Ссылки для упрощенного доступа

"Чрезмерно мягкий приговор". По требованию Генпрокуратуры Лилию Чанышеву ожидает новый судебный процесс


Лилия Чанышева в суде. Архивное фото
Лилия Чанышева в суде. Архивное фото

В понедельник, 4 марта, Шестой кассационный суд в Самаре удовлетворил требование Генпрокуратуры РФ и направил уголовное дело экс-координатора бывшего уфимского Штаба Навального Лилии Чанышевой и активиста Рустема Мулюкова на новое апелляционное рассмотрение в Верховный суд Башкортостана. Просьбы Чанышевой, Мулюкова и их адвокатов об отмене обвинительного приговора и их оправдании суд отклонил. Тем временем сама активистка, отбывающая сейчас наказание в колонии №28 в Березниках Пермского края, в письмах друзьям и сторонникам рассказывает об условиях содержания.

ПРОКУРАТУРА: "ЧАНЫШЕВА ПРОВОЦИРОВАЛА И ПОДСТРЕКАЛА УФИМЦЕВ"

Заседание Шестого кассационного суда прошло накануне в открытом режиме. Лилия Чанышева и Рустем Мулюков участвовали в нем по видеоконференцсвязи из мест заключения, защитники Чанышевой — из здания Советского районного суда Уфы.

Перед началом заседания Чанышева рассказала, что в последние недели была на двух свиданиях с мужем, а также попросила всех поддерживать фигурантов "Баймакского дела". "Держитесь и поддерживайте пострадавших тоже, потому что так быть не должно", — сказала Чанышева.

Она также поздравила всех соотечественниц с наступающим праздником 8 марта. "Здоровья, любви, счастья! И [желаю], чтобы ваши права женщин не нарушались!" — пожелала активистка.

По сообщениям СМИ, представительница прокуратуры, выступая в суде, заявила, что Чанышева "провоцировала и подстрекала уфимцев" к протестам. Присутствовавшие на процессе слушатели рассказали, что Лилия Чанышева, Рустем Мулюков и их адвокаты поддержали свои кассационные жалобы. В частности, Чанышева просила отменить приговор Кировского районного суда Уфы и апелляционное определение Верховного суда Башкортостана и оправдать её по всем предъявленным ей обвинениям.

Активист Рустем Мулюков просил оправдать его либо освободить от отбывания наказания в связи с тяжелым заболеванием.

После короткого перерыва суд объявил, что удовлетворяет требование Генпрокуратуры — отменяет апелляционное определение Верховного суда Башкортостана от 7 ноября 2023 года и возвращает дело в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда. Суд распорядился избрать меру пресечения Чанышевой и Мулюкову в виде содержания под стражей на два месяца — до 4 мая 2024 года.

Защита Чанышевой в комментариях журналистам не стала говорить о возможности обжалования решения суда.

Адвокат Сергей Макаренко предположил, что на время ареста Лилия Чанышева будет, скорее всего, содержаться в одном из пермских СИЗО. Вместе с тем защитник не исключил возможности этапирования активистки в Уфу на время нового апелляционного рассмотрения.

Отметим, что прокуратура ранее просила ужесточить приговор Лилии Чанышевой до 10 лет колонии, однако Верховный суд Башкортостана отказал в этом.

АДВОКАТ: "КАССАЦИЯ ПО ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ДЕЛ ПОДОБНА КОТУ В МЕШКЕ"

Напомним, ещё 20 ноября 2023 года Генпрокуратура РФ направила в Шестой кассационный суд общей юрисдикции представление, в котором потребовала вернуть уголовное дело Чанышевой на новое апелляционное рассмотрение в Верховный суд Башкортостана, но "в ином составе суда". По мнению надзорного ведомства, вынесенный Лилии Чанышевой приговор — "чрезмерно мягкий".

В обосновании своего требования Генпрокуратура указала, что Чанышева "выполнила значительный объем действий, направленных на активную пропаганду среди граждан деструктивных экстремистских настроений в целях подрыва авторитета государственной власти".

В частности, по мнению ведомства, "в результате экстремистской деятельности осужденной, то есть в связи с прямым подстрекательством с её стороны в январе и апреле 2021 года свыше 4,5 тыс. человек в Уфе приняли участие в незаконных публичных мероприятиях протестного характера, за что 240 из них были привлечены к административной ответственности". На этом основании Генпрокуратура заявила, что "роль осужденной в провокации и подстрекательстве населения являлась максимально активной".

Вслед за этим прокуратура подчеркнула, что "реализовавшиеся в Республике Башкортостан призывы явились составляющей частью приведения в исполнение единого преступного замысла всего экстремистского сообщества, действующего в масштабах страны".

В ведомстве также заявили, что приведенные в приговоре смягчающие наказание обстоятельства, в том числе деятельность Чанышевой по защите экологии и её обращения в антимонопольную службу [по поводу незаконных закупок за счет бюджета пиксельных елок], "не свидетельствуют о существенном снижении общественной опасности содеянного и личности виновной".

Кассационное представление подписал заместитель Генпрокурора РФ Игорь Ткачев.

Лилия Чанышева и её адвокаты подали свои кассационные жалобы на приговор Кировского райсуда Уфы и апелляционное определение Верховного суда Башкортостана. В них сказано, что вынесенные по делу судебные вердикты — незаконные, необоснованные и подлежат отмене. Чанышева также отметила, что считает вердикты политически мотивированными, поскольку ими признана экстремистской и преступной её "законная и мирная политическая деятельность".

В жалобах также подчеркивалось, что вина Чанышевой никак не подтверждается имеющимися в деле материалами. Отмечалось, что активистка добровольно прекратила деятельность в Штабе Навального в Уфе еще в апреле 2021 года — до признания Штабов Навального "экстремистской" организацией решением Мосгорсуда.

Свою кассационную жалобу подал и активист Рустем Мулюков, который сейчас отбывает наказание в колонии №29 в Перми. В начале февраля 2024 года Пермский краевой суд вслед за башкортостанскими судами отказался освободить тяжелобольного активиста от отбывания наказания.

Незадолго до судебного заседания адвокат Чанышевой Рамиль Гизатуллин в своем Telegram-канале отметил, что "на снижение срока и штрафа для осужденных надеяться на приходится".

— Кассация по данной категории дел подобна коту в мешке, но стоит знать возможные судебные решения. По жалобам осужденных будет отказ, ведь мы просим об оправдании. По представлению прокурора тоже может быть отказ, но может быть увеличение срока или штрафа, а, может быть, — и того, и другого, — написал адвокат.

"ТУТ ПО СРАВНЕНИЮ С СИЗО УСЛОВИЯ ЛУЧШЕ, А РЕЖИМ СТРОЖЕ"

С 4 декабря 2023 года Лилия Чанышева отбывает наказание в женской исправительной колонии №28 в Березниках Пермского края. Шестого февраля она отметила свой день рождения — уже в третий раз за решеткой.

"Третий год Чанышева Лилия в неволе, вдалеке от семьи. Это очень тяжело для родных и близких. Мы создали семью, чтобы жить счастливо на своей земле, стать родителями, воспитывать детей в любви. За эти годы — а с 9 ноября 2021 года сегодня 819 день, как моя невиновная супруга в тюрьме, — пока ношу передачи, хожу на свидания в Москве, в Уфе и сейчас здесь, в Березниках. Я вижу сотни глаз женщин — матерей, которые приходят и [остаются] рядом со своими детьми, поддерживают [их] и остаются сильными. Как же тяжело и больно женщинам, матерям в нашей стране… Чем темнее ночь — тем ближе рассвет. И солнце взойдет. Обязательно", — цитирует издание SOTAvision письмо мужа активистки Алмаза Гатина, которое он написал ко дню рождения своей супруги.

Переписка с Лилией Чанышевой в настоящее время затруднена из-за того, что в колонии нет принтера для распечатки электронных писем, направляемых посредством сервисов "ЗонаТелеком" и "ФСИН-Письмо". Письма, которые пишут по электронной почте родственники осужденных, сперва направляют в операционный центр "Почты России" в Тульскую область, где их распечатывают, закладывают в бумажные конверты и обычной почтой направляют в колонию. Таким образом, письма могут идти и две, и три, и даже четыре недели.

Сама Чанышева в письмах своим сторонникам писала, что "сервиса электронных писем в колонии нет, так как с ним поток писем увеличивается, а на цензора предусмотрена только одна ставка".

— При этом нам говорят — ну, у нас же есть телефонные звонки. Но с ними тоже не всё гладко, так как здесь продвигается коллективная ответственность: если в отряде за неделю у кого-то или у нескольких людей возникают нарушения, и их за неделю накапливается много, то еженедельных звонков лишают весь отряд. Сами телефоны у нас висят в общежитии, где живет отряд, но включает их и выключает начальник отряда по своему усмотрению, — писала Чанышева 14 января 2024 года.

В другом письме Чанышева написала, что с Нового года она начала получать две газеты — "Коммерсант" и "Собеседник".

"В "Коммерсанте" прочитала про суд Алсынова, про протесты и отключения интернета. Умеет Хабиров переворачивать всё с ног на голову, учителя у него "хорошие" на федеральном уровне. Но я думаю, что Алсынов с такой поддержкой всё выдержит, станет только сильнее, в отличие от самого Хабирова", — отмечала активистка.

В том же письме она посетовала на недостаток времени для того, чтобы ответить на все присылаемые ей письма:

— Тут остается совсем мало личного времени, так как постоянно приходится выполнять какие-то обязанности — или официальные (ходить в ПТУ, на работу, на хозработы, чтобы убирать снег — ведь у колонии нет для этого трактора, на прием пищи, на построения для проверки и т.п.), или общественные (уборка внутри общежития, внутреннего дворика возле подъезда общежития). В результате, если мне в неделю пришло 20-30 писем, то физически успеваю ответить на 2-3 письма и написать пару коротких открыток, — написала Чанышева.

В письме екатеринбургскому активисту, политэмигранту Ивану Любимову Чанышева рассказала о режиме в колонии:

"Тут по сравнению с СИЗО в чем-то режим строже, а в чем-то легче. Вернее, так: условия лучше, а режим строже — за любой "чих" требуют объяснительную и составляют рапорта. И еще администрация колонии продвигает коллективную ответственность, поскольку каждый месяц отряды соревнуются в конкурсе на лучший отряд. Активное участие в конкурсах и самодеятельности добавляют отряду баллы, а рапорта — минусуют баллы. Отряд, который набрал меньше всего баллов, последним идет отовариваться в магазин или даже может лишиться звонков с родными".

В письме Любимову Лилия Чанышева также сообщила, что если ей не приходится ходить на "тяжелые хозработы (уборку снега, перенос на руках строительного мусора от ремонта)", то она чувствует себя "в порядке". "Если физическая нагрузка увеличивается, то начинает болеть опорно-двигательный аппарат", — добавила активистка. Она также отметила, что при её плоскостопии полный рабочий день на швейной фабрике является для неё "пыткой", уточнив, что работа на фабрике "стоячая".

Активистка в том письме также рассказала, что "медицина тут [в колонии] оставляет желать лучшего".

"Есть только фельдшер, зубной врач и две-три медсестры, которые выдают лекарства по предписанию фельдшера. То есть тут нет терапевта и даже гинеколога — и это всё на 600 женщин! На обследование людей отправляют в Пермь в областную больницу — туда ехать этапом через СИЗО в Соликамске на поезде около двух дней, через Екатеринбург, со всеми вещами…", — написала Лилия Чанышева.

22 февраля активистку в колонии посетил ее адвокат Рамиль Гизатуллин. Защитник позднее написал в своем Telegram-канале, что она "очень интересуется башкирскими событиями" — в частности, делом Фаиля Алсынова.

"Лилия очень переживает за судьбу Рустема Мулюкова; от меня она узнала, что его перевели в ИК-29 Перми, и про отказ Пермского краевого суда освободить его от наказания", — добавил адвокат.

"НАВАЛЬНЫЙ БЫЛ ДЛЯ НЕЁ "ОБРАЗЦОМ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА"

"О смерти Алексея Навального она уже знала; было видно, что она тяжело переживает его смерть. С ее слов, он был для нее образцом свободного человека. Я рассказал ей, что вечером 16 февраля посетил в Уфе памятник жертвам политических репрессий и увидел там много людей", — написал Гизатуллин.

"Цензура не позволяет мне сказать все, что я думаю по поводу смерти Алексея Навального. Соболезную близким и родителям. Скорблю", — такая запись появилась в Telegram-канале "Лилия Чанышева" 21 февраля.

  • 14 июня 2023 года судья Кировского райсуда Уфы Азамат Бикчурин признал Лилию Чанышеву виновной по ч. 3 ст. 282.1 УК РФ ("Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения"), ч. 1 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ч. 3 ст. 239 УК РФ ("Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан"). Процесс проходил в закрытом режиме.
  • По ч. 1 ст. 280 УК РФ Чанышеву приговорили к трем годам колонии, но освободили от отбывания наказания за истечением срока давности. По ч.3 ст. 239 УК РФ активистку приговорили к штрафу в размере 100 тысяч рублей, но также освободили от отбывания наказания за истечением срока давности. По ч. 3 ст. 282.1 УК Чанышеву приговорили к семи с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 400 тысяч рублей.
  • Накануне приговора Евросоюз призвал власти России "немедленно и безо всяких условий" освободить Чанышеву.
  • Второго обвиняемого — Рустема Мулюкова — суд признал виновным по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ ("Участие в экстремистском сообществе") и приговорил его к двум с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима.
  • 7 ноября 2023 года Верховный суд Башкортостана оставил в силе приговор Лилии Чанышевой и Рустему Мулюкову. В то же время суд добавил в текст приговора Чанышевой два отягчающих обстоятельства — совершение преступления группой лиц и по мотивам политической вражды. Процесс вновь проходил в закрытом режиме.
  • Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО №6, где во время предварительного следствия провела 453 дня. Позднее активистку доставили в уфимское СИЗО-1. Рустем Мулюков до вступления приговора в законную силу находился под домашним арестом.
  • Чанышеву — как и некоторых других бывших координаторов и соратников Алексея Навального — арестовали после того, как связанные с Навальным организации признали "экстремистскими" и запретили их деятельность в России.
  • Своей вины Лилия Чанышева и Рустем Мулюков не признают.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG