Ссылки для упрощенного доступа

От кабинетного ученого до противника "спецоперации". История профессора КФУ Наиля Фаткуллина, которого лишают работы за антивоенное письмо


Наиль Фаткуллин. Фото: Павел Платов ("Вечерняя Казань")
Наиль Фаткуллин. Фото: Павел Платов ("Вечерняя Казань")

Профессор Казанского федерального университета (КФУ) Наиль Фаткуллин проработал в вузе более 40 лет. 26 мая стало известно, что он не прошел конкурсный отбор на следующие пять лет. Поводом к такому решению Ученого совета КФУ стало антивоенное письмо Фаткуллина, в котором он потребовал "немедленно прекратить военные действия в Украине". "Idel.Реалии" рассказывают историю профессора КФУ и вспоминают, как он стал противником действующей власти.

Наиль Фаткуллин родился 10 декабря 1954 года в Зеленодольске в семье профессора юриспруденции — Фидаи Фаткуллина. Фаткуллин-младший признается, что рос обычным советским дворовым мальчиком, когда первые шесть лет жил у бабушки в Зеленодольске. После возвращения родителей он переехал в Казань и окончил физико-математическую школу №131. Его дядя — Марс Фаткуллин — был доктором физико-математических наук и профессором; стал первым татарстанцем, попавшим в отряд космонавтов.

— Дядя был для меня примером, — рассказывал ранее Наиль Фаткуллин. — Я пошел не на математику, а на физику во многом благодаря ему.

В 1972 году Фаткуллин поступил на физфак в Казанский государственный университет. В 1977 году стал аспирантом кафедры теоретической физики. В 1981 году получил степень кандидата наук и начал преподавательскую деятельность; в 1995-м — стал доктором физико-математических наук, в 2000 году получил ученое звание "профессор". В 2008 году стал лауреатом государственной премии Татарстана по науке и технике. Научно-педагогический стаж Фаткуллина — 41 год.

Уже будучи аспирантом, он начал понимать, что "Советский Союз не соответствует тем идеалам, которые он провозглашает" — и в целом поддержал перестройку.

Я рассчитывал, что к временам, когда наступит мой пенсионный возраст, Россия уж точно выйдет на уровень Турции или Аргентины

— Тогда у меня была возможность эмигрировать, была масса предложений, я понимал, что мы — далеко не передовая страна, но, по крайней мере, страна третьего мира, мы не можем быть хуже Турции или Аргентины, — рассказывает Наиль Фаткуллин. — В Турции и Аргентине профессор имеет оклад около двух тысяч долларов в месяц и пенсию — тысячу долларов. Я человек, занимающийся наукой, — мне особо много денег не нужно. Я рассчитывал, что к временам, когда наступит мой пенсионный возраст, Россия уж точно выйдет на уровень Турции или Аргентины. Я допустил серьёзную ошибку. Уравнение нелинейное, поэтому, к сожалению, оказалось возможным и иное поведение: у нас нет роста, мы деградируем, чего я не учел.

Несмотря на то, что эмигрировать Фаткуллин не стал, поработать на Западе ему удалось (и удается до сих пор) — профессор КФУ не единожды выигрывал гранты и преподавал в Германии.

Во времена перестройки Наиль Фаткуллин был сторонником демократических преобразований. Уже в современной России он продолжает придерживаться тех же демократических позиций, с которыми, на его взгляд, вступает в противоречие политика Владимира Путина. Профессор КФУ выходил на акции протеста в 2011-2012 годах, но позднее перестал. Как он сам признается, "потому что просто старый". "Я ходил с белой ленточкой, символом протеста. Власть должна меняться. Во власти важна ее регулярная сменяемость", — говорит Фаткуллин.

Профессор КФУ неоднократно выступал противником нововведений, которые предлагали федеральные чиновники от образования. Так, он называл Минобрнауки — "похоронным бюро", а университеты — "хосписами", а также призывал бойкотировать так называемый "профессорский ЕГЭ" — проверку знаний профессорско-преподавательского состава "с целью повышения качества образовательного процесса".

Дело не в оценках, а в качестве преподавания

Несмотря на свою принципиальную позицию по целому ряду вопросов, Фаткуллин называет себя "совсем мягким преподавателем". По его словам, "двойка" у его студента — "это ЧП".

— Я в принципе считаю, что дело не в оценках, а в качестве преподавания. Я вам гарантирую качественное преподавание, гарантирую, что честно буду отвечать на все вопросы, а оценка по предмету — не самое главное. Вас жизнь оценит, — подчеркивает профессор КФУ.

АНТИВОЕННОЕ ПИСЬМО И ПОСЛЕДУЮЩИЕ РЕПРЕССИИ

— Реакция была такая: "Власть перешла границы допустимого. Они занимаются самоубийством и ставят под удар страну", — вспоминает Наиль Фаткуллин 24 февраля, когда российская армия вторглась в Украину.

Через пару дней после начала войны Фаткуллин подписал открытое письмо ученых и научных журналистов с осуждением военных действий. "Нам горько сознавать, что наша страна вместе с другими республиками бывшего СССР, внесшая решающий вклад в победу над нацизмом, сейчас стала поджигателем новой войны на европейском континенте", — говорилось в обращении.

Власть перешла границы допустимого. Они занимаются самоубийством и ставят под удар страну.

9 мая профессор КФУ сам стал инициатором антивоенного обращения. По его словам, он "увидел чудовищные масштабы катастрофы".

— Речь идет о десятках тысяч убитых, искалеченных. О миллионах беженцев, это огромное горе. Молчать становилось совсем некрасиво, — заявляет профессор.

Фаткуллин разослал своим коллегам из КФУ открытое письмо, в котором потребовал "немедленно прекратить военные действия в Украине". Он подчеркнул, что считает "политику путинской России по отношению к Украине — преступной".

"Требую немедленно прекратить военные действия в Украине и вывести российские войска за пределы международных признанных границ Украины", — заявлял профессор КФУ.

— Трое-четверо коллег сразу ответили на письмо и сказали, что они поддерживают меня. Человек четыре-пять выразили свое негативное отношение и человек 10-15, которых я встречал на улице, пожимали руки.

То, что я настроен антипутински, — это очевидно. Студенты это знают.

Со студентами профессор КФУ содержание письма не обсуждал.

— То, что я настроен антипутински, — это очевидно. Студенты это знают, но всякие попытки беседовать со мной на политические темы я, как правило, прерываю, — отмечает Фаткуллин.

Фото: Павел Платов ("Вечерняя Казань")
Фото: Павел Платов ("Вечерняя Казань")

Реакция на его открытое письмо со стороны правоохранительных органов не заставила себя долго ждать. 16 мая исполняющий обязанности прокурора города Денис Хабибуллин вынес Фаткуллину "предостережение о недопустимости нарушения закона".

"Опубликование данного письма или рассылка его сотрудникам и студентам университета не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства и целям деятельности университета, определенным в его уставных документах", — говорилось в документе.

"Наблюдается рост социальной напряженности и активизации протестных движений, выступающих против проведения Вооруженными силами РФ специальной операции на территории Украины"

И.о прокурора Казани констатировал, что "на территории страны в целом и в Республике Татарстан в частности наблюдается рост социальной напряженности и активизации протестных движений, выступающих против проведения Вооруженными силами РФ специальной операции на территории Украины". По мнению Хабибуллина, открытое письмо Фаткуллина "может спровоцировать формирование негативного отношения к проводимой специальной военной операции и послужить толчком в активизации протестной активности среди сотрудников и студентов университета".

"В условиях современной социально-экономической напряженности и с учетом факта наличия протестной активности лиц, выступающих против проведения Вооруженными силами РФ специальной операции на территории Украины, рассылка писем подобного содержания может иметь вышеприведенные негативные последствия, в том числе потенциально способно спровоцировать организацию несанкционированных публичных мероприятий", — отмечалось в предостережении.

Еще через четыре дня — 20 мая — "звоночек" пришел из самого университета. Секретариат Ученого совета КФУ по электронной почте сообщил, что конкурсно-аттестационная комиссия не рекомендовала Наиля Фаткуллина на должность профессора кафедры физики и молекулярных систем. На вопрос преподавателя, что послужило причинами такого решения, в секретариате заявили: "По наукометрическим показателям вопросов не было. Замечания были в отношении политических высказываний: в смысле их недопустимости в этическом аспекте для работника образовательной сферы".

Ученый Совет счел мое поведение неэтичным для профессора Казанского университета

26 мая прошло заседание Ученого совета КФУ, на которым большинством голосов (38 против 28) было принято решение, что Наиль Фаткуллин не прошел конкурсный отбор на должность профессора кафедры физики и молекулярных систем.

— Ученый Совет счел мое поведение неэтичным для профессора Казанского университета. Документа нет, но слова такие были. Претензии были исключительно в связи с этим открытым письмом. Звучало это примерно так: неэтичные политические высказывания в адрес правительства или что-то в этом духе. Иначе говоря, претензий к науке в мой адрес нет, претензий к преподаванию нет, — констатирует профессор КФУ.

На заседании Ученого совета КФУ выступил и сам Фаткуллин. Он, по его словам, сказал, что не отказывается от своего письма и рассматривает его как изложение гражданской позиции.

Фаткуллин обратил внимание, что аттестационная комиссия открыла прецедент в новейшей истории университетской жизни Казани и всей России, став "пионерами" открытого преследовали за политические взгляды.

По его мнению, на Ученом Совете было сформулировано современное кредо: "Все профессора и преподаватели университета должны однозначно одобрять любое решение правительства, однозначно одобрять любой шаг президента, всячески выражать ему поддержку и восхищение. Если они этого не делают, они не имеют права работать в университете".

В пресс-службе КФУ "Idel.Реалии" не стали комментировать ситуацию с профессором вуза, сославшись на закон "О персональных данных".

Какие бы у вас ни были успехи, можно организовать так, что если за вас не проголосовал ученый совет, то все

— У нас — в отличие от, допустим, Германии — отсутствует институт постоянной позиции. В Германии, если вы получаете позицию профессора, то вы больше в принципе не переизбираетесь. Потом вы уходите на пенсию, и у вас будет пенсия — 70-80% от вашей основной ставки. Мне идет 68 год, и я планировал через пару лет полностью уйти на пенсию. У нас же была введена система, что вас пересматривают каждые пять лет. Какие бы у вас ни были успехи, можно организовать так, что если за вас не проголосовал ученый совет, то все, — констатирует Наиль Фаткуллин.

Профессор КФУ говорит, что не предполагал, чем может обернуться его антивоенное письмо, но не жалеет, что написал его: "Как физик-теоретик, понимая, что мир вероятностно устроен, я ничего не исключал, но все-таки думал, что университет так прямолинейно действовать не будет", — отмечает Фаткуллин.

Он подчеркивает, что решиться на такое письмо было несложно: "Тяжело было не написать раньше". По словам профессора КФУ, он "тщательно продумал" текст.

— В письме выражается неодобрение поведения правительства. Это еще, кажется, не запрещено, — иронизирует Наиль Фаткуллин.

Тяжело было не написать раньше

На вопрос, почему другие преподаватели КФУ с подобной позицией не выступают публично, Наиль Фаткуллин предполагает, что все дело в отсутствии постоянной ставки: "У нас через каждые пять лет вас могут не переизбрать, можно организовать вашу отставку. Люди боятся, потому что у нас нет permanent position (постоянной должности), нет института постоянной позиции".

— Если бы я был германским профессором, я бы сейчас ушел на пенсию, как и мои ровесники, дальше у них пенсия 70-80% от основного оклада. Если они хотят, они могут преподавать, но не могут быть руководителями. У меня сейчас пенсия 14 100 рублей. Начну новую жизнь российского пенсионера, — резюмирует Наиль Фаткуллин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG