Ссылки для упрощенного доступа

Бессрочный протест: казанских инвалидов довели до улицы


В Казани уже вторую неделю продолжаются пикеты против дискриминации инвалидов. В будни на площадь Свободы к Кабмину Татарстана поочередно выходят Юрий Никишин, отец 15-летнего Саши, с рождения прикованного к креслу-коляске, и юрист Ильнур Хамидуллин, инвалид по зрению. Никишин и Хамидуллин неоднократно судились с властными и коммерческими структурами, ущемляющими инвалидов в правах — но даже выигранные дела, сетуют они, ничего не меняют по сути.

28 сентября — очередь Юрия. Он паркует свою машину с жёлтым знаком на лобовом стекле у Кабмина, открывает багажник и достаёт оттуда коляску. В неё Никишин усаживает укутанного Сашу — несмотря на яркое солнце на улице зябко. Коляску Юрий ставит у у клумбы, чтобы не преграждала дорогу, а сам идёт к ступенькам, ведущим в здание, и разворачивает плакат с надписью "Дайте возможность инвалидам жить!"

Довольно быстро к нему спускается росгвардеец. Юрий, не убирая плаката, достаёт паспорт и демонстрирует его стражу порядка. Сделав какие-то заметки в телефоне и сфотографировав Никишина, росгвардеец удаляется.

— Я уже несколько раз с начала прошлой недели выходил, — рассказывает мне Юрий. — Спускается полицейский или чиновник из канцелярии, переписывают данные — и на этом всё.

— То есть ни от ФСС, ни от Минздрава, ни от Минсоцзащиты — ведомств, которые так или иначе чаще других сталкиваются с вашей проблематикой — к вам так до сих пор за это время никто не подходил?

— Никто, — подтверждает Юрий.

Впрочем, у Павла Лоханова, возглавлявшего Фонд социального страхования, определённо нашлись дела поважнее: 21 сентября, на следующий день после первого пикета казанских инвалидов (та акция протеста насчитывала десять участников и прошла в Ленинском садике) силовики задержали главу соцстраха по подозрению в получении взятки. По данным следствия, чиновник вымогал у поставщика подгузников для инвалидов 4 млн руб. "за урегулирование вопроса". Вопрос касался ещё одной давней проблемы татарстанских инвалидов: те уже на протяжении нескольких лет жалуются, что их обеспечивают бракованными подгузниками — и к тому же регулярно срывают сроки поставок. Видимо, как раз по этим причинам ФСС взыскивал в суде с поставщика неустойку — 14 млн руб., а Лоханов, судя по материалам дела, решил пойти бизнесу навстречу и скостить сразу 10 млн.

Павел Лоханов пытается "урезонить" инвалидов и родителей детей с инвалидностью на митинге в сентябре 2019-го.
Павел Лоханов пытается "урезонить" инвалидов и родителей детей с инвалидностью на митинге в сентябре 2019-го.

Проблемы, которые вывели казанских инвалидов на протест, не замыкаются на одном соцстрахе. Юрий описывает одну из своих тяжб — с исполкомом Казани. Несколько лет подряд он добивался, чтобы пешеходные переходы над Танковым оврагом оборудовали рабочими подъёмниками, приспособив переходы для "маломобильных групп". Это не только инвалиды, поясняет мне Никишин, это и просто пожилые люди, и мамы с колясками. Лифты установили к Универсиаде 2013 года — но сами маломобильные группы так и не успели ими толком попользоваться. Подъёмники то и дело ломались, городские чиновники винили в этом вандалов — а потом и вовсе демонтировали кабины с механизмами, ссылаясь на отсутствие в бюджете средств на ремонт и дальнейшую эксплуатацию.

Юрий подал на город в суд — и выиграл. Правда, победа оказалась пирровой. Спустя четыре года тяжб его судебные расходы составляли уже сто тысяч рублей, из которых Верховный суд РТ постановил компенсировать ему лишь тридцать тысяч…

— Думаю, это часть целенаправленной политики по дискриминации, — рассуждает Никишин. — Даже если кто-то из нас, активистов, доказывает свою правоту, общие издержки оказываются таковы, что никто, включая самого выигравшего, не захочет повторить столь успешный опыт.

Схожими ощущениями делится и юрист Ильнур Хамидуллин. Заявку на массовый пикет, рассказывает Ильнур, он подал в исполком Казани ещё в первой декаде сентября. Правда, дата там была указана другая — 19 сентября, воскресенье, последний день голосования.

— Нас сразу спросили "Вы что, хотите в день выборов массовый пикет провести?!" Я сразу понял, что откажут — и согласился на следующее число, 20-е…

— Даже не пытались поспорить, упереться?..

— У меня есть опыт прошлого года. В начале 2020-го я подал в общей сложности восемь заявок на проведение пикетов по разным поводам. Социалка и незащищенность инвалидов в повестке протестных акций тоже фигурировали. В итоге исполком Казани не согласовал мне ни одну из заявок. Я подал иски: Вахитовский районный суд признал все восемь отказов правомерными, а Верховный, напротив, встал на мою сторону. Но это было уже в мае, когда и поводы для акций протеста уже давно истекли, и, кроме того, из-за коронавируса были введены ограничения на публичную активность. Поэтому в этот раз я сразу уступил.

— А что с местом проведения? Массовый пикет вы провели в Ленинском садике, довольно неудачном месте для привлечения внимания — особенно, если стояла цель привлечь внимание чиновников…

— Мы подавали заявку на площадь Свободы напротив Кабмина — но уже в ответном письме, не сразу, нам сообщили, что эта площадка будет занята. Там, мол, именно 20 сентября, днём, пройдёт какое-то детское спортивное мероприятие. Я ещё удивился: в понедельник, когда все дети, казалось бы, должны быть в школе…

Детские праздники, главная цель которых — заглушить голоса протестующих, казанские чиновники организуют не впервые. Подобная ситуация возникала в феврале 2021 года — когда выступавших на согласованном митинге оппозиции под кремлём не было слышно из-за громкой музыки и криков ведущих, доносившихся с центрального стадиона. Как выяснил корреспондент "Idel.Реалии", на самом стадионе в это время компактно находилось от силы 40 человек детей и взрослых, для которых именно в этот день и в этом месте чиновники организовали спартакиаду.

В итоге массовый пикет провели на условиях чиновников — и, разумеется, инвалидов никто не услышал. Поэтому Юрий с Ильнуром решили продолжать протест — но уже в одиночку. По крайней мере, теперь они сами вольны выбирать время и место.

Акция, заверяет Никишин, будет бессрочной. Будем стоять, пока к нам не начнут прислушиваться, обещает он.

В среду, 29 сентября, в одиночный пикет должен выйти Ильнур Хамидуллин.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG