Ссылки для упрощенного доступа

"Системных прорывов в защите прав граждан не произошло"


Глава Башкортостана Радий Хабиров на этой неделе должен объявить новый состав республиканского Совета по правам человека и развитию институтов гражданского общества. Прежний состав сложил свои полномочия 19 сентября, отработав два года. Работа СПЧ нередко подвергалась критике со стороны представителей общественности и независимых СМИ; в то же время сам Хабиров на последнем заседании положительно оценил итоги его деятельности. "Idel.Реалии" поговорили с членами Совета об итогах его работы.

По данным источников "Idel.Реалии", состав Совета не претерпит существенных изменений — предусмотренной уставом СПЧ ротации подвергнется не более трети прежнего состава. В частности, еще в октябре стало известно, что председателю СПЧ Владимиру Барабашу и ответственному секретарю Зульфие Гайсиной предложено продолжить работу на прежних должностях.

Напомним, СПЧ был сформирован в 2019 году в составе 36 членов. За прошедшее с тех пор время умерли два члена Совета — известный уфимский адвокат Алексей Зеликман и руководитель республиканского отделения Альянса защиты животных Индира Салахова. Один член Совета — издатель портала "Про Уфу" (ныне "Пруфы") Рауфа Рахимова — в декабре 2020 года вышла из СПЧ по собственному желанию.

О некоторых итогах работы первого состава СПЧ было упомянуто на его последнем заседании. Глава республики Радий Хабиров сообщил, что за время работы СПЧ он "дал 59 поручений по вопросам ЖКХ, здравоохранения, доступной среды, школьного питания, градостроительства и многих других". Глава региона отметил, что "практически все они исполнены".

Председатель Совета Владимир Барабаш отчитался, что члены СПЧ "более 80 раз выезжали в города и районы республики по вопросам обеспечения жильём детей-сирот, экологии, предоставления льгот, защиты прав предпринимателей", а также сообщил, что в созданном при Совете "Правозащитном центре" квалифицированную правовую помощь получили более одной тысячи человек.

Работу СПЧ не раз критиковали представители общественности и независимые СМИ. Они отмечали, что не видели позиции Совета в конфликте вокруг шихана Куштау и других подобных столкновениях, связанных с экологическими протестами. Не вмешивался Совет и в ситуации массовых задержаний протестующих на митингах и шествиях в течение последнего года. СПЧ никак не откликнулся на запрет национальной организации "Башкорт" и преследование ее активистов.

"Idel.Реалии" поговорили с некоторыми членами прежнего состава СПЧ о том, как они оценивают итоги деятельности Совета.

Владимир Барабаш
Владимир Барабаш

Председатель Совета Владимир Барабаш отметил, что за прошедшие два года членам СПЧ "ни разу не били по рукам".

— По сравнению с прежними двумя годами я могу сказать, что сейчас у нас радужных иллюзий стало меньше. Сперва всем нам было не очень понятно, что можно делать, какие проблемы и каким образом можно решать при помощи такого института. Первый год вообще все ко всем — и чиновники, и члены Совета — присматривались, пробовали друг друга на прочность, но сейчас этот период притирки уже прошел. Как основную проблему, с которой мы столкнулись, я отмечу неумение вести диалог, причем со всех сторон — и со стороны чиновников, и со стороны общества. Но все же замечу, что за эти два года нас ни разу не били по рукам, не говорили: "За эти флажки не заходить", "вот эта тема — табу". Полагаю, во многом это заслуга главы республики, который дал соответствующий настрой своим подчиненным. Это, наверное, главный аргумент, почему я и многие мои коллеги готовы продолжить работу в Совете, — сказал Барабаш.

Председатель комиссии СПЧ по гражданским свободам, избирательным правам, свободе информации, шеф-редактор радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" Руслан Валиев сказал, что действовал по принципу "Делай, что должно, и будь, что будет".

— Основные проблемы, которые я хотел донести до власти в качестве члена Совета — проблемы с проведением публичных мероприятий, с несовершенством избирательного законодательства — эти проблемы наша комиссия до главы республики донесла. Другое дело, что решить их не удалось, это досадно. Разумеется, с моей стороны наивно было бы ждать, что в нынешних политических условиях в этих вопросах последуют какие-то послабления. Тем не менее надеюсь, что даже озвучивание этих проблем может дать со временем какой-то накопительный эффект, — отметил Валиев.

Руслан Валиев
Руслан Валиев

Он добавил, что СПЧ ни разу не смог сделать заявлений по каким-то резонансным проблемам. В качестве примера он привел неудачную попытку принять заявление в защиту арестованного башкирского политика Айрата Дильмухаметова. Тем не менее журналист намерен продолжить работу в новом составе Совета, поскольку в деятельности этого института "есть определенный смысл".

— Довольно много примеров, когда вмешательство моих коллег помогало положительно разрешить ту или иную частную историю, помочь отдельному пострадавшему человеку. Конечно, в идеальном обществе такой институт должен был бы работать системно, в полную силу, с максимальным эффектом, — подчеркнул Валиев.

Бывший главный редактор издания "Коммерсант-Башкортостан" Наталья Павлова заявила о своем категорическом нежелании работать в новом составе СПЧ. Павлова, как и Валиев, работала в комиссии по гражданским свободам, избирательным правам, свободе информации.

— После начала работы Совета я довольно скоро почувствовала себя бесполезной в этой сфере, — сказала Павлова. — За два года не удалось практически ничего из того, что мы хотели сделать в проблематике защиты политических прав граждан — внести смягчающие поправки в местное законодательство о публичных мероприятиях, в практику применения избирательного законодательства. Представители власти, выслушав нас, сделали ровным счетом наоборот — законы о митингах только ухудшились, — констатировала Павлова.

Наталья Павлова
Наталья Павлова

Журналистка отметила, что в нынешних условиях правозащитниками могут решаться "только очень удаленные от политики вопросы":

— Удавались лишь очень "точечные" вещи, как правило, не требующие системных подходов к проблеме — помочь отдельному ветерану, инвалиду, детям-сиротам. Но и даже в этом не было каких-то прорывных идей, инициатив.

Вместе с тем, по словам Павловой, иногда власти открыто использовали авторитет Совета в политических интересах.

— Были случаи, когда в повестку неожиданно ставился непредусмотренный, но нужный власти вопрос, несмотря на то, что своей очереди давно дожидались подготовленные членами СПЧ доклады по различным важным проблемам. Так, например, было на летнем онлайн заседании в прошедшем году, когда обсуждалось предстоящее голосование по поправкам в Конституцию, и затем это было изображено как поддержка этих вещей Советом. Было просто противно, — резюмировала Павлова.

Общественник и предприниматель Азамат Галин, возглавлявший комиссию по образованию, науке, соблюдению интересов молодежи, развитию спорта, по культурным правам, исторической памяти, отметил, что деятельность СПЧ была ограничена сферой полномочий и компетенций республиканских и муниципальных органов власти и самоуправления.

Азамат Галин
Азамат Галин

— В рамках нашей компетенции мы поднимали много проблем. В то же время целые пласты нарушений прав граждан имеются в сферах, которые регулирует федеральное законодательство, в сферах, где действуют федеральные органы исполнительной власти. Это и работа МВД, прокуратуры, судов, соблюдение прав задержанных и заключенных, и многое другое. Я охотно занимался бы этим, но в формате нашего регионального совета это было бы вторжением не в нашу сферу, — заявил Галин.

Вместе с тем он заметил, что Совет "работал очень активно, особенно до начала пандемии", и его работа должна быть продолжена.

— Иногда на совете были достаточно жаркие дискуссии, и здесь представители общественности, считаю, выполняли свою функцию. Вообще должна быть какая-то площадка, где власть, руководство республики и представители общественности могут поговорить напрямую. Другой площадки просто нет, — сказал Галин.

Кристина Абрамичева
Кристина Абрамичева

Правозащитница Кристина Абрамичева, работавшая в комиссии по развитию институтов гражданского общества и НКО, по социальным, трудовым, пенсионным правам и здравоохранению, также отметила, что работа в СПЧ "дает дополнительные возможности открывать некоторые двери [во власти]".

— Под брендом члена Совета нам удается сделать больше, чем мы были бы просто свободными правозащитниками. Основная продуктивность СПЧ состоит именно в этом, — сказала она.

В то же время Абрамичева заявила об отсутствии системного подхода в работе Совета.

— Первый год мы занимались больше поиском алгоритмов решения проблем, взаимодействия с чиновниками, накоплением информации, массива жалоб в каждой сфере. Системная работа началась только на второй год, и двух лет пребывания в СПЧ явно недостаточно для квалифицированного и эффективного решения проблем. К примеру, за это время нам не удалось изменить в лучшую сторону регламент охраны городских лесов, но в будущем я вижу это вполне возможным, — поделилась мнением Абрамичева.

Эльза Маулимшина
Эльза Маулимшина

Председатель Башкирского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Эльза Маулимшина, возглавлявшая комиссию по ЖКХ, экологии, охране окружающей среды, местному самоуправлению, заявила, что не увидела особой пользы своего пребывания в СПЧ.

— Городские власти нас не слышат. Все памятники архитектуры в Уфе, которые два года назад были в полуразрушенном и даже полностью разрушенном состоянии, так в нем до сих пор и пребывают. Они гибнут, поджигаются, их содержимое растаскивается. Так происходит с домом Тихониных, усадьбами Бухартовских, Лопатиных, Судаковых, так происходит с домами на улице Октябрьской революции, которую хотели сделать пешеходной. Даже известная усадьба Рябининых, которую отреставрировали волонтеры в рамках "Том Сойер Феста" — и она уничтожается. Дома давно расселены, есть инвесторы, желающие их отреставрировать, но мэрия по-прежнему бездействует, — осталась недовольна Маулимшина.

Активистка тем не менее отметила пользу СПЧ в решении социальных проблем — защиты интересов многодетных одиноких матерей, бездомных и других уязвимых категорий граждан.

Как заявил председатель СПЧ Владимир Барабаш, все предложения по новому составу Совета были сформированы к концу октября и переданы Радию Хабирову. Первое заседание обновленного Совета по правам человека глава республики планирует провести в декабре 2021 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG