Ссылки для упрощенного доступа

Метшин и борщевик. Мэрия Казани объявила войну сорняку, лишь когда он захватил треть природного парка


Казанские чиновники наконец признали проблему борщевика, захватывающего природный парк "Русско-Немецкая Швейцария". До этого в мэрии либо отказывались комментировать ситуацию с опасным сорняком, оккупировавшим особо охраняемую природную территорию, либо под давлением СМИ и общественности выполняли работы для галочки.
16 апреля на официальном портале мэрии появился анонс экологической акции, на которой экологи должны будут рассказать и показать, как правильно бороться с борщевиком. В акции, помимо активистов, заявлено участие творческой группы при мэрии Казани и представителей комитета внешнего благоустройства. В заметке сказано, что борщевик уже захватил 10 из 30 га особо охраняемой природной территории "Русско-Немецкая Швейцария".

ТОКСИЧНЫЙ ПРИШЕЛЕЦ

Борщевик Сосновского — инвазивный вид, который с середины ХХ века широко культивировался на территории СССР как сельскохозяйственная культура. Эфирные масла, содержащиеся в этом многолетнем травянистом растении, при попадании на кожу и слизистые под воздействием света вызывают сильнейшие ожоги.

Само растение при этом является очень живучим и очень быстро захватывает новые пространства, вытесняя местную флору. В зонтичных соцветиях взрослого растения содержится до 20 тысяч семян, а само оно может достигать высоты в четыре метра. Сейчас борщевик Сосновского относят к сорнякам. Он превратился в настоящую проблему для многих российских регионов.

На государственном уровне в России системная работа по борьбе с его распространением практически не ведётся, однако есть всероссийское движение активистов — "БорщеВиктори", которые пытаются наладить борьбу с борщевиком в масштабах страны, в том числе — путём создания Карты победителей борщевиков.

Активист Тимур Ескараев, много лет занимающийся защитой Русско-Немецкой Швейцарии, считает, что в мэрии обратили внимание на проблему борщевика после прогулки по природному парку мэра Казани Ильсура Метшина в августе 2020 года. Как уже писали "Idel.Реалии", самого градоначальника озаботиться проблемами особо охраняемой природной территории вынудили, судя по всему, внешние обстоятельства. Неделей ранее Рустаму Минниханову презентовали стратегию развития набережной реки Казанки. Концепцию разработала международная студия Orchestra Design.

Любопытно, что проект вступал в явное противоречие с принятым в феврале 2020-го Генпланом Казани. Последний документ предусматривал, в частности, новый автомобильный мост, соединяющий Советский и Ново-Савиновский районы города. Мост должен был проходить как раз через ООПТ "Русско-Немецкая Швейцария". Эта идея казанских властей, как и многие другие положения нового генплана, столкнулись с серьёзной критикой со стороны экологов и местных жителей.

Однако во время своей прогулки по парку Метшин неожиданно заявил, что город отказывается от планов строить через Казанку автомобильный мост. Кроме того, вспоминает Тимур Ескараев, мэр поручил подчиненным взять под контроль и вопрос с борщевиком.

На проблему борщевика Сосновского, стремительно захватывающего территорию ООПТ, "Idel.Реалии" обращали внимание властей ещё летом 2017 года. Масштабы проблемы были очевидны уже тогда. По крайней мере, для экологов и активистов. Но только не для исполкома. Вот как как описала в тогдашней статье своё общение с пресс-службой казанской мэрии корреспондент нашего издания:

"Упоминание о необходимости уничтожения сорняков я обнаружила в решении Казанской городской Думы №2-9 от 8 июня 2006 года "О благоустройстве и озеленении города". Речь в нем идет о газонах. Вопрос, относится ли та же норма к сорным растениям в памятниках природы.

Пресс-служба мэрии Казани ситуацию не прояснила. На вопрос, почему исполком не борется с борщевиком Сосновского на территории Скотских гор, она отвечать отказалась".

Вновь к теме "Idel.Реалии" вернулись год спустя — осенью 2018-го. Отношение чиновников к проблеме за год с лишним принципиально не поменялось.

10 сентября в ГИС "Народный контроль" появилась заявка, призывающая уничтожить заросли борщевика Сосновского, не допустив при этом его высеивания. За два дня набрала несколько десятков голосов поддержки от пользователей ресурса.

За пару последующих дней эта заявка совершила настоящее путешествие:

"Исполком Казани спустил её в администрацию Советского района города. Спустя два дня заявка вернулась в исполком. Тогда тот переадресовал её комитету внешнего благоустройства, но уже на следующие сутки комитет вернул жалобу в горисполком. Исполком, в свою очередь, вновь отправил заявку в комитет..."

Статья, где упоминался этот административный футбол, вышла на "Idel.Реалии" 14 сентября 2018 года. После публикации заявка совершила ещё несколько кругов, задев по касательной даже две республиканские структуры — Минэкологии РТ и приёмную уполномоченного по правам человека в Татарстане. Минэкологии в итоге вновь спустило обращение в исполком.

Но, видимо, резонанса оказалось достаточно, чтобы мэрия приняла меры.

Комитет внешнего благоустройства Казани отчитался о выполнении работ 26 сентября. К отчету было приложено фото, вот это:
В тот же день о победе над борщевиком отрапортовался и офис уполномоченного по правам человека. Эта структура приложила к отчёту сразу два снимка, наглядно демонстрирующих, что на поле битвы после победы осталась лишь голая земля:

Судя по всему, участок у родника, о котором речь шла в заявке, просто перепахали. Однако такая борьба с борщевиком привела, скорее, к противоположному эффекту. Сейчас в низине под холмами по-прежнему разрастается борщевик. Многие стебли уже превышают высотой человеческий рост.

Активист Тимур Ескараев объясняет, почему метод, скорее всего, не сработал:

— Вспашка в борьбе с борщевиком тоже применяется, но одна она проблему не решает. Борщевик очень живуч. Зонтики одного взрослого растения могут насчитывать до 20 тысяч семян. Они сохраняют способность прорастать до семи лет. Так что нужно было скосить и собрать зонтики с семенами, а перепаханную почву засеять луговыми травами, которые не дали бы прорастать борщевику.

Не исключено, что трактор попросту мог развезти часть семян по территории на своих колёсах. Способ, по мнению Ескараева, является сомнительным и потому, что речь идёт об ООПТ, в которой произрастают краснокнижные растения.

Тем не менее, официально теперь эта заявка имеет статус "решенной".

В обычных условиях, рассказывает активист, для борьбы с борщевиком часто используют гербициды — но на особо охраняемой природной территории их применение запрещено.

— Нужные комплексные меры борьбы с борщевиком, — считает Тимур Ескараев. — Какие именно, должен решать консилиум специалистов. Проблема в том, что здесь их у нас практически нет.

В любом случае активист считает, что лёд тронулся. По его информации, в бюджет Казани на 2021 год заложили даже какие-то средства на борьбу с опасным сорняком. Но о каких суммах идёт речь, а также кто и на каких условиях их получит, Ескараев не знает.

В 2019 году Татарстан уже имел опыт освоения бюджетных средств, выделенных на борьбу с борщевиком. Опыт оказался негативным. Коммерческая структура выиграла тендер на 10 млн руб., однако, выполнив лишь часть работы, заявила, что выходит из игры.

В Минсельхозе РТ объяснили, что подрядчик столкнулся с неудобствами: борщевик очень часто растёт в водоохранных зонах, где обработка гербицидами запрещена, а вручную косить сорняк, мол, очень сложно.

Словом, контракт был расторгнут, а новый тендер не стали объявлять из-за упущенных сроков. По информации Минсельхоза РТ, подрядчик успел обработать порядка 100 га — тогда в Татарстане на тот год борщевиком были заняты порядка 550 га земель.

В перерыве между этой историей и вспашкой земель в Русско-Немецком Швейцарии осенью 2018-го имела место ещё одна попытка местных активистов привлечь внимание властей к проблеме борщевика.

На сей раз обращение было адресовано администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани которую просили принять "грамотные меры по уничтожению растения с минимизацией его высеивания на следующий год". Эта заявка получила "мотивированный отказ". Чиновники сообщили: "Покос травы производится в рамках муниципального контракта исключительно вдоль улично-дорожной сети. Целевые средства из бюджета города на ликвидацию борщевика не выделяются".

Теперь в мэрии публично признали наконец необходимость борьбы с борщевиком — однако, судя по всему, пока чиновники рассчитывают в большей степени на энтузиазм самих казанцев. По задумке организаторов, участники будут выкапывать и компостировать борщевик. Всем, кто захочет внести свой посильный вклад, рекомендуют запастись закрытой одеждой. Лопаты с перчатками обещают выдать на месте.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG