Ссылки для упрощенного доступа

День памяти жертв политических репрессий. Как было и как есть


Сегодня, 30 октября, в Казани почтили память жертв политических репрессий. Представители общества "Мемориал" провели траурные мероприятия на Архангельском кладбище и у стелы в Ленинском саду. Большая часть участников — люди старшего поколения — дети тех, кто попал под гнет государства и стал его врагом. "Idel.Реалии" побывали на митинге и поговорили с его участниками.

— Сегодня здесь траурное собрание, посвященное памяти жертв политрепрессий. 30 октября в 1974 году была произведена первая голодовка политзаключенных. Официально эта дата отмечается с 1991 года. У микрофона выступают все, кто захотят. Единственное, я призывал всех быть политкорректными, — сказал изданию организатор митинга, председатель казанского "Мемориала" Алексей Степанов.

Он взял первое слово и объявил, что после него могут выступить все желающие. К этому времени у стелы в Ленинскому саду собралось около двухсот человек.

— Что тебе сказать, доченька. Мне было пять лет, я мало, что понимала. В какой-то день мой папа просто не вернулся домой. После этого мы ходили сюда с мамой каждый день. В последний раз мама была тут, когда мне исполнилось 12 лет. Через пять лет она умерла. Я не знаю, что было с моим отцом, не знаю, почему именно он. Здесь все такие как я, — рассказала Ирина Анатольевна.

Пришедшие были с цветами, подносили их к монументу. Многие не сдерживали слез. Люди подходили к микрофону один за другим, паузы не превышали и минуты.

— Вчера мы были в Свияжске (там в 30-50-х годах прошлого века находилась тюрьма для политзаключенных — прим.ред.) и тоже отметили День памяти. Там открылся мемориал памяти тех людей, которые побывали в заключении. В том числе там был мой папа. Он был с первого дня и до конца, пока не началась реабилитация, пока не начали выпускать заключенных в порядке очереди. Там также было очень много интеллигенции: профессора, доктора, музыканты, художники и так далее. Благодаря тому, что мой папа был врачом, ему повезло. Он работал в лагере заведующим лазарета. Благодаря своей специальности и положению он помогал заключенным: кого-то подкармливал, кому-то оформлял документы на инвалидность и их выпускали раньше срока, — рассказала Татьяна Рахматуллина.

Я до сих пор не знаю, где его могила. Моего деда закопали в неизвестном месте. Своей задачей я ставлю отыскать это место

По словам женщины, ее отец тогда спас и казанского композитора Альберта Лемана. Музыкант попал туда еще юношей, после окончания консерватории. По словам Татьяны Рахматуллиной, Альберта Лемана назначили рабочим на стройку железной дороги и заставляли трудиться голыми руками. Ее отцу удалось перевести молодого Лемана работать в лазарет. "Таким образом он и спасал людей", — призналась женщина.

— Я внук муллы, которого расстреляли в 1937 году. Я до сих пор не знаю, где его могила. Моего деда закопали в неизвестном месте. Своей задачей я ставлю отыскать это место. Хочу поставить там знак. Пока мне не удалось это сделать, — сказал в микрофон председатель президиума ВТОЦ Фарит Закиев.

Он вспомнил и о закрытом музее ГУЛАГа в Йошкар-Оле. Фарит Закиев сообщил присутствующим, что музей находился в "в здании НКВД, где проводились расстрелы, пытки, допросы". Сейчас это здание закрыли на реконструкцию, а музей переселили. Фарит Закиев пообещал приложить все силы, чтобы добиться возвращения музея в стены здания после его открытия.

На митинге присутствовала также глава штаба Навального в Казани Эльвира Дмитриева. Каждый год в этот день она возлагает цветы к стеле.

— Репрессии так или иначе остаются и в наше время. Преследуются инакомыслящие, политические активисты. Люди не могут выйти и открыто сказать, что думают. Даже здесь все согласовано. Я считаю, подобное мероприятие вообще не должно требовать согласования. Государство должно способствовать таким мероприятиям, сделать их массовыми. Мы должны говорить о жертвах политрепрессий пока не откроются все архивы. А когда откроются, мы должны будем говорить еще больше и обсуждать эту проблему. Тема должна быть проговорена в нашем обществе. Всем людям необходимо сделать выводы об этом и понять, — заверила Эльвира Дмитриева.

Масштабы сегодня, конечно, гораздо меньше, чем тогда, но кто знает, как будет дальше

Пока собравшиеся общались друг с другом, выступали, вспоминали погибших и выживших, вокруг Ленинского сада курсировали сотрудники полиции в камуфляже и серых мундирах. Они привлекали внимание собравшихся и создавали неоднозначность ситуации: День памяти жертв политрепрессий под пристальным вниманием правоохранителей.

— Сейчас ситуация никак не поменялась. Государство, которое пытало и убивало своих собственных граждан, до сих пор пытает и убивает. Масштабы сегодня, конечно, гораздо меньше, чем тогда, но кто знает, как будет дальше. Я хотел сказать много слов о репрессированных, почтить их память, но не могу, глядя на этих людей вокруг в серых мундирах, в камуфляже. Как я знаю, здесь ходит и начальник казанской полиции. Я понял, что своими словами сейчас при них я просто оскорблю память погибших. Ситуация такая же, как и тогда при наших предках. Мы не можем сделать ничего, как и не могли они. Мы просим разрешения скорбеть по своим предкам, невинно убитым такими же людьми, как и эти современные палачи. Эта ситуация очень тяжелая для меня, критическая, и я не знаю, что с этим делать, — сказал "Idel.Реалии" присутствующий на митинге член Либертарианской партии России Ильдар Киямов.

По данным правозащитного центра "Мемориал" на сегодня в России 357 человек подвергаются политическим репрессиям. Центр составил несколько списков: актуальный перечень политзаключенных, преследуемые за религию, преследуемые без лишения свободы и вероятные жертвы, не вошедшие в общий список. В последнем, очевидно, больше всего имен. "Idel.Реалии" публикуют перечень политзаключенных из каждого списка, проживающих в Поволжье или связанных с территорией.

Актуальный список политзаключенных в Поволжье. Всего по России в нем 54 имени

Станислав Зимовец — Волжский, Волгоградская область — приговорен к 2 годам 6 месяцам колонии общего режима по ч. 1 ст. 318 УК РФ ("Применение в отношении представителя власти насилия, не опасного для жизни и здоровья"). Под стражей с 1 апреля 2017 года. Был осужден после антикоррупционного митинга "Он вам не Димон".

Данис Сафаргали — Арск, Татарстан — приговорен к 3 годам колонии общего режима по ч. 2 ст. 115 ("Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью из хулиганских побуждений"), ч. 2 ст. 116 ("Нанесение побоев из хулиганских побуждений"), ч. 2 ст. 213 ("Хулиганство группой лиц по предварительному сговору"), ч. 1 ст. 282 ("Возбуждение ненависти и вражды с использованием сети "Интернет”) УК РФ. Находится под стражей с 21 октября 2016 года. Признан политзаключенным, так как уголовное преследование осуществляется с нарушением права на справедливое судебное разбирательство.

Юрий Староверов — Нижний Новгород — приговорен по ч. 1 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти") к 3 годам лишения свободы условно с 3 годами испытательного срока по обвинению в том, что якобы ударил сотрудника ОМОН во время разгона Нижегородского гражданского марша 15 сентября 2012 года. 10 февраля 2016 года Останкинский районный суд города Москвы заменил наказание на 3 года колонии общего режима.

К этому моменту, по данным "Мемориала", в России 141 гражданина преследуют за вероисповедание. Из них по Поволжью:

Азат Адиев, Альберт Валиуллин, Зарипов Радик, Саитов Ленар — Казань — признаны виновными по ч. 1 ст. 205.5 ("Организация деятельности террористической организации"), ч. 1 ст. 282.2 (""Организация деятельности экстремистской организации") и по ч. 4 ст. 150 ("Вовлечение несовершеннолетнего в совершение особо тяжкого преступления") УК РФ. Обвинения связаны с предполагаемой причастностью к международной религиозной организации "Хизб ут-Тахрир", запрещенной в РФ, и попытками вовлечь в эту организацию несовершеннолетнего. Все получили сроки от 16-ти до 19-ти лет колонии строгого режима.

Рузиль Давлетшин — Казань — осужден к 18 годам 6 месяцам колонии за сбор от 500 до 1 000 рублей с людей для печати брошюр запрещенной "Хизб ут-Тахрир". Под стражей с 14 октября 2014 года.

Марат Диндаров, Наиль Минахметов, Максим Пуйгин — Салават, Башкортостан — приговорены к 7 годам колонии общего режима по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности террористической организации") УК РФ. Лишены свободы при отсутствии состава преступлений.

Айдар Айдарбеков — Салават, Башкортостан — осужден по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ ("Организация деятельности террористической организации") к 16 годам колонии строгого режима. Под стражей с 6 сентября 2016 года. Лишен свободы при отсутствии состава преступления.

Радик Имангулов — п. Зирган Мелеузовского района Башкортостана — осужден по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ("Участие в деятельности террористической организации") к 11 годам колонии строгого режима. Под стражей с 1 марта 2017 года. Лишен свободы при отсутствии состава преступления.

Владимир Алушкин, Владимир Кулясов, Андрей Маглив, Денис Тимошин — Пенза — обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 , ч.2 ст. 282.2 УК РФ ("Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности"). Находятся под стражей с 15 июля 2018 года. Были членами "Свидетелей Иеговы".

Радик Ахметов, Линар Вахитов, Рустем Галлямов, Азамат Каюмов, Александр Корнев — Уфа — приговорены к срокам от 13-ти до 22-х лет колонии по ч. 1 ст. 205.5 ("Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической") и ч. 1 ст. 30, ст. 278 ("Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя") УК РФ. Следствие считает, что они были членами запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", не принимавшей участие в насильственных действиях. Признаны политзаключенным, так как уголовное преследование осуществляется по обвинению в правонарушении, событие которого отсутствовало.

Фанис Ахметшин, Радмир Максутов — Уфа — приговорены к 11 и 10 годам колонии, соответственно, по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической") и ч. 1 ст. 30, ст. 278 ("Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя") УК РФ.

Константин Баженов, Алексей Буденчук, Феликс Махаммадиев — Саратов — обвиняются по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ ("Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности"). Находятся под стражей с 12 июня 2018 года. Были членами "Свидетелей Иеговы".

Анатолий Вилиткевич — Уфа — обвиняется по ч.1 ст. 282.2 УК РФ ("Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности"). Находился под стражей с 10 апреля по 21 июня 2018 года, был переведен под домашний арест. Был членом "Свидетелей Иеговы".

Ильхам Каримов, Константин Матрашов, Владимир Мякушин, Айдар Юльметьев — Набережные Челны, Татарстан — обвиняются по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ ("Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности"). Были членами "Свидетелей Иеговы".

Рустам Габдуллин, Рустам Галимханов, Газим Кутлуяров — Дюртюли, Башкортостан — осуждены за членство в "Хиз ут-Тахрир" по ч.2 ст.205.5, ч.2 ст.282.2 УК РФ на 5 лет 6 месяцев. Кутлуярова — на 6 лет 4 месяца колонии. Находятся под стражей с 25 февраля 2014 года.

Ришат Гатауллин, Ильгиз Гималетдинов — Уфа — приговорены к 4 годам и 1 году колонии, соответственно, за членство в запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир" по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ("Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической").

Рустем Латыпов — Уфа — руководитель правозащитной организации "Центр исследования проблем мусульман", член ОНК Башкортостана — приговорен к 8 годам колонии по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической") и ч. 1 ст. 30, ст. 278 ("Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя") УК РФ. По версии следователей, он был членом запрещенной "Хизб ут-Тахрир".

Ринат Мамаев — Уфа — осужден к 4 годам колонии за членство в запрещенной партии исламского освобождения "Хизб ут-Тахрир".

Айрат Шакиров, Райнур Ибатуллин, Арслан Салимзянов, Наиль Юнусов — Казань — осуждены по ч. 1 ст. 205.5 ("Организация деятельности террористической организации") и по ч. 1 ст. 205.1 ("Финансирование террористической деятельности") УК РФ за членство в запрещенной "Хизб ут-Тахрир". Получили сроки от 16 до 19 лет.

В списке преследуемых без лишения свободы 56 имен. Из них в Поволжье зарегистрированы:

Артем Быстров, Альберт Гайнутдинов — Нижний Новгород — обвиняются по ч. 2 ст. 213 ("Хулиганство по мотивам идеологической ненависти или вражды") и ст. 282.1 ("Создание экстремистского сообщества") УК РФ. Находятся в федеральном розыске.

Айрат Ибрагимов, Айнур Клысов — Уфа — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической") и ч. 1 ст. 30, ст. 278 ("Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя") УК РФ в членстве в запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами".

Игорь Стенин — Астрахань — обвиняемый по ч. 2 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием сети “Интернет”"). В мае 2016-го был приговорен к году колонии-поселения, далее суд изменил решение на содержание в колонии общего режима. Через год уголовное преследование прекратилось и снова возобновилось через несколько месяцев. В феврале 2018-го покинул страну.

Вероятные жертвы, не вошедшие в общий список. Здесь помимо жителей Поволжья также представлены преследуемые члены крымскотатарского движения. Всего по стране в этом перечне 106 имен

Урал Абдрахимов, Урал Галиев, Руслан Зайнуллин, Артур Зарипов, Батыр Мухаметов, Артем Наумов, Ярослав Тимофеев — Уфа, Башкортостан — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации, до 20 лет лишения свободы). Под стражей они с 9 февраля 2017 года.

Теймур Абдуллаев — Строгановка, Симферополь — обвиняется по ч. 1 ст. 205.5 ("Организация деятельности террористической организации", до пожизненного лишения свободы). Под стражей с 12 октября 2016 года. Крымскотатарский гражданский активист.

Узеир Абдуллаев, Эмиль Джемаденов — Строгановка, Симферополь — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей с 12 октября 2016 года. Крымско-татарские гражданские активисты.

Марлен Асанов — Бахчисарай — обвиняется по ч. 1 ст. 205.5 ("Организация деятельности террористической организации", до пожизненного лишения свободы). Под стражей с 11 октября 2017 года. Активист крымскотатарского движения "Крымская солидарность".

Сервер Зекирьяев, Эрнес Аметов, Тимур Ибрагимов, Сейран Салиев — Бахчисарай — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей с 11 октября 2017 года. Активисты крымскотатарского движения "Крымская солидарность".

Сервер Мустафаев, Эдем Смаилов — Бахчисарай — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей с 21 мая 2018 года. Члены "Крымской солидарности".

Радик Валиахметов — Дюртюли, Башкортостан — обвиняется по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей со 2 августа 2017 года.

Тимур Гадиев, Вадим Давлетбаев, Булат Рахманов, Руслан Рахматуллин — Уфа, Башкортостан — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей с 19 апреля 2017 года.

Марина Герасимова — Самара — обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в крупном размере"). Под стражей с 20 февраля 2016 года. Член политсовета ликвидированной за осуществление экстремистской деятельности партии "ВОЛЯ".

Анас Гимазетдинов, Ирек Мухаметов — Альметьевск, Татарстан — обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ ("Организация деятельности террористической организации", до пожизненного лишения свободы). Под стражей с 17 октября 2017 года.

Азат Загиев, Марсель Салахетдинов, Ринат Ханнанов, Эмиль Шангареев — Альметьевск, Татарстан — обвиняются по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей с 17 октября 2017 года.

Альберт Гюрджиян — Нижний Новгород — обвиняется по ст. 138.1 ("Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"), ч. 2 ст. 205.2 ("Публичные призывы к террористической деятельности и публичное оправдание терроризма с использованием сети "Интернет”), ч. 1 ст. 222 ("Незаконное приобретение, хранение огнестрельного оружия"), ч. 1 ст. 282 ("Возбуждение ненависти и вражды по признаку принадлежности к социальной группе с использованием сети "Интернет") УК РФ. Находится под стражей с 10 февраля 2017 года. 5 июля 2017 года суд перевел его в психиатрический стационар, 21 сентября 2017 года принято решение о применении принудительных мер медицинского характера.

Ильнар Зиннатов, Марат Туляков — Казань — обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ ("Организация деятельности террористической организации", до пожизненного лишения свободы). Под стражей с 6 июня 2017 года.

Егор Зорин, Василий Куксов, Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский — Пенза — арестованы по подозрению в совершении преступления по ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества) и ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов). Под стражей с октября 2017 года. В декабре 2017-го Егора Зорина перевели под домашний арест.

Максим Иванкин, Михаил Кульков, Андрей Чернов — Пенза — обвиняется по ч. 3 ст. 30 и п. "г" ч. 4 ст. 228.1 ("Покушение на незаконный сбыт наркотических веществ в крупном размере"), ч.2 ст. 205.4 ("Участие в террористическом сообществе") УК РФ. Под стражей с 5 июля 2018 года.

Сергей Рыжов — Саратов — обвиняется по ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ ("Приготовление к к совершению террористического акта", до 15 лет). Под стражей с 2 ноября 2017 года. Активист Партии свободных людей.

Михаил Топтыгин — Уфа, Башкортостан — обвиняется по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ("Участие в деятельности террористической организации", до 20 лет лишения свободы). Под стражей с 26 июля 2017 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG