Романенко, замдиректора по науке ООО "НефтьСтройПроект", кандидат географических наук Виктор Белоногов, замгендиректора по проектированию и производству ООО "АГК-1" Дмитрий Белов и эксперт-эколог Владимир Тушонков.

Отметим, в постановлении главы Осиновского сельского поселения Альберта Салимова от 18 мая 2018 года говорится, что в состав комиссии общественных слушаний входят четыре человека: Елена Ямщикова как секретарь и три представителя исполкома района. На деле же сотрудников исполкома за столом комиссии не было. Это также возмутило собравшихся, но не помешало началу слушаний.

Открыл собрание модератор Алексей Фролов. Сквозь протестные возгласы присутствующих его практически не было слышно, как и последующих выступающих. Во время стартовой речи Фролова прервала экоактивистка Вера Керпель. Она сообщила, что от лица протестной группы хочет предложить свой регламент выступления. Замминистра строительства уступил ей микрофон. Вера Керпель начала цитировать статьи Конституции о демократии и правах граждан. Меньше чем через две минуты микрофон отключили. Фролов заявил, что девушка говорит не по теме регламента.

Меньше чем через две минуты микрофон отключили. Фролов заявил, что девушка говорит не по теме регламента.

Это стало третьим поводом для дальнейших действий собравшихся. Если вначале они просто выкрикивали с мест слова "позор" и "против", то здесь в обиход пошла фраза "пошли вон", многие встали, затопали, а часть активистов двинулась к сцене.

Спустя полчаса после начала слушаний те жители Осиново и Казани, которые толпились у черного входа, сквозь охранников прорвались в зал. Около 200 человек распределились между рядами и заняли свободные сидячие места.

После этого микрофон по очереди переходил к докладчикам, но услышать их было невозможно. В какой-то момент присутствующие жители просто закричали и повернулись к сцене спиной. Именно закричали. Подобное уже происходило на первой встрече с застройщиком в апреле этого года, но то, что последовало далее — не случалось в истории казанского "мусорного протеста" ни разу.

Точкой невозврата стал момент, когда одна из активисток забралась на сцену и вырвала микрофон у выступающего.

По официальному регламенту сначала шли выступления экспертов, следом предполагалось дать слово жителям. Последних такой вариант не устроил. Практически час после старта слушаний они пытались добиться возможности высказаться. Точкой невозврата стал момент, когда одна из активисток забралась на сцену и вырвала микрофон у выступающего.

Охранники ЧОП, нанятые специально на мероприятие, попытались отнять у женщины микрофон, повалили ее на пол и тогда к сцене двинулись другие активисты. Им не позволяли подняться по ступенькам все те же охранники. Жители начали взбираться с других менее доступных сторон. Они помогали друг другу, тянули за руки, толкали окружающих. Охранники пытались столкнуть их со сцены, но безуспешно — жителей было больше.

Эксперты сразу же покинули сцену, за столом остались только представители Минстроя и АГК. Жители столпились вокруг них и перешли к прямым обвинениям. Спустя несколько минут один из активистов плеснул в них водой и залил ею стол с документами. Далее облить членов комиссии пытались уже несколько человек. Таблички с именами повалили на пол, стулья разнесли в разные стороны.

Таблички с именами повалили на пол, стулья разнесли в разные стороны.

Около получаса представители АГК и Алексей Фролов (его коллега Богданов к тому моменту покинул сцену) пытались наладить диалог с 50 жителями на сцене. Остальные наблюдали за этим из зрительного зала. Сотрудники ЧОП пытались вытащить людей из толпы и опустить со сцены, но заканчивалось это криками, истериками и угрозами. Сотрудники полиции в это время стояли за сценой.

Жителям предлагали занять свои места и вернуться к цивилизованному обсуждению вопроса, но никого из собравшихся это уже не волновало. Они кричали, что не хотят видеть мусоросжигательный завод под окнами и жить в городе, где находится такое производство. Спустя 30 минут Елена Ямщикова покинула сцену. Один Фролов остался стоять за трибуной в окружении разъяренных жителей Осиново и Казани. В течение нескольких минут он отвечал на их вопросы, но потом экоактивисты заявили, что намерены собрать свою легитимную комиссию и поручить ей управление публичными слушаниями.

— Господин Фролов, покиньте сцену. Полиция, выведите его отсюда. Мы против него. Чего вы смотрите? Вы сами довели дело до такого, — заявила в микрофон Вера Керпель под одобрительные возгласы толпы.

В ответ Фролов пожал плечами и остался на своем месте. Спустя 15 минут он всё же ушел за кулисы вслед за другими членами комиссии, но перед этим к нему подошла Елена Ямщикова. Она заявила, что несмотря на действия жителей слушания будут считаться состоявшимися. Тогда присутствующие на сцене попытались добраться до эколога АГК, но женщину огородили охранники.

У нас ЧОПовцы тут людей бьют, а полиция стоит и смотрит!

— Охранник ударил меня кулаком в живот! У меня два свидетеля, камера засняла лицо этого человека! У нас ЧОПовцы тут людей бьют, а полиция стоит и смотрит, отлично! — сообщила Вера Керпель "Idel.Реалии".

Она пообещала написать заявление в полицию по этому факту. В то же время остальные оккупировавшие сцену жители боролись за микрофон и право высказаться. Они отбирали его друг у друга и заявляли о своих недовольствах.

— Не нужен мне ваш мусоросжигательный завод, вот так вот! Вы лучше полноценную поликлинику в Осиново постройте! Я вынуждена постоянно ездить в другой район к своим врачам! Зимой сюда приезжает фургон с флюорографией и нам приходится голыми на морозе ее проходить! Не о мусоросжигательном заводе нужно говорить. У нас других проблем хватает, вот так вот! — заявила пожилая жительница Осиново.

После того, как на сцене остались одни жители и активисты, последние предложили собрать подписи тех, кто не желает считать эти слушания согласованными. Юрист Альбина Гайфуллина сообщила "Idel.Реалии", что они сами проведут повторные слушания на площадке, которая вместит всех желающих.

— Мы не намерены признавать эти слушания состоявшимися. Если это сделают, мы пойдем в суд, нам не в первой, — сообщила девушка.

В конечном итоге новая и легитимная, как считают жители, комиссия подписала акт о признании общественных слушаний несостоявшимися. "Idel.Реалии" известно, что параллельно с этим в здании Дома культуры Осиново прежняя официальная комиссия принимала решение по итогам слушаний.

Вечером 28 июня пресс-служба компании-застройщика мусоросжигательного завода в Осиново АГК сообщила, что считает прошедшие общественные слушания по проекту завода состоявшимися.

Строительство мусоросжигательного завода мощностью 550 тысяч тонн планируется начать осенью. Инвестором выступает дочерняя компания корпорации "Ростех" (руководит которой Сергей Чемезов, являющийся, по сообщениям, другом Владимира Путина) "РТ-Инвест". В Казани более года идут акции протеста против строительства завода.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG