Ссылки для упрощенного доступа

"Женские зоны — это вообще другая вселенная". "Пермь 36,6" опубликовал фильм о женских колониях в Пермском крае


ИК-28. Город Березники
ИК-28. Город Березники

В фильме рассказывается в том числе о колонии в Березниках, где будет отбывать наказание Лилия Чанышева.

Проект "Пермь 36,6" опубликовал фильм "Женская колония изнутри. Рабский труд, роды под конвоем и дружба". В нем рассказывается о женских исправительных колониях в Пермском крае, в том числе об ИК-28 в городе Березники, куда сейчас этапируют для отбывания наказания экс-координаторку бывшего уфимского Штаба Навального Лилию Чанышеву.

Ситуацию в колониях комментируют глава фонда "Русь сидящая" Ольга Романова и несколько бывших заключенных-женщин, отбывавших там наказание, в том числе — участница группы Pussy Riot Мария Алехина, содержавшаяся там в 2012-2013 годах.

— Наверное, я была первым человеком из Москвы, которого туда привезли, — рассказывает Алехина. — Обычно людей туда так далеко — именно в эту колонию — не привозили. "Медвежонок" — Дмитрий Анатольевич Медведев — отменил строгий режим для женщин, я после спрашивала сотрудников, которые работают там долго: "Вы почувствовали вообще, что вот была колония строгого режима, а стала общего режима?" Они отвечали, что по большому счёту, кроме количества звонков, на внутренней жизни это никак не отразилось.

Ольга Романова отметила, что зона "не очень хорошо климатически расположена", поскольку находится в "суровом уральском климате". По ее словам, "женские зоны — это вообще другая вселенная, там всё по-другому".

— Там другой порядок вещей. Там нет "понятий", и это, как ни странно, плохо. Там каждый за себя, — говорит Романова.

— Кастовой системы, как в мужских зонах, в женских колониях не существует, — говорит социолог, редактор издания OpenDemocracy Татьяна Дворникова. — Но есть очень важная вещь, связанная с социальными ролями и статусом. Ценятся женщины, которые умеют прекрасно шить, у которых есть поддержка с воли, которые могут за себя постоять.

Дворникова также констатирует, что женщин, которые отказываются шить, отправляют в штрафной изолятор (ШИЗО).

Ольга Романова добавляет, что почти все женщины-заключенные в колониях "стараются сотрудничать с администрацией, поскольку так легче выжить".

— Насилие там есть: и сексуальное, и бытовое, и заключенных по отношению друг к другу, и — чаще всего — сотрудников колонии по отношению к женщинам, — отмечает правозащитница.

В фильме также отмечается, что основная доля жалоб заключенных — как в женских, так и в мужских колониях — касается "безобразного медицинского обслуживания, вернее, почти полного его отсутствия".

— Женское здоровье — это отдельная тема, потому что здесь есть разные вещи, связанные с определёнными инфекциями, — говорит Татьяна Дворникова. — Женский организм часто теряет иммунитет в сложных условиях, поскольку гораздо более, чем мужской, к этим инфекциям предрасположен. Бывают проблемы с суставами, потому что очень часто в колонии, например, нет горячей воды — и женщины вынуждены постоянно трудиться на "швейке", а потом мыться холодной водой или мыть руки холодной водой, использовать эту холодную воду в технических целях для уборки. И очень часто многие страдают там артритами, артрозом. Глобальная проблема — это, естественно, стоматология, потому что опять же никаких адекватных стоматологов нет. И чтобы выехать на исследование, на МРТ, нужно добиваться этого очень долго.

Огромные проблемы, по словам спикеров, ждут женщин-заключенных, которые рожают в колонии детей.

— Рассказывали девочки: тебя садят в автозак, везут со схватками в роддом, под конвоем, — говорит бывшая заключенная пермской ИК-32 Любовь. — Ты рожаешь, конвой за дверью. Ты родила, через два часа тебя обратно в автозак, если всё нормально, если у тебя нет никаких осложнений. Ребенка забирают либо родители, либо его отдают в "Дом малютки" — естественно, родительских прав тебя не лишают. Ты освобождаешься и забираешь ребёнка.

Мария Алехина отдельно отмечает, что в колонии в Березниках "бичом" был туберкулез.

— Когда я там находилась, на территории колонии была туберкулезная больница, — говорит Алехина. — Для понимания: огромное количество женщин находится в местах лишения свободы по статьям УК, связанным с наркотиками. У примерно половины таких осужденных имеется ВИЧ, они должны принимать терапию. Дичайшая проблема — перебои с поставками этой терапии. Она не приходит, иммунитет начинает падать; вероятность заболеть туберкулезом увеличивается в разы.

Бывшая заключенная Галина рассказывает, что на швейной фабрике они работали вместе с теми женщинами, у которых "была скрытая форма туберкулеза": "Отряды были разделены на "здоровые" и "нездоровые". Но когда мы выходили на фабрику, там были девочки, которых только-только пролечили от туберкулеза".

Мария Алехина также рассказывает, что большинство заключенных в колонии работает на швейной фабрике в две смены, причем "первая смена выходит на работу в 6:20 утра".

— Зарплата осужденного чаще всего составляет 100-200 рублей в месяц за шесть дней в неделю ежемесячно, плюс четыре часа бесплатного труда в воскресенье, — замечает Алехина.

В фильме отмечается, что сейчас одним из основных заказчиков продукции ФСИН являются силовые ведомства, в том числе Министерство обороны, из-за "колоссальных" заказов которого заключенным "приходится сутками жить на производстве".

— Что может сделать каждый — это написать письмо заключенным, — говорит в конце фильма Мария Алехина. — И они [письма] действительно очень-очень там помогают. Поддержка через письма и, кстати, открытки разноцветные — это вообще супер очень помогает. А если мы говорим про родственников и ближайших товарищей, то [найти] кого-то из местных, кто за деньги будет носить передачи в колонию. С 2009 года лимиты на передачи в колонии для женщин сняты, можно носить хоть каждый день.

Лилию Чанышеву этапировали из уфимского СИЗО-1 в Березники 17 ноября. Как сообщил "Idel.Реалии" муж активистки Алмаз Гатин, он получил от супруги первое письмо с этапа, направленное 19 ноября из СИЗО-3 в Челябинске.

— Супруга пишет, что её привезли в Челябинск 18 ноября, — рассказал Гатин. — Там её почему-то заселили в мужской корпус, в камеру без горячей воды, холодильника и телевизора. Камера, по её словам, очень холодная, ей пришлось надеть на себя всю имеющуюся одежду. Вдобавок камера оказалась с мышами — супруге пришлось обратиться к администрации, чтобы заделали дыры.

Алмаз Гатин добавил, что вчера его жену должны были отправить по этапу в Екатеринбург, оттуда — в Пермь и далее — в Березники. Сам Гатин, по его словам, собирается поехать туда сразу, как супругу доставят в ИК-28.

  • В июне судья Азамат Бикчурин признал Лилию Чанышеву виновной по ч. 3 ст. 282.1 УК РФ ("Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения"), ч. 1 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ч. 3 ст. 239 УК РФ ("Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан").
  • По ч. 1 ст. 280 УК РФ Чанышеву приговорили к трем годам колонии, но освободили от отбывания наказания за истечением срока давности. По ч.3 ст. 239 УК РФ активистку приговорили к штрафу в размере 100 тысяч рублей, но также освободили от отбывания наказания за истечением срока давности. По ч. 3 ст. 282.1 УК Чанышеву приговорили к семи с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 400 тысяч рублей и с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов в сети интернет, а также связанной с организацией и проведением массовых мероприятий, участием в них и посещением мест их проведения на срок в семь лет.
  • 7 ноября Верховный суд Башкортостана оставил в силе приговор Чанышевой. В то же время суд добавил активистке два отягчающих обстоятельства — совершение преступления группой лиц и по мотивам политической вражды.
  • Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО №6, где во время предварительного следствия провела 453 дня. Позднее активистку доставили в уфимское СИЗО-1.
  • Чанышеву — как и некоторых других бывших координаторов и соратников оппозиционера — арестовали после того, как связанные с Навальным организации признали "экстремистскими" и запретили их деятельность в России.
  • В январе прошлого года Европейский Союз призвал немедленно освободить активистку. Накануне приговора — 13 июня — Евросоюз вновь призвал власти России "немедленно и безо всяких условий" освободить Чанышеву.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG