Рассмотрение апелляционных жалоб экс-координатора бывшего уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, ее защитников, а также апелляционного представления прокуратуры на приговор пройдет в Верховном суде Башкортостана в закрытом режиме. Об этом "Idel.Реалии" сообщил адвокат активистки Сергей Макаренко.
— Секретарь судебного заседания сообщил мне, что судом вынесено определение о слушании дела в закрытом режиме. Прессу пустят в зал только на оглашение решения. Причины такого решения сотрудник суда мне не назвал. Я считаю это незаконным — закрывать процесс нет никаких правовых оснований, — сказал Макаренко.
Рассмотрение апелляции Чанышевой и ее защиты назначено на 16 октября. Дело, по словам адвоката, будет рассматривать коллегия ВС из трех судей.
Макаренко также предположил, что Лилия Чанышева, "скорее всего, не будет доставлена в Уфу на судебное заседание", а процесс пройдет по видеоконференцсвязи. Он добавил, что сама Чанышева заявляла ходатайство о личном участии в заседании.
9 октября Лилия Чанышева внезапно была переведена из уфимского СИЗО-1, где она содержалась последние восемь месяцев, в СИЗО-5 города Дюртюли, в 120 км от Уфы. Причины такого перевода до сих пор остаются неясными.
"В воскресенье [8 октября] вечером мне сказали, что утром 9 октября я покидаю уфимское СИЗО, но куда не сказали. Узнала только утром, часов в 8, уже за полчаса до отъезда. Причины, конечно, никто не объяснял. Все отвечают: "Я человек маленький, ничего не знаю, и зачем это нужно, тоже не понимаю". Насколько я поняла, это такая практика, так как мне рассказали, что одну девушку тоже так на апелляцию из уфимского СИЗО увозили в Дюртюли, хотя она сама из Уфы и суд был в Уфе", — написала Чанышева в письме экс-волонтерке бывшего уфимского штаба Навального Ольге Комлевой.
Чанышева также сообщила, что переезд, в целом, "был не тяжелым — два часа на автозаке". "Основная проблема — что у меня слишком много вещей — тяжело их таскать и долго их досматривают", — написала активистка.
"У меня в целом всё в порядке. Только теперь морока мужу и родителям со свиданиями. Родители на 14 октября записывались, а теперь не получится. Тем более сейчас дело находится в Верховном суде [РБ] и теперь разрешение на звонки и свидания надо получать там. Еще пока не получили ни того, ни другого. Так что я пока без звонков и свиданий", — подытожила Чанышева.
В письме еще одному экс-волонтеру бывшего уфимского штаба Навального Альберту Гаскарову активистка написала, что "отопление в камерах включили 11 октября, но горячей воды нет".
"С телевизором беда — у меня нет права самой переключать каналы, а, значит, не могу следить за временем. Обычно [в СИЗО Уфы] я включала "Россию 24", а там есть время и хоть какие-то новости, федеральные и республиканские. А теперь тут кто-то невидимый централизованной переключает каналы: МузТВ, СТС, 5 канал, RenTV, где почти нет новостей… Поэтому читаю книги — притащила штук 30 из уфимского СИЗО", — написала активистка Гаскарову.
Также в письме Комлевой Чанышева сообщила: "Есть предположение, что перед отправкой в лагерь меня снова вернут в уфимское СИЗО, так как сказали, что обычно в лагерь все уезжают через уфимское СИЗО".
Адвокат Рамиль Гизатуллин, посетивший Чанышеву в дюртюлинском СИЗО в пятницу, рассказал, что активистка "чувствует себя хорошо". Он добавил, что, по словам Чанышевой, она была удивлена тем, что в СИЗО работают оба сервиса по доставке писем заключенным, и "Зона-Телеком", и "ФСИН-Письмо".
— Почему Чанышеву перевели в Дюртюли накануне апелляции, остается непонятным. Версий много, но никаких правовых оснований для этого я не вижу; неправовых же может быть сколько угодно, — отметил Гизатуллин.
Адвокат Сергей Макаренко добавил, что перевод в Дюртюли Чанышевой незаконен, поскольку он "нарушает вынесенный Кировским райсудом Уфы приговор, где сказано, что до апелляции Чанышева должна содержаться в СИЗО-1 Уфы".
Рамиль Гизатуллин также сообщил, что к настоящему времени в Верховный суд РБ поступило уже более 50 "Общественных характеристик" на Лилию Чанышеву, подписанных сочувствующими активистке людьми, в том числе, нобелевским лауреатом Дмитрием Муратовым. В характеристиках, которые должны быть исследованы судом, сторонники Чанышевой подробно пишут об общественно-политической деятельности активистки, заявляют, что это "характеризует Чанышеву исключительно с положительной стороны" и просят суд "принять [характеристики] во внимание".
Защита затруднилась сказать, сколько судебных заседаний может пройти в ходе процесса.
Муж Лилии Чанышевой Алмаз Гатин заявил "Idel.Реалии", что по-прежнему надеется на то, что его супруга в ближайшее время выйдет на свободу.
— Надежда всегда есть — это мощнейший источник, придающий нам всем силы верить в лучшее будущее. А Лилия ни в чем не виновна. Из неё сделали врага, а она — прекрасный человек, прекрасная женщина. Вся ее деятельность была законной, она хотела сделать жизнь людей у нас в республике лучше, — сказал Гатин.
— Настрой защиты Лилии Чанышевой прежний — доказывать суду ее полную, абсолютную невиновность. Остальное будет на совести судей, — сказал адвокат Сергей Макаренко.
14 июня 2023 года Кировский райсуд Уфы признал Лилию Чанышеву виновной по ч. 3 ст. 282.1 УК РФ ("Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения"), ч. 1 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ч. 3 ст. 239 УК РФ ("Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан").
По ч. 1 ст. 280 УК РФ Чанышеву приговорили к трем годам колонии, но освободили от отбывания наказания за истечением срока давности. По ч.3 ст. 239 УК РФ активистку приговорили к штрафу в размере 100 тысяч рублей, но также освободили от отбывания наказания за истечением срока давности. По ч. 3 ст. 282.1 УК Лилию Чанышеву приговорили к семи с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 400 тысяч рублей и с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов в сети интернет, а также связанной с организацией и проведением массовых мероприятий, участием в них и посещением мест их проведения на срок в семь лет.
Ещё одного обвиняемого — активиста Рустема Мулюкова — суд признал виновным по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ ("Участие в экстремистском сообществе") и приговорил его к двум с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с организацией и проведением массовых мероприятий, участием в них и посещением мест их проведения на срок в два года.
Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО №6, где во время предварительного следствия провела 453 дня. Позднее активистку доставили в уфимское СИЗО.
По словам мужа Чанышевой — Алмаза Гатина, на момент ареста активистка уже не работала в структурах Навального. После ареста следователи начали оказывать давление как на саму Чанышеву, так и на ее защиту. От дела отстранили четверых адвокатов (Марию Эйсмонт, Владимира Воронина, а также Андрея Сергеева и Никоса Параскевова). Адвокат Воронин рассказывал, что сотрудник Центра по борьбе с экстремизмом (Центра "Э") угрожал арестованной, обещая ей, что она "выйдет на свободу только к 2030 году".
Чанышеву — как и некоторых других бывших координаторов Штабов Навального и соратников оппозиционера — арестовали после того, как связанные с Навальным организации признали "экстремистскими" и запретили их деятельность в России.
До того как возглавить Штаб в Уфе, Чанышева уже получила широкую известность в регионе: она выпускала расследования о коррупции, поддерживала протесты против разработки шихана Куштау (позже этому району официально присвоили статус особо охраняемой природной территории регионального значения). Местные власти не допустили ее к выборам в горсовет Уфы.
Судебный процесс по делу Чанышевой и Мулюкова стартовал в Кировском райсуде Уфы 1 марта. Судья Азамат Бикчурин по ходатайству гособвинения объявил процесс закрытым: на заседаниях не могли присутствовать ни родственники, ни журналисты.
В декабре 2021 года Правозащитный центр "Мемориал" признал Чанышеву политзаключенной. В январе 2022 года Европейский Союз призвал немедленно освободить активистку. Накануне приговора — 13 июня — Евросоюз вновь призвал власти России "немедленно и безо всяких условий" освободить Чанышеву.
Своей вины Лилия Чанышева и Рустем Мулюков не признают.
Приговор в законную силу пока не вступил.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.