Ссылки для упрощенного доступа

"Палачи в мундирах". Новые факты о пытках в Татарстане


Родственники осужденных из Татарстана записали коллективное обращение к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой обратить внимание на работу Управления по борьбе с организованной преступностью в Татарстане. Они заявили о пытках, давлении на свидетелей, использовании подставных потерпевших/свидетелей и фальсификации уголовных дел со стороны нескольких сотрудников УБОП, в том числе заместителя начальника управления Дмитрия Марфина, о котором "Idel.Реалии" рассказывали ранее.

— Начиная с 2011 года, нам достоверно известны случаи, когда с помощью бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство пыток люди дают явки с повинной, заявляя об этом на суде. Суд подходит формально к таким заявлениям, ограничиваясь опросом сотрудников, которых обвиняют в пытках. И, естественно, никто из "палачей в мундирах" не раскаялся и не признался в содеянном. Масштабам и жестокости пыток могло бы позавидовать канувшее в лето гестапо, — сказано в обращении Ассоциации незаконно осужденных Татарстана на имя главы Следкома России Александра Бастрыкина.

Все ее члены — родственники и друзья тех, которых осудили за последние несколько лет. Все они уверены, что дела против их близких сфабриковали. Довольно большая часть осужденных и подследственных прошли через отдел по борьбе с организованной преступностью МВД РТ (УБОП). Именно их сотрудников и обвиняют члены Ассоциации и сами осужденные в пытках, вымогательстве и фальсификации уголовных дел.

"Idel.Реалии" уже рассказывали историю казанца Сергея Григорьева, брата главы Ассоциации Надежды Шакировой. 10 апреля 2017 года его задержали сотрудники МВД и доставили в подразделение по борьбе с организованной преступностью на улице Карла Фукса, 3а. Там молодой человек в течение длительного времени стоял с надетой на лице шапкой без возможности присесть и сходить в туалет.

— Около 19:30 заместитель начальника по борьбе с организованной преступностью Дмитрий Марфин, оперуполномоченный Дмитрий Иванов и еще трое сотрудников по УБОП (не называли свои фамилии) начали Григорьева душить, надевая полиэтиленовый пакет на голову. Душили, пока он не стал прогрызать пакет зубами. Затем были пытки током: к ногам и ягодицам прикладывали железные клеммы и гоняли ток по его телу с помощью самодельной машинки, — рассказывала ранее в своем заявлении в Следственный комитет России по Татарстану сестра Григорьева Надежда Шакирова.

Жена Сергея Григорьева также заявила о давлении со стороны сотрудников и заявила, что в деле ее мужа есть свидетели и пострадавшие, которые проходят в подобном статусе как минимум еще по нескольким делам. "Это Джалолов и Осипов. Я думаю, что Джалолов работает на МВД", — заявила она.

Надежда Шакирова уже несколько раз пыталась возбудить уголовное дело, но каждый раз Следственный комитет России по Татарстану ей отказывал. В начале октября стало известно, что Следком РТ занялся новой проверкой сообщений о пытках, а провести ее намерены в рамках дела против экс-начальника УБОП РТ Ильнара Залялова.

Напомним, что Залялова задержали 28 августа сотрудники ФСБ, 29 августа Советский суд арестовал его до 27 октября. Следственный комитет подозревает Залялова в получении взятки в 500 тысяч рублей. По версии следствия, он получил 300 тысяч деньгами и 200 тысяч строительными материалами от Геннадия Кирилова и Наиля Шайхутдинова за непривлечение их к уголовной ответственности. Кириллов и Шайхутдинов задержаны в 2017 году за организацию в Казани ОПГ "Тукаевские". Они свою причастность к этому отрицают.

В конце сентября Надежда Шакирова направила в ЕСПЧ жалобу по делу ее брата Сергея Григорьева. Заявительница считает, что сотрудники, задержавшие мужчину в прошлом году, нарушили статью 3 Европейской Конвенции по правам человека, подвергнув Григорьева пыткам, а суды — статью 6, так как он был лишен права на справедливое разбирательство в двух инстанциях.

К своему письменному обращению, отправленному Бастрыкину, члены Ассоциации незаконно осужденных приложили и видео. На нем они каждый по очереди рассказывают свою историю взаимодействия с сотрудниками УБОП РТ.

Ирина — жена Сергея Синягина, он осужден по "делу бутлегеров".

— С самого начала мне стали поступать угрозы со стороны сотрудников УБОП, — рассказывает она. — Они заявили мне, что если я не начну давать показания на своего мужа, то отправлюсь в тюрьму вслед за ним, а наших детей поместят в детский дом. Я испугалась и подписала, не читая, все показания, которые дал мне сотрудник Шамиль Багаутдинов. Я заявляла на суде о давлении, но судья не обратил на это внимания, как и на то, что еще несколько свидетелей заявляли о том же самом. Ни мой муж, ни другие осужденные по этому делу не были организованной группой и познакомились друг с другом только на суде.

Нина Тарасова — мать осужденного по делу "Бикбулатовских" или "Казаевских". В феврале 2018 года Алексею Тарасову, Андрею Морозову и отцу и сыновьям Бикбулатовым — Сергею, Александру и Дмитрию — вынесли обвинительные приговоры.

— Их всех пытали, чтобы склонить к самооговору и оговору третьих лиц. Сергиев, Козенко и Марфин — вот эти сотрудники. Они заставляли подписывать признательные протоколы и применяли пытки к ним и свидетелям. Все свидетели указали на это в суде, — пояснила Тарасова.

Еще одно дело — дело "Советских". Жена Алексея Галеева рассказала, что ее мужа осудили в 2012 году, само же дело было возбуждено еще в 2008-м.

— На тот момент никто из свидетелей и осужденных не говорил ни о каком оружии, но потом, после приговора, делом занялись в УБОП. И вдруг появилось оружие, изменились показания свидетелей и появились новые. Например тот самый Джалолов. В суде свидетели, кроме новых, заявили о давлении со стороны Дмитрия Марфина и отказались от своих показаний. Все они сначала были подозреваемыми, а после подписания тех протоколов, стали свидетелями. Все новые свидетели появились только в 2015-2016 годах, но в своих показаниях по минутно помнят события восьмилетней давности, — рассказала она.

Следующая родственница — Анна Маневская. Ее мужа Андрея Невзорова осудили по делу ОПС "29 комплекс" в Набережных Челнах. В 2013 году на него было совершено покушение, "с целью устранения из строительного бизнеса". 1 декабря 2014 года Невзорова арестовали как лидера ОПС "29 комплекс". Как пояснила Маневская, в приговоре 2006 года по "29 комплексу" Невзоров не упоминается и не проходил в качестве свидетеля, имеется постановление 2002 года о непричастности Невзорова к ОПС.

Маневская заявляет, что в отношении нее были угрозы от сотрудников, а также сообщила, что у нее имеются доказательства фабрикации уголовного дела против ее мужа.

В заключение члены Ассоциации просят Бастрыкина обратить внимание на Татарстан и ознакомиться со всеми документами, которые они приложили к обращению.

— В них ясно отражено, что есть определенные люди — Марфин, Котканов, Козенко, Сергеев, — которые занимаются пытками и выбиванием явки с повинной, фальсификацией доказательств. На них уголовные дела до сих пор не возбуждены, а вынесены отказные. Просим вас вмешаться и помочь нам.

Надежда Шакирова отмечает, что на самом деле пострадавших от действий сотрудников намного больше. На видео есть лишь те, чьих близких уже осудили и отправили в колонии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG