Ссылки для упрощенного доступа

"Однажды я вызвала полицию, ему выписали штраф, но после этого он стал издеваться надо мной с удвоенной силой"


"16 дней активизма против гендерного насилия". Истории домашнего насилия
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:55 0:00

"16 дней активизма против гендерного насилия". Истории домашнего насилия

10 декабря — в День прав человека — завершилась международная кампания ООН "16 дней активизма против гендерного насилия". В ней участвовал и казанский кризисный центр для женщин "Фатима". На протяжении двух недель медийные персоны столицы Татарстана зачитывали истории женщин, обращавшихся в кризисный центр из-за насилия в семье. "Idel.Реалии" публикует эти истории и разбирается, почему тяжело просто уйти и от агрессора.

"Я ЗАМАЗЫВАЛА СИНЯКИ ТОНАЛКОЙ"

"Муж старше меня на 20 лет. До этого у него было две жены, и он постоянно рассказывал, какими они были скандалистками и истеричками. Говорил, что я совсем не такая, как они. Но прошло всего 3 месяца после свадьбы, как он ударил меня по лицу в первый раз. Тогда я уже была беременна. Когда родился ребенок, бить стал еще чаще. Оправдывал это тем, что устает от криков ребенка, и от того, что я растолстела после беременности", —рассказала 28-летняя Лиза, обратившись по телефону "горячей линии" "Фатимы".

Когда ее муж в очередной раз вернулся пьяным и выбил ей два зуба, она убежала из дома с ребенком на руках. На ночь Лиза спряталась у соседей, а утром уехала к родителям. Тогда же она подала на развод. Муж и после этого продолжает периодически звонить и просить вернуться, "как будто ничего страшного не случилось".

"Сыну от первого брака было 14, когда я вышла замуж во второй раз. Я больше не хотела детей, но муж настоял на рождении общего ребенка. В какой-то момент он стал проявлять агрессию к сыну: бил его ремнем, кричал, говорил мне, что он никчемный. На тот момент я была беременна и терпела", — рассказала 41-летняя Дания.

В одну из таких ссор, ее избил супруг. Дания тогда ударилась о батарею. Случился выкидыш. После этого она решила выгнать мужа из дома. После он начал караулить ее у подъезда и рядом с работой — "то клянется в вечной любви, то угрожает расправой".

"Через две недели после нашего знакомства в интернете, муж сделал мне предложение и переехал в небольшую квартиру, которую мне купили родители. У него не было работы, поэтому мы жили за счет моих родителей, они помогали продуктами и деньгами. С каждым днем все становилось хуже. Когда я просила его наконец найти работу, он избивал меня. Я замазывала синяки тоналкой, чтобы родители ничего не заметили, а вскоре совсем перестала с ними общаться, потому что муж был против", — рассказала психологам "Фатимы" 29-летняя Самира.

Однажды ее муж вернулся поздно ночью и снова избил ее. Когда она потеряла сознание, он ушел. Скорую вызвали соседи. Врачи госпитализировали Самиру. После той ночи она ослепла на один глаз. Медики сказали, что ей навряд ли удастся восстановить зрение.

"До свадьбы у нас в семье все было прекрасно: муж работал, я была в декрете. Но как только мы ее сыграли, он начал говорить мне, что теперь я только его, и что он может делать со мной все, что захочет. Когда умер мой папа, он начал не просто кричать, но и бить, душить и запирать меня в квартире с ребенком на сутки, пока уходил на работу. Однажды я вызвала полицию, ему выписали штраф, но после этого он стал издеваться надо мной с удвоенной силой", — рассказала по телефону "горячей линии" 30-летняя Миляуша.

Сбежать от мужа ей помогла случайность. Врач в детской поликлинике обратила внимание на кровоподтеки на руках и шее Миляуши. Снаружи в это время ее с ребенком ждал муж. Врач вывела девушку через черный ход. Она же дала ей номер кризисного центра.

"БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ — ЭТО ВСЕГДА ВЫБОР КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА"

За ноябрь и декабрь 2020 года — время акции "16 дней — 16 историй" — в женский кризисный центр "Фатима" обратились 150 человек. Это на 60 больше, чем в октябре.

— Я думаю, такие акции безусловно влияют на людей. Так как я сама со стороны видела акцию, я считаю, она сделана очень правильно. Это все истории практически с открытым финалом. Люди, которые их слышат и воспринимают, хотят знать, чем закончилась та или иная ситуация. Дело в том, что окончания у этих историй нет. Они все происходят прямо сейчас. Это одни из последних обращений в центр. Такие истории впоследствии побуждают общество задавать себе вопросы. Чем больше таких кампаний, тем больше информированность общества, — считает руководитель женского кризисного центра "Фатима" Марина Галицкая.

По данным ВОЗ, каждая третья женщина в мире сталкивается с насилием со стороны партнера в свой адрес. Из исследования "Медиазоны" следует, что 80% приговоров, вынесенных женщинам по обвинению в убийстве с 2016 по 2018 год, связаны с защитой от домашнего насилия. В июле 2019 года ЕСПЧ постановил, что российские законы не способны защитить пострадавших от насилия в семье. Тем самым это нарушает статью 3 (запрет пыток) и статью 14 (запрет дискриминации) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сегодня за насилие в семье обидчику может грозить в среднем пять тысяч рублей штрафа. Уголовный кодекс не предусматривает отдельного наказания за домашнее насилие. Из-за отсутствия адекватной помощи людям, пережившим истязания в семье, нет и полной статистики о числе таких случаев.

"Данные относительно распространения жестокого обращения считаются заниженными, так как многие жертвы домашнего насилия ощущают себя эмоционально, социально или экономически зависимыми от насильника и не обращаются за помощью. Важно отметить, что многие жертвы не способны дифференцировать момент, когда конфликты превращаются в открытые проявления жестокого обращения", — уверена кандидат психологических наук, клинический психолог Екатерина Бурина.

Многие жертвы домашнего насилия ощущают себя эмоционально, социально или экономически зависимыми от насильника

Она автор главы о жестоком обращении в книге Ольги Размаховой и Анны Край "Так будет всегда". Ссылаясь на различные исследования психолог сообщает, нередко женщины, долгое время находящиеся в ситуации домашнего насилия, приобретают ряд специфических черт характера и особенностей личности, которые делают их эмоционально зависимыми от авторов насилия и не позволяют уйти от обидчиков.

"Именно поэтому, когда женщина обращается за помощью к психологу, специалисту кризисных центров приходится убеждать ее в том, что именно она стала жертвой. Чаще жертвы жестокого обращения убеждены, что сами спровоцировали насильника, а значит, он не виноват", — отмечает Екатерина Бурина.

Люди, пережившие насилие со стороны партнера, по мнению писательницы, автора книги "Ты не виновата" Дианы Садреевой, часто ищут оправдание насилию. Причин этому много: и жалость, и традиция, и эмпатия, и страх, и психологическая ловушка, которую умело и долго выстраивал близкий человек.

— Бить или не бить — это всегда выбор конкретного человека. Мизогиния и существующий культ насилия над женщинами (в нашей стране женщину бить можно) развязывают абьюзеру руки. Безнаказанность позволяет человеку с каждым разом становится еще более жестоким. А существующие общественные стереотипы мышления ("сама виновата", "не выноси сор из избы", "стерпится — слюбится") "разрешают" нам закрывать на происходящее глаза, — считает Диана Садреева.

Ранее "Idel.Реалии" приводили ряд распростарненых мифов о насилии в семье и арегументы, развенчивающие их. Также мы писали и продолжаем писать: насилие в семье — это не про здоровые отношения и традиционные ценности. Насилие — всегда про психологические травмы, стресс, а в ряде случаев и про физические увечья. Помочь защититься от него могут специальные госслужбы, НКО и правозащитные организации.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG