Ссылки для упрощенного доступа

"Отвели во дворик, где нет камер видеонаблюдения, и снова били"


СИЗО-1 в Ульяновске
СИЗО-1 в Ульяновске

Содержащиеся под стражей в СИЗО-1 Ульяновска сообщают о побоях и унижениях со стороны сотрудников УФСИН. В заявлениях, поданных в прокуратуру области и Генпрокуратуру, они рассказали о неоднократном превышении полномочий, регулярных избиениях и отказах в предоставлении медицинской помощи. В знак протеста, как признаются сами заключенные, они вынуждены массово вскрывать себе вены. Следственный комитет начал проверку.

"Меня толкнули, и я ударился головой об стенку. Когда повернул голову, я увидел, как человек в маске бьет сокамерника резиновой дубинкой по спине. Испугавшись за свою жизнь, я нанес себе порезы на руки, чтобы меня не били", — говорится в письме Лютера Царева.

По информации издания 73online.ru, 1 октября в Ульяновске — у стен СИЗО-1 — прошел одиночный пикет. С плакатом "Спасите наших детей" на акцию вышла мать одного из заключенных. Кроме того, на странице в социальной сети "ВКонтакте" юрист Олеся Маенкова сообщила, что к ней обратились родственники содержащихся под стражей в СИЗО-1 и рассказали об издевательствах со стороны сотрудников изолятора.

Среди опубликованных Маенковой документов есть заявление Лютера Царева, который рассказывает, что конфликт случился после пропажи личных вещей его сокамерника — в ответ на просьбы вернуть их сотрудники изолятора применили силу.

Сестра Царева — Валерия — после разговора с адвокатом брата рассказала "Idel.Реалии" подробности конфликта. Девушка уточнила, что Лютер Царев проходит обвиняемым по делу о сбыте наркотических препаратов.

Лютера ударили головой об стену. У него низкое артериальное давление, и последствия могли быть трагичными.

— 23 сентября был обычный режимный день, после чего у одного из сокамерников брата пропали личные вещи. Требования их вернуть очень не понравились сотрудникам УФСИН, после чего в камеру, где находился и мой брат, зашел отряд спецназа, всех стали избивать, — говорит Валерия Царева. — Лютера ударили головой об стену. У него низкое артериальное давление, и последствия могли быть трагичными. Мне также стало известно, что сокамерников брата били по почкам дубинками, пинали ногами. При этом медики при СИЗО, к которым они обратились за помощью, вообще не содействовали выздоровлению.

По ее словам, только после волны возмущения госпитализировали самых тяжелых больных — с переломами и потерей крови: "Остальным сказали, что в медицинской помощи они не нуждаются".

Царева уточняет, что ей известно о попытке "замять" дело со стороны руководства УФСИН.

— Я ходила на прием к начальнику регионального УФСИН Сергею Балдину. Он пытался заверить меня, что правоохранители действовали законно — якобы в некоторых случаях они имеют право применять силу. Действительно, если на сотрудников органов нападают, они могут защититься. Но только представьте: в камере четыре человека, а спецназовцев было два десятка. Какую угрозу заключенные могли им нести? Пусть мой брат и другие сидят там не без причины, но тем не менее они остаются людьми, — констатирует Царева.

Только представьте: в камере четыре человека, а спецназовцев было два десятка. Какую угрозу заключенные могли им нести?

Сам Лютер Царев об обстоятельствах конфликта пишет в заявлении в Генпрокуратуру: "Мы вместе с сокамерниками просили оказать медицинскую помощь, на что администрация с усмешкой сказала, что сейчас будет вам помощь. Через 10 минут дверь открылась, и в камеру зашли сотрудники. Стали повышать тон и говорить неприятные слова. Меня толкнул человек в маске, и я ударился головой о стенку".

8 октября суд должен был рассмотреть ходатайство следствия о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу, однако заседание отложили. Как сообщил адвокат Лютера Царева, по возвращении в СИЗО его без объяснения причин отправили в блок специального назначения. Его родственники опасаются, что это может привести к очередной попытке давления на Царева, так как в спецблоке он будет содержаться один, без сокамерников — то есть не будет свидетелей возможного физического воздействия.

Накануне, 11 октября, заседание продолжилось. Оно прошло в закрытом режиме.

—Здоровье Лютера сейчас в норме, но в ходе процесса он рассказал о продолжении оскорблений и неподобающего отношения со стороны сотрудников изолятора. Подробности рассказать не успел, так как судья прервал его, якобы к рассматриваемому делу это не имеет отношения. О причинах перевода в спецблок не сообщили ни ему, ни его адвокату, — рассказала его сестра Валерия Царева.

Второй автор обращения в Генпрокуратуру — Азизилло Худойбердиев рассказывает об избиениях, проводимых сотрудниками изолятора в "слепой зоне" — там, где нет камер видеонаблюдения.

"Я выезжал в Заволжский районный суд. После возвращения в СИЗО-1 меня не хотели вести в свою камеру на обед и игнорировали устные обращения о том, что я голоден. Меня привели в камеру и начали проводить обыскные мероприятия. Со стороны сотрудников спецназа УФСИН было ко мне грубое обращение и физическая сила, а именно нанесение трех ударов по почкам и двух ударов по голове", — указывает Худойбердиев в своем заявлении в Следственный комитет.

Со стороны сотрудников спецназа УФСИН было ко мне грубое обращение и физическая сила, а именно нанесение трех ударов по почкам и двух ударов по голове

Его мать — Мухарам Худойбердиева — рассказывает о серьезных проблемах со здоровьем сына, которое ухудшилось из-за нанесенных побоев в СИЗО-1. Об этом ей стало известно со слов адвоката.

— У сына проблемы со здоровьем, ноги болят из-за варикоза, а в голове у него киста. Мало того — его били по почкам еще при задержании, и с тех пор он испытывает хронические боли в той области. Когда случилась вся эта история со спецназом, он вопрошал: "Да что ж вы делаете, хватит над нами издеваться". Несколько сотрудников спецназа отвели его во дворик, где нет камер видеонаблюдения, и снова били. Он просил отвезти его в санчасть, на что старший спецназовец с усмешкой попросил его перестать притворяться. Били его по-всякому, оскорбляли, унижали его достоинство, — уточняет Худойбердиева в беседе с "Idel.Реалии".

По словам адвоката Азизилло Худойбердиева Сергея Глухова, сейчас его доверитель чувствует себя нормально.

— Руководство СИЗО информацию не комментирует. В Следственном комитете нам сообщили об инициировании проверки, но о ее результатах пока не говорят. Мы также писали запрос уполномоченному по правам человека по Ульяновской области — ответа нет. Во время последней встречи Худойбердиев сообщил, что медицинскую помощь ему оказали, но для этого пришлось вызывать скорую к зданию суда, куда он был доставлен для ознакомления с материалами дела. Сейчас говорит, что он в норме, — уточняет Глухов.

Ещё один заключенный, уроженец Чечни Роман Алибеков, также просит Генпрокуратуру разобраться в сложившейся в СИЗО ситуации. В своем заявлении он рассказывает об оскорблениях на национальной почве и отмечает, что ему отказали в медицинской помощи.

"Провоцируя осуждённых и подследственных, сотрудники применяют физическую силу и в грубой форме с нецензурной лексикой задевают мою национальность. Все это происходило 23.09.2021. 28.09.2021 меня вывели в санчасть, но медицинскую помощь не оказали, — уточняет Алибеков.

Роман Алибеков
Роман Алибеков

Его мать — Татьяна Алибекова — обратилась к главе Чечни Рамзану Кадырову с просьбой о помощи. Она рассказывает о проблемах сына со здоровьем и вспоминает его переезд из Грозного. Кроме того, женщина написала заявление в Генпрокуратуру и председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину "о непозволительных и провокационных действиях сотрудников УФСИН".

Постоянными избиениями заключенные были доведены до полного отчаяния и вскрыли себе вены

— Мой сын содержится в ФКУ СИЗО-1 с 8 апреля 2021 года по статье "причинение тяжкого вреда здоровью", — говорит Алибекова. — За это время правоохранители неоднократно оказывали психологическое давление на Романа. При этом им известно, что у моего сына неустойчивая психика. Романа вывозили в январе 1995 года из-под обстрелов в Грозном, он состоит на учете у психоневролога с диагнозом "расстройство личности". Сотрудник СИЗО напрямую провоцирует его, из-за чего Роман уже наносил себе резаные раны. Постоянными избиениями заключенные были доведены до полного отчаяния и вскрыли себе вены.

В пресс-службе управления Следственного комитета по Ульяновской области сообщили, что жалобами заключенных занимается прокуратура.

— Заявления от подсудимых приняты, дальнейшие действия зависят от результатов процессуальной проверки прокуратурой области, — прокомментировал "Idel.Реалии" старший помощник руководителя областного управления СК по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ Евгений Словцов.

В прокуратуре Ульяновской области "Idel.Реалии" уточнили, что по заявлениям заключенных идет проверка.

— Как только проверка будет завершена, мы сразу расскажем о ее результатах СМИ и общественности, — сказал старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима.

Руководитель УФСИН по Ульяновской области Сергей Балдин в беседе с изданием 73online.ru насилие со стороны сотрудников СИЗО-1 отрицает. Он описал истории других заключенных, которые жаловались на условия содержания в изоляторе и незаконные действия сотрудников.

Тем не менее родственники заключенных из СИЗО-1 настаивают на проверке изолятора. По их сведениям, более 10 подследственных и обвиняемых вскрыли себе вены, нанесли увечья, чтобы обратить внимание общественности и правозащитников.

"Idel.Реалии" также обратились с официальным запросом к руководству УФСИН Ульяновской области. На момент публикации ответ не поступил.

Юрист Егор Крылов, занимающийся защитой прав заключенных в Ульяновской области, рассказал "Idel.Реалии", что в СИЗО-1 "пытки с целью выбивания показаний поставлены на конвейер".

Главное сейчас — не допустить повторения этой ситуации впредь

— Все меньше сомнений остается в этом. Родственникам осужденных могу пожелать стойкости и упорства. Если им удастся доказать свою правоту в суде, это станет важным прецедентом, ведь главное сейчас — не допустить повторения этой ситуации впредь, — резюмировал Крылов.

В июне 2020 года основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин на своей странице в Facebook сообщал, что заключенные СИЗО-1 Ульяновска устроили акцию против "пыток и произвола" из-за обысков с применением силы. На видео, опубликованном в YouTube-канале Gulagu.net, слышно, как арестанты кричат и свистят, можно различить слово "Помогите".

Тогда, по сообщениям СМИ, к следственному изолятору приехали скорая помощь и полиция. Областное УФСИН ситуацию в учреждении объяснило тем, что один из обвиняемых "в категорической форме" отказался пройти в камеру, и сотрудники СИЗО загнули ему руку за спину. Тогда другие арестанты, услышав шум из коридора, "начали кричать и портить имущество учреждения".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG