Ссылки для упрощенного доступа

"Хочу быть свободным человеком". Рауфа Рахимова вышла из Совета по правам человека при главе Башкортостана


Рауфа Рахимова
Рауфа Рахимова

Издатель портала "Про Уфу" и газеты "BONUS" Рауфа Рахимова сообщила о своем выходе из состава Совета по правам человека (СПЧ) при главе Башкортостана.

— На самом деле, вопрос о своем уходе из СПЧ я уже давно обсуждала со своими коллегами по Совету, — сказала Рауфа Рахимова в беседе с "Idel.Реалии". — В конце года я всегда подвожу итоги своей работы во всех организациях — в медиахолдинге, благотворительном фонде (Рахимова является председателем попечительского совета благотворительного фонда "Изгелек". — ​ред) и, в том числе, в СПЧ. И, получается, что по участию в деятельности в СПЧ у меня итогов нет, поскольку нет результатов деятельности этой организации. Ничего не решается в пользу прав и свобод человека. Глава республики с июля все переносит встречу с членами Совета. Путин почему-то нашел время встретиться с федеральным СПЧ, наш же глава такого времени не нашел. От всего этого копится лишь негатив, и это мнение разделяют многие члены Совета. Получается, что СПЧ — показушный инструмент для этой власти. Я не хочу быть таким инструментом, не хочу играть в этом театре абсурда. Я хочу быть свободным человеком.

Издатель заметила, что решение о выходе из СПЧ она приняла самостоятельно.

— Наша власть, видимо, из чувства тщеславия рассуждает так — мы ее [Рахимову] в этот Совет пригласили, и только мы можем ее оттуда вывести. А тут она сама уходит — как так?!. И они сляпали указ, придумали, что я нарушила какую-то этику. Мне такие обвинения никто не предъявлял; в частности, председатель СПЧ подтвердил, что такого рода претензии ко мне отсутствуют. На самом деле, власти просто не хотят быть морально проигравшими еще и в этой истории.

— Подводя итоги деятельности 2020 года, я поняла, что участие в Совете по правам человека под руководством Владимира Барабаша лишь отнимает мое драгоценное время, но не дает удовлетворения от какого-либо результата. Решение о выходе созрело еще после августовских событий на Куштау, но, к сожалению, не было вовремя оформлено заявлением. Когда в субботу, 15 августа, произошло жестокое избиение защитников Куштау, разгромили лагерь защитников, я попросила, даже потребовала у председателя Совета Владимира Барабаша написать обращение на имя Радия Хабирова и руководителей силовых ведомств, чтобы оперативно разобраться и дать правовую оценку ситуации, остановить беспредел. Барабаш сначала сказал, что это бесполезно, потом пообещал к вечеру подготовить... и не сделал, — заявила издатель в заметке, опубликованной на портале "Про Уфу".

Одновременно с этим на официальном республиканском правовом портале был опубликован указ Радия Хабирова о выводе Рауфы Рахимовой из состава СПЧ.

В комментарии пресс-службы главы республики пояснялось, что "причиной вывода стало неоднократное нарушение [Рахимовой] этики члена Совета".

Начальник управления главы РБ по общественно-политическому развитию Гуллярия Ялчикаева заявила, что "указ был подписан и опубликован раньше, чем появилось заявление Рауфы Рахимовой, поэтому ее заявление можно расценивать исключительно, как попытку выдать это решение за собственное". Чиновница подчеркнула, что глава республики "никогда не согласится с тем, что в центре Уфы у нас системно работает штаб, целью которого является торпедировать республику, делать жизнь её людей ещё тяжелее в это и так непростое время, … наносит республике подлые удары в спину".

Напомним, что на позапрошлой неделе агентство "Башинформ" сообщило, что, по словам депутата Госсобрания РБ Дмитрия Чувилина, "в редакции газеты "Бонус", по сути развернут негласный штаб оппозиции под руководством Рауфы Рахимовой", в котором в котором ему, якобы, предложили направить в УФАС запрос о проведении проверки по поводу высказывания Радия Хабирова о необходимости поощрения промышленного патриотизма — закупках для государственных и муниципальных нужд продукции местных товаропроизводителей (позднее Чувилин заявил, что агентство неправильно интерпретировало его слова).

Известие о выходе Рахимовой из СПЧ вызвало различные отклики у членов Совета. Как передало официозное агентство "Башинформ", член СПЧ, предприниматель Азамат Галин заявил, что Рахимова "использовала свои издания для того, чтобы призывать жителей республики открыто противостоять властям". "Рауфа Гареевна [Рахимова] не скрывала, что она отправляла журналистов, которые оказывали сопротивление правоохранительным органам во время событий на Куштау", — сказал Галин, напомнив заодно, что Рахимова "принадлежит к семье первого президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова", и что Радий Хабиров "по приезде в республику, первым делом протянул руку дружбы этой семье".

В начале сентября Рауфа Рахимова записала видеообращение по следам событий на шихане Куштау, в котором заявила, что "страх — удобный инструмент власти для подавления в человеке инакомыслия, протестных настроений" и отметила, что сейчас "наступила новая реальность — людям нужна справедливость и уважение их прав". В обращении она также процитировала высказывание российского политолога Владимира Гельмана о том, что "когда "закручивание гаек" натолкнется на открытое сопротивление российского общества, то рано или поздно та резьба, на которой сегодня держится российский авторитаризм, будет окончательно сорвана".

Еще один член СПЧ, депутат Благовещенского горсовета Сергей Жуков заявил, что "редакция ["Про Уфу"] выпускает откровенно оппозиционные материалы на всевозможные темы", причем " порой подача материала становится очень резкой", что, по мнению Жукова, "препятствует развитию республики и наносит ущерб репутации действующей власти".

Высказывания Галина и Жукова также были растиражированы многими государственными и муниципальными СМИ.

— Мне жаль, что Рауфа Рахимова теперь не в Совете, — сказал председатель СПЧ Владимир Барабаш. — Я не согласен с ее позицией, что пребывание в совете — бесполезное дело. Даже за этот год, несмотря на пандемию, было сделано очень много, пусть и не все, что планировалось. В частности, насчет Куштау: целый ряд членов СПЧ ездили на гору, были там во время столкновений, а затем поехали в Ишимбай и Стерлитамак — сперва в ИВС, а потом и в суды, чтобы защищать интересы задержанных активистов. Совет действует, мы регулярно общаемся между собой по всем важным вопросам, проводим встречи по всем значимым проблемам и вступаемся за тех, чьи права нарушаются. Напомню, что недавно мы направили обращение в Роскомнадзор в защиту издания "UfaTime" (летом издание опубликовало сопровождавшийся видеозаписью материал о том, что в Уфе родители при свидетелях избивали ребенка, Роскомнадзор обвинил СМИ в незаконном распространении информации о несовершеннолетнем, после чего суд оштрафовал издание и его главного редактора на 460 тысяч рублей. – ред).

Демарш Рауфы Рахимовой поставил вопрос — не последуют ли ее примеру и другие члены СПЧ, разделяющие оценки издателя.

"Мне не всё нравится в Совете… Тоже было желание выйти из состава. Но пока это единственный инструмент для урегулирования многих вопросов. К примеру, распределение жилья для сирот", — отметил член СПЧ Динар Зайнуллин.

— Я считаю, мне выходить из Совета пока рано, поскольку есть несколько важных проблем, которые я хочу поднять, озвучить и довести их решение до какого-либо завершения, — заявил председатель комиссии СПЧ по гражданским свободам и гражданской активности, избирательным правам, свободе информации и правам журналистов, шеф-редактор радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" Руслан Валиев. (Отметим, что в эту комиссию входила и Рауфа Рахимова.)

Правозащитник добавил, что относится к решению Рауфы Рахимовой "с пониманием и, вместе с тем, с сожалением". "С ее стороны я всегда находил взаимопонимание, когда в нашей комиссии я поднимал какой-либо вопрос и ставил его на голосование", — подчеркнул Валиев.

— Пока наш с Русланом Валиевым доклад по выборам не будет озвучен — я в составе СПЧ РБ. Доложим, узнаем реакцию — и на выход; осенью 2020 года всё равно заканчивается наш двухлетний срок, — сказал член СПЧ, координатор регионального отделения движения в защиту прав избирателей "Голос" Ренат Факиев. Он добавил, что выход Рауфы Рахимовой из состава СПЧ "безусловно, плохая новость, так как это снижает разнообразие мнений, возникающее при обсуждении важных вопросов на рабочих комиссиях Совета".

Заметим, что доклад, в котором обобщены итоги независимого наблюдения за голосованием на выборах в республике, а также проблемы с соблюдением свободы слова во время избирательных кампаний должен был быть представлен на заседании СПЧ с участием главы РБ еще в декабре 2019 года.

Бывший главный редактор уфимского издания газеты "Коммерсант" Наталья Павлова также сказала, что с пониманием относится к решению Рахимовой выйти из СПЧ.

— У ее издания продолжается нешуточный конфликт с властями; она вынуждена находиться в состоянии самозащиты и себя, и своего издательского бизнеса. Поэтому состоять в каком-то совещательном органе при главе республики в то время, как есть конфликт с членами его команды, полагаю, ей тяжело. Безусловно, у нее, как и у других членов Совета, есть и определенное разочарование от деятельности этого органа, может, даже ощущение бесполезности наших инициатив. СПЧ показывает некоторую эффективность в каких-то локальных вещах, где речь не идет о политике. Но что касается политических инициатив, политических свобод, например, либерализации местного законодательства о митингах, то тут мы, как известно, потерпели полное фиаско. Под видом обсуждения наших предложений произошло прямо противоположное, а именно, полное закручивание гаек в части проведения митингов в республике. По делу Айрата Дильмухаметова нам тоже мало что удалось сделать, но тут хотя бы наши ручательства за него, наши выступления в его защиту попали в материалы дела. В целом, полагаю, что ощущение разочарования в деятельности Совета было и есть не только у Рауфы Рахимовой.

Заявить о своей гражданской позиции можно и без всяких СПЧ

Журналистка добавила, что, хотя она считает свое присутствие в Совете "в определенных случаях полезным", на самом деле, она готова выйти из его состава "в любой момент".

— Если честно, непонятно, для чего я там нахожусь. В последнее время, как Совет мы мало что делаем. Никто не спорит с тем, что ряд членов СПЧ персонально ведут активную работу по защите прав отдельных граждан или групп людей, но системных подвижек ни по одному из направлений нет, — сказала Павлова.

Политолог Дмитрий Михайличенко назвал решение Рауфы Рахимовой выйти из СПЧ "правильным, хотя и запоздалым". По его мнению, "заявить о своей гражданской позиции можно и без всяких СПЧ и прочих псевдо-гражданско-симулякративных структур". Сам прецедент первого выхода из регионального Совета по принципиальным причинам эксперт охарактеризовал, как "жирный минус в карму всем сертифицированным общественникам" и "еще одну трещину на псевдо-пиаровских проектах [властей]". Такие проекты, отметил Михайличенко, дают властям "в краткосрочной перспективе — пиар-эффект, в среднесрочной — негатив, в долгосрочной — мощный имиджевый урон".

В Кировском райсуде Уфы в настоящее время рассматриваются гражданские иски руководителя администрации главы Башкортостана Александра Сидякина и экс-председателя совета директоров АО "Башинформ" Ростислава Мурзагулова к Рауфе Рахимовой и ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода". Поводом для исков послужило утверждение Рауфы Рахимовой в интервью "Idel.Реалии" о том, что Александр Сидякин и Ростислав Мурзагулов оказывают давление на рекламодателей газеты Bonus и портала ProUfu.ru. В Ленинском же райсуде Уфы вскоре начнется рассмотрение иска о защите чести и достоинства со стороны начальника отдела продвижения национальной культуры и взаимодействия с некоммерческими организациям полпредства РБ при президенте РФ Азата Казакбаева к журналисту портала "Про Уфу" Рамилю Рахматову, издателю Рауфе Рахимовой и АНО "Свободные медиа". Поводом для иска стала статья Рамиля Рахматова, в которой заявлялось, что Казакбаев был среди тех, кто в августе участвовал в разгроме палаточного лагеря защитников Куштау.

Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG