Ссылки для упрощенного доступа

Между рационализмом и романтизмом


Ольга Урасинова в ходе диктанта по удмуртскому языку. Фото со страницы "БАДЗЫМ УДМУРТ ДИКТАНТ" в "ВК"
Ольга Урасинова в ходе диктанта по удмуртскому языку. Фото со страницы "БАДЗЫМ УДМУРТ ДИКТАНТ" в "ВК"

По данным Росстата, более 300 000 человек в 2018 году приехали в Москву из регионов России в поисках лучшей жизни, успешной карьеры, образования и высокого заработка. Но даже в таком огромном мегаполисе как Москва представители малочисленных народов не хотят забывать о своих корнях и традициях. Они начинают искать земляков, чтобы общаться с ними, отмечать национальные праздники и обучать детей родному языку. В российской столице на каждом углу есть курсы иностранных языков: английского, немецкого, французского, китайского. А можно ли выучить языки народов Поволжья: чувашский, татарский, мордовский или удмуртский? Есть ли в Москве такие курсы, сколько они стоят и насколько востребованы? Этому будет посвящена серия репортажей, в первом из которых мы расскажем об удмуртском языке. Еще несколько лет назад в столице можно было изучать его совершенно бесплатно на курсах, но сейчас такой возможности, к сожалению, нет. Об этом в интервью "Idel.Реалии" рассказала филолог, преподаватель удмуртского языка Ольга Урасинова.

—​ Раньше был замечательный Поликультурный центр дополнительного образования детей, который финансировался Департаментом образования Москвы. Я вела там занятия с 2008 по 2014 год. Кроме курсов удмуртского языка, там были уроки татарского, чувашского, марийского, армянского, грузинского и других языков. Был ансамбль мордовской песни. Дагестан тоже был представлен языковыми курсами и танцами, были уйгурские танцы. Курсы для учеников были бесплатные, а мне за преподавательскую работу платил Поликультурный центр. Но потом, по неизвестным мне причинам, он закрылся.

После закрытия центра Ольга еще год бесплатно занималась по скайпу со своими бывшими учениками, а также параллельно запустила группу для начинающих, в которой обучались жители Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Тарту (Эстония) и Польши.

С сентября 2017 года она начала обучать желающих удмуртскому языку на курсах, которые открылись при Постоянном представительстве главы Удмуртской Республики при президенте РФ. Сначала эти курсы тоже были бесплатными, затем работу оплачивать перестали, и Ольга предложила ввести минимальную оплату для слушателей — символические 200 рублей за 2 часа занятий в мини-группе — это была хотя бы частичная компенсация ее труда и в какой-то степени мера ответственного отношения учеников к посещению занятий. Потом и эти курсы закрылись.

​—​ Сейчас мы в поиске нового формата, потому что вести регулярные занятия сложно, поскольку подготовка занимает очень много времени. Но я не могу не готовиться, не обновлять учебные материалы, не могу позволить себе не придумывать для учеников что-то новое, чтобы увлечь их. Пока я остановилась на таком формате: мы выбираем в интернете видео или аудио на удмуртском языке, смотрим, и потом мои ученики присылают мне пересказ. Для начала выбрали недавно вышедший мультфильм "Боко но Моко", рассказывающий историю двух домовят. Чудесный мульфильм. Вот такого качественного контента бы побольше. Посмотрим, что получится. Такой вид деятельности требует большой мотивации и самостоятельности изучающего.

Также Ольга и другие языковые активисты думают над созданием разговорного клуба, чтобы к ним приходили люди с разным уровнем языка: и те, кто начал изучать, и те, кто свободно им владеет. Они уже провели две такие встречи — и всем такой формат очень понравился. Участникам клуба было интересно обсуждать прочитанные книги и свои увлечения. По словам Ольги Урасиновой, это оказалось полезно не только для учеников, но и для носителей — они как-то по-другому начали относиться к языку — как к чему-то живому и осязаемому.

Николай Козлов — один из постоянных посетителей курсов рассказал в интервью "Idel.Реалии", что он, помимо удмуртского, также изучал чувашский язык.

—​ Я с удовольствием походил бы и на курсы других финно-угорских языков, но пока в интернете не нашел сведений о наборе в новые группы. Я общался с другими посетителями нашего курса и могу сказать, что они пользуются спросом, но у многих из-за занятости на работе и дома просто не хватает сил и времени пройти курсы от начала и до конца. Я знаю, что существуют платные скайп-конференции по эрзянскому и марийскому, но я в них не участвовал. Кроме того я безработный инвалид, поэтому хожу либо на бесплатные курсы, либо с небольшой оплатой (как в случае с удмуртским языком, когда надо было платить 200 рублей за занятие).

По мнению Ольги, в вопросе оплаты уроков нужно искать компромиссный вариант: часть могли бы оплатить ученики, а часть расходов на себя могла бы взять республика, ведь без языка пропадет народ, и смысла в республике уже и не будет. К тому же речь не идет о каких-то астрономических суммах.

—​ Первые месяцы, пока курсы были бесплатные, на каждое занятие приходили по 15 человек, а когда курсы стали платными, то осталось всего 6 человек, а до лета дошли только 4. При этом у меня все время спрашивают, есть ли курсы удмуртского языка, как можно изучать удмуртский, причем не только жители Москвы. То есть, я хочу сказать, спрос есть, люди хотят изучать родной язык, но платить за это не готовы или не могут себе позволить из экономических соображений.

Ольга также уверена, что надо делать побольше качественного видеоматериала для обучения в интернете, потому что недостаточно заниматься только на курсах, нужны дополнительные источники для развития языка, нужна языковая практика.

Что же касается учеников, то они, по словам Ольги, делятся на 2 категории — удмурты по национальности и лингвоэнтузиасты. Понятно, что учеников с удмуртскими корнями всегда больше. Но нередко встречаются также лингвисты, которые занимаются составлением словаря бесермянского языка и ежегодно выезжают в экспедиции в Удмуртию. Однажды Ольга спросила одну из своих учениц, почему она, успешная молодая женщина, у которой в жизни есть все — семья, дети, хорошая работа, вдруг решила изучать удмуртский язык? На это девушка со слезами на глазах объяснила, что перед ней как будто закрыта дверь в другой мир. Она приезжает к своим родственникам и чувствует себя обделенной, вне контекста, отрезанной от большой семьи, рода, где все говорят на удмуртском.

—​ Многие из тех, кто занимался на курсах, "вливаются" в удмуртское общество, посещают наши мероприятия в Москве. Ученики общаются между собой, поддерживают отношения со мной, один из учеников сейчас живет в Молдове, но он всегда общается со мной только по-удмуртски.

Трое моих учеников недавно писали пробный диктант удмуртского языка и продемонстрировали высокие результаты, один из них — антрополог Марк Головизнин — всего год изучал удмуртский язык, но тоже пришел писать диктант наравне с носителями и очень хорошо справился с этим.

Удмуртское национально-культурное общество "Герд" несколько месяцев вело переговоры с ресурсным центром "Добрынинский" для проведения разговорного клуба на удмуртском языке, но недавно центр закрылся на реконструкцию. Получается, что сейчас для удмуртов и лингвистов, живущих в Москве и желающих изучать удмуртский язык, в огромной столице пока не нашлось места.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG