Ссылки для упрощенного доступа

"Свободы нет, но мы ещё что-то можем". Активисты из Чувашии — об итогах 2022 года


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Каким был 2022 год для чувашской оппозиции? О протестах, свободе слова, выборах и желаниях побеждать и бороться за будущее "Idel.Реалии" рассказали редактор газеты "Взятка" Эдуард Мочалов, активист из Цивильского района Чувашии Валерьян Викторов, блогер и в прошлом главный художник Чебоксар Юрий Пичугин.

"Если подводить итоги года, мы пришли к тотальной тирании"

В 2022 году редактора оппозиционной газеты "Взятка" Эдуарда Мочалова оштрафовали на 30 тыс рублей за "дискредитацию" армии (часть 1 статья 20.3.3 КоАП РФ). Поводом для привлечения журналиста к административной ответственности стало опубликованное в интернете видео с его участием, где он призывает "граждан не принимать участие в частичной мобилизации и специальной военной операции".

В марте 2022 года Мочалов снял плакат с цитатой президента России Владимира Путина о муниципальной реформе, который висел на фасаде здания редакции газеты "Взятка". Журналист объяснил свое решение тем, что слова президента расходятся с действиями, а война в Украине стала для него "последней каплей".

После объявленной Путиным "частичной" мобилизации Мочалов получил повестку в военкомат, где ограничились "уточнением данных".

— Если после нового года одному человеку опять стукнет в голову мобилизация, то меня точно призовут — и я однозначно никуда не пойду. Пусть посадят меня — я не боюсь. Куда мы катимся? Мне осталось жить лет 15 — не больше, и за что мне такое? Приходится проживать последние годы в такой тирании, — рассуждает Эдуард Мочалов.

Мочалов — уроженец Моргаушского района республики, где три года назад не утихали скандалы с передачей земли китайским инвесторам. Главным событием 2022 года оппозиционер называет муниципальную реформу, которая, на его взгляд, связана с иностранными инвесторами из Китая.

— Важным событием года для меня стала муниципальная реформа, — говорит чувашский активист. — Это то, что мы упустили, не смогли отстоять. Мы видели, как власть отделилась от народа. Сам народ не понимает и понимать, наверное, не хочет всех последствий. Чиновники станут больше воровать. Мы и без того в районах — всеми забытые люди, а когда теперь упразднили сельских депутатов, будет только хуже. Власть ещё больше спряталась от людей и ничего не хочет слышать. По сути, новая система позволит республиканским чиновникам принимать нужные им решения, не спрашивая при этом мнения населения. Если бы муниципальная реформа прошла три-четыре года назад, мы не смогли бы отстоять свои земли — и к нам полностью зашел бы Китай, развернув свои производства в деревнях республики.

Редактор газеты "Взятка" считает, что оппозиция в Чувашии есть, но "скрытая".

— Провластная оппозиция, которая как бы критикует власть, есть, — комментирует Мочалов. — В нашем парламенте были депутаты, которые выступили против внесения поправок в Конституцию Чувашии (депутат от ЛДПР Константин Степанов"Idel.Реалии"). Но я все равно не считаю этих людей оппозицией. Я знаю оппозицию в Чувашии во главе с активистом Семеном Кочкиным, который уехал из России. Я даже не знаю, кто ещё у нас оппозиция… Вообще это был "мёртвый" год. Как война началась, ничего не стало.

Эдуард Мочалов
Эдуард Мочалов

Некоторые активисты из Чувашии отправились воевать в Украину. Например, Юрий Шакеев пошел на войну сам — в качестве добровольца. Его решение Мочалов не разделяет. Кроме того, после после объявленной мобилизации повестку получил другой активист и уроженец Моргаушского района — Борис Оньков. Сейчас он находится в Херсонской области.

— Враги постарались. И таким активным, кто в горле костью поперёк, раздали повестки. У нас в районе власти постарались отправить неугодных на фронт. С Борисом Оньковым мы общаемся, но недавно удалось поссориться с ним по телефону. Борис не понимает, почему я не желаю ему победы. А он верит в победу, живет ей. Но я так уже не могу общаться, когда человек находится под влиянием. И говорю ему, побеждайте тогда уж, что сидеть там в лесу — давно бы пошли и забрали Херсон обратно, но не идут ведь. Так и не сошлись во взглядах, — отмечает Мочалов.

Подводя итоги 2022 года, оппозиционер рассуждает о том, как жить дальше.

— Если подводить итоги 2022 года, то мы пришли к тотальной тирании. Наша газета "Взятка" уже не может свободно писать статьи о коррупции. В 2022 году я выпустил газету лишь один раз, чтобы не закрыли наше издание. Как дальше жить в таком маразме? Порой такие мысли приходят. Праздника в душе подавно нет, но желание на Новый год загадаю. У всех нормальных людей оно может быть только одно. Почему у нас народ такой бестолковый? Как они, наши люди, могут желать плохого? Голова на плечах у них есть? Мне хочется спросить, как они понимают слово "родина". Вот наш активист Борис Оньков тоже ведь там сейчас находится. Я часто думаю, зачем он там, почему, да и сам он это объяснить не может. Послали и пошли — так получается. Люди, услышьте, так не должно быть, — подытожил Эдуард Мочалов.

"Не зря говорят, что выборов в России не осталось"

Валерьян Викторов — активист из Цивильского района Чувашии, выступавший против реализации бизнес-проектов во главе с китайскими инвесторами. В этом году он участвовал в муниципальных выборах в своем районе. До победы ему не хватило четырёх голосов — в таком случае он обогнал бы ключевого соперника от партии "Справедливая Россия". Это событие, пожалуй, и стало главным для оппозиционера в 2022 году.

— В выборах я участвовал при поддержке депутата Госсовета Чувашии от КПРФ Александра Андреева. Баллотировался тоже от коммунистов, но членом партии не являюсь. Явка на выборах была очень низкая — всего на участки пришло 23% избирателей. Не зря говорят, что выборов в России не осталось… Если честно, я удивился, что меня вообще допустили. Я, кстати, боролся не против "Единой России" — на выборах победил мой соперник от партии "Справедливая Россия". По сути, я боролся с теми, кто раньше меня поддерживал, но времена меняются. Когда-нибудь они изменятся и для нас, — говорит Викторов.

Он отмечает, что несмотря на открытость и оппозиционность его лозунгов, победить ему было трудно.

— Весь административный ресурс был против меня. Кандидата от "Справедливой России" поддержал на уровне депутата Госдумы Анатолий Аксаков. Думаю, махинации были на досрочном голосовании — присылали, видимо, тех, кто голосовал за нужного кандидата. Но и сам я тоже не смог в полной мере вызвать доверие у избирателей. Пытался акцентировать свою кампанию на честности и открытости перед избирателями, но люди уже не верят — и просто не пришли на выборы, — считает Валерьян Викторов.

Валерьян Викторов
Валерьян Викторов

Он считает, что причиной недоверия людей к власти стала "китайская история".

— Народу позволили выпустить пар, сказать, что они думают — и на этом все, — рассказывает Викторов. — Слушания прошли во многих деревнях — и якобы все там решили выделить земли под постройку агропарка. Административный ресурс в конце концов взял своё. Власти опровергают связь с инвесторами из Поднебесной, но я уверен, что это китайский проект. А кто ещё остался в инвесторах у России, который готов давать такие крупные деньги? Люди, единицы правда, не боятся выступать против. Активистов просят смириться и перестать писать жалобы в прокуратуру, но мы не готовы молчать. Я считаю, что в Чувашии осталась оппозиция: частями, кусками, но она есть. Вот даже депутат от эсеров Игорь Моляков выступает против своих же (депутат Госсовета Чувашии, выступивший с критикой проекта бюджета"Idel.Реалии"), за границей Семен Кочкин, но его поддержка в регионе ощутима. В целом перспективы не радужные: глава Чувашии с недавнего времени может занимать свой пост неограниченное количество сроков. Год удивительный: свободы нет, но мы ещё что-то можем…

"Мы будем бороться"

Юрий Пичугин — в прошлом главный художник Чебоксар, активист. В 2022 году его оштрафовали на 40 тысяч рублей за комментарии в соцсетях, в которых полиция нашла признаки "дискредитации" армии. Активист отмечает, что суд прошел без него, поскольку в тот день он с высоким давлением попал в больницу. Пичугин обжаловал решение в Верховный суд Чувашии.

Юрий Пичугин
Юрий Пичугин

— Ритм сердца нарушен, но я не чувствую никакой боли. Меня может порадовать только новость, что завтра выпишут домой, — рассказывает Пичугин. — Говоря о политической обстановке в республике, об оппозиции, я могу сказать, что в целом нас практически не осталось. Но мы будем бороться. Кто думает иначе, чем власть, либо уже уехали, либо, как я, попадают в больницу, потому что все невозможно выдержать. Признаться, настроение не праздничное… Чему можно радоваться? Как меня — не последнего в городе человека, в прошлом главного художника города — среди белого дня вывозят в полицию для составления протокола и на следующий день уже требуют явиться в суд.

Пичугин считает, что оппозиция в регионе все-таки осталась, надежда у него еще есть.

— Вы знаете, я думаю, что оппозиция осталась, но она перешла в неформальный режим работы. Многие в соцсетях, в Telegram-каналах продолжают рассказывать правду о Чувашии. На мой взгляд, самым ярким событием для республики стал бунт чувашей в Ульяновской области — ситуация наглядно всем показала, какой у нас глава региона. То, что чуваши восстали, показали, что они не боятся, даёт надежду, —резюмировал Юрий Пичугин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG