Ссылки для упрощенного доступа

Казанский кинопродюсер призвал людей искусства объединиться


Казанский кинопродюсер Глеб Ладович
Казанский кинопродюсер Глеб Ладович

C 7 по 11 сентября в столице Татарстана прошел Казанский международный фестиваль мусульманского кино. В этом году на него прислали более 600 заявок из 44 стран мира. В конкурсную программу вошло 50 фильмов, среди которых жюри определило победителей, сообщили организаторы. Главный приз Казанского кинофестиваля ушел в Иран, его получила картина "Тихая слава". В этом году мероприятие прошло в условиях полной изоляции России от западного мира, что отразилось и на программе, и на атмосфере в залах. Известные кинорежиссеры призывали "не переживать, что пропало западное кино". Казанский кинопродюсер Глеб Ладо́вич рассказал "Idel.Реалии", о чем ему не дали сказать на фестивале.

Среди фильмов, показанных на Казанском кинофестивале вне конкурса, была работа режиссера Камилы Сильва "Иной взгляд" (Россия, Татарстан, Никарагуа). Картина рассказывает о московском фоторепортере Максиме Змееве, который остался без работы за освещение оппозиционных акций и событий на Донбассе. Фильм в Казани представил Глеб Ладович — 23-летний продюсер, выпускник Казанского государственного института культуры. Во время его выступления организатор остановила его, когда он начал говорить о войне с Украиной.

— Мы представляли свой дипломный фильм. Режиссера не было, она сейчас в Никарагуа. Фильм о московском фотохудожнике Максиме Змееве, который долгое время работал фоторепортером в Reuters. Из-за того, что он снимал различные оппозиционные акции — например, Петра Павленского, который устраивал перформансы, из-за его освещения событий на Донбассе, — его не аккредитовали на "прямую линию" с президентом, которую он очень часто снимал. И он понял, что в этой стране заниматься журналистикой очень трудно, особенно в Москве, где перекрывают кислород тем, кто хочет говорить о том, о чем сейчас нужно не просто говорить, а кричать. Он решил заниматься искусством. Мы представили о нем документальный фильм, в котором он сам принимал участие: давал интервью, показывал какие-то места в Москве, рассказывал о значимых событиях. На показе мы немного рассказали о замысле, как это должно было выглядеть, как мы снимали. Поскольку мы всей съемочной группой не поддерживаем "спецоперацию" в Украине, о чем я и заявил, ведущая вырвала у меня микрофон и сказала, что мне не надо на казанском мусульманском кинофестивале "говорить о таких темах". "У нас у каждого есть свое мнение, но давайте говорить о других вещах", — сказала она.

— Было продолжение или на этом мероприятие закончилось?

— Мы продолжили выступление. В этом плане мне понравилось, как эта ситуация разрешилась. Да, мне сказать о военной спецоперации до конца не дали, но мы продолжили говорить о фильме.

Когда ведущая начала нас провожать со сцены, я попросил микрофон, чтобы попрощаться с залом. Тогда я сказал всем спасибо, что пришли на показ, и попросил "задуматься над теми вещами, о которых нам нельзя здесь говорить". После чего мне поаплодировали, и мы вместе с оператором покинули сцену.

— Были какие-то последствия для вас после того, как вы высказали свое мнение?

— Что мне понравилось, к нам после показа подошли несколько человек и выразили благодарность. Они сказали, что мы "делаем все правильно", что "надо продолжать в том же духе". Мужчина сказал, что "мы очень смелые", и был удивлен, что наш фильм допустили на фестиваль. Если честно, мы сами тоже были удивлены. Но его показывали вне конкурса. Не в лоб, но фильм все же он оппозиционный. Там говорится о Павленском, показывается место в Москве, где убили Бориса Немцова. Подошла одна женщина и сказала, что "надо быть аккуратнее". Да, нам тоже страшно, но страшнее — ничего не делать. Могут дать штраф, могут даже арестовать, это страшно. Но надеюсь, у нас до худшего не дойдет.

Надеюсь, у нас до худшего не дойдет. У нас фильм о художнике, который не может найти свое место в этой стране, потому что у нас ограничена свобода. Я надеялся, что там будут журналисты, но у нас на показе их не было. Вообще, в этом году было организовано по-другому. На крупных показах были журналисты, было много шумихи. Я рад, что говорю сейчас с вами.

В 2013 году Петр Павленский провел акцию "Туша" в Санкт-Петербурге в знак протеста против политических репрессий и ужесточения законодательства — он обмотал себя колючей проволокой
В 2013 году Петр Павленский провел акцию "Туша" в Санкт-Петербурге в знак протеста против политических репрессий и ужесточения законодательства — он обмотал себя колючей проволокой

— Почему вам важно высказывать антивоенное мнение?

— Гибнут люди. Я заметил, что многие в нашей стране пытаются абстрагироваться, чтобы не сталкиваться с еще большим негативом. Я их понимаю, но как было бы здорово, если бы и украинцы могли, сидя в подвалах, абстрагироваться от бомб, падающих с российских самолетов? Они не могут — они погибают. Погибают и наши солдаты, срочники. Мне их жалко, и я не хочу от этого абстрагироваться. Мы можем это изменить. Чем больше людей просыпается, тем больше возможности что-то изменить.

— Вы живете Казани. Как вы думаете, в столице республики отношение к войне меняется? Если да, то как?

— Это очень хороший вопрос, я даже хотел сделать YouTube-проект, чтобы проследить это. Среди моих знакомых — в основном моего возраста — много тех, кто не поддерживает эту ситуацию. Но много и таких, которые считают, что НАТО бы напало, если бы не началась "спецоперация" — совершенно без фактов и аргументов. Я все-таки думаю, что большинство молодых и людей зрелого возраста не поддерживает, но не говорит об этом.

Максим Змеев
Максим Змеев

— Думаете, в Татарстане недостаточно информации о том, что происходит? Совсем не слышно людей искусства, которые выступают против войны. Почему?

— В Татарстане большинство работает на государственные деньги. Все киношники, с которыми я общался в нашей республике (знаменитые ребята), решительно против войны, но они против не выступают, потому что лишатся возможности снимать кино. А они хотят работать. У нас общество не такое продвинутое, как в Москве или Питере. Наши больше думают о сегодняшнем дне, что надо делать наше дело. Что тоже с какой-то стороны правильно. Я бы не стал работать с государственными деньгами. Но тех, кто с ними работает, я понимаю.

— Вернемся к фильму. Чья это была идея?

— Идея принадлежит режиссеру Камиле Сильва. Она дальтоник, это накладывает определенные трудности, когда она режиссирует. Нужно следить за картинкой, она иногда не понимает, какой цвет. Она спрашивала меня. Она хотела найти героя для нашего дипломного фильма — тоже человека искусства с дальтонизмом. В итоге был найден Максим Змеев — фоторепортер, фотохудожник. Сначала мы с ним несколько раз созвонились, затем отправились в Москву, много отсняли. В фильм не вошло даже половины, потому что мы старались сделать все максимально аккуратно. Видите, даже на Казанский кинофестиваль мы прошли, несмотря на оппозиционную тему. В итоге мы настолько увлеклись его видением мира, людей, что мы отошли от первоначального замысла, и это стал не фильм о человеке с дальтонизмом, который пытается найти себя в мире фотографии, искусства и журналистики. Это стал фильм о человеке, который пытается найти себя в стране, где мало позволяют говорить. Мы гордимся этим человеком и фильмом. Он сейчас уехал из страны, наверное, еще не успел его посмотреть.

Съемки фильма "Иной взгляд"
Съемки фильма "Иной взгляд"

— Планируете ли вы участвовать в других кинофестивалях с этим фильмом?

— Да, мы отправили свой фильм на российские кинофестивали, также в другие страны. Думаю, в Европе к нему будет больше внимания, там нам больше позволят сказать, все-таки там больше таких фестивалей. Наш фильм уже приняли на Лиссабонский кинофестиваль (Lisbon & Sintra Film Festival — с 9 по 20 ноября 2022 года) — по-моему, даже в двух категориях. Я хотел бы пожить в Москве, учиться и набраться опыта, но я очень люблю Татарстан, я хочу здесь жить и работать. Надеюсь, у нас это получится.

Нужно больше держаться друг за друга и понимать, что единство и понимание — максимально необходимые вещи. Я знаю, что вокруг много адекватных людей, которые не поддерживают происходящее, которые хотят лучшего для этой страны. Если мы все будем обсуждать это, не только сидя на кухне или на каких-то посиделках, если мы это будем заявлять, если мы, люди искусства, будем вдохновлять других и подталкивать их на смелые и решительные действия, по-настоящему достойные человеческие поступки... мы должны активизироваться, мы должны просыпаться. Сейчас настал тот час, тот день, тот период, когда спать нельзя. Нам надо максимально всем сплотиться. Если мы не будем сейчас этого делать, как бы нам ни было страшно, нам будет еще хуже в будущем. И вот это будет по-настоящему пугающим и чудовищным. Сейчас, пока у нас есть хоть какая-то возможность говорить, мы должны действовать и заниматься своим делом.

Россияне против войны с Украиной: Дина Сафина из Казани
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:24 0:00

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG