Ссылки для упрощенного доступа

Мы собирались прийти на митинг 26 марта, но передумали. А к осени, наконец, "созрели"


Санкт-Петербург. 7 октября 2017 года. Участница несогласованной акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального
Санкт-Петербург. 7 октября 2017 года. Участница несогласованной акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального

Участники митинга протеста, состоявшегося 7 октября в Самаре, рассказали "Idel.Реалии", как прошла первая оппозиционная акция при новом руководстве области. Чуть меньше, чем месяц назад был представлен врио губернатора Дмитрий Азаров и начальник областного управления МВД Александр Винников.

Накануне митинга вечером на сайте мэрии Самары появилось официальное сообщение, что акция 7 октября на площади имени Кирова не согласована с властями. На митинге были задержаны несколько гражданских активистов. Двоим из них предъявлено обвинение по части 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Заседание суда запланировано на 23 октября. "Idel.Реалии" побеседовали с некоторыми участниками митинга.

Альбина Короткова, студентка:

— На митинг я пришла вместе с подружками. Прочитала сообщение об этой протестной акции в местном сообществе Алексея Навального. Было любопытно лично увидеть, как проходят акции протеста. Мы собирались прийти на митинг "Он нам не Димон!" 26 марта, но передумали. А к осени, наконец, "созрели". Поразило обилие заграждений на подходе к площади Кирова и масса полицейских. Ещё была неприятно удивлена, что по площади во время митинга слонялись алкогольно-уголовного вида мужчины с недельной щетиной на лице, как в униформу одетые в спортивки и куртки. Как только митингующие начинали скандировать "Свободу Навальному!" или выступать, эти люди начинали устраивать с ними перепалку и потасовки. Один такой заявил: "Я недоволен, что мой сын-школьник ходит на мероприятия штаба Навального". Я так понимаю, это были нанятые за деньги властью провокаторы. Заметила я и парней из Национально-Освободительного Движения, тоже провоцировавших участвующую в митинге молодёжь.

Во всех крупных вузах Самары появились специальные штабы по противодействию штабу Навального

​После митинга я с подругами не пошла, как другие митинговавшие, к зданию РОВД, требовать освобождения задержанных активистов. Мы направились к метро, чтобы ехать домой. За нами шли молодые люди, которых я приметила ещё на площади Кирова. Они грязно ругались, говорили, что у пришедших на митинг будут проблемы на учебе и что всех сторонников Навального надо "закрывать". Моя подруга, вместе со мной ходившая на митинг, учится в одном из гуманитарных вузов. Она мне рассказала, что после митинга 26 марта во всех крупных вузах Самары появились специальные штабы по противодействию штабу Навального. Их сотрудники при поддержке старост студенческих групп заняты вычислением оппозиционно настроенных студентов. Затем всю информацию о них якобы отправляют в центр Э и в областную администрацию.

7 октября в руках практически всех дежуривших на площади Кирова и рядом с ней полицейских были одинаковые смартфоны, на которые они снимали людей, пришедших на митинг. Попытки властей сорвать митинг оказались тщетны. Меня позабавило, как на устроенном одновременно с митингом на площади "экологическом школьном празднике" одинокий певец в дождь пел со сцены для такого же одинокого зрителя. Судя по всему, они оба были педагогами, которых просто заставили изображать кипучую деятельность. Пение разносилось из мощных колонок по всей площади Кирова, но нам было наплевать. Мы все были увлечены митингом.

Владимир Авдонин, оппозиционер:

— Мы с соратниками по правому движению пришли на митинг заранее и наблюдали сначала за происходящим на площади из-за полицейского оцепления. Народу было немного, лидеров местной команды Навального я не увидел вообще. Прошли на площадь, когда там собралось вокруг памятника Кирову человек двести. Я кратко выступил, призвав к освобождению всех политзаключенных. После этого все двинулись в сторону отделения полиции на улице Олимпийской, где держали заявителей митинга и членов команды Навального. Протест 7 октября был превентивно обезглавлен: "костяк" организаторов из штаба Навального задержали перед акцией.

Митинг не был сплоченным, если так можно сказать

На митинге были провокаторы от НОДа, но они особо себя не проявили. Считаю, что причины малого количества участников связаны с тремя факторами. Во-первых — суббота для многих: это учебно-рабочий день. Во-вторых, была ужасная дождливая погода. Ну, и в-третьих: место было выбрано неудачно, в центре города бы людей больше собрали. Очень огорчило, что на митинге были советско-антифашистские и антикапиталистические силы в лице пенсионеров, певших песни "Вставай, страна огромная" и стоявших с плакатиком за Навального, против капитализма. Митинг не был сплоченным, если так можно сказать.

Денис Будкин, студент:

— Митинг меня разочаровал тем, что на нем не было ни одного члена самарского штаба Навального. Уже подъезжая на общественном транспорте к площади Кирова я подумал, что вполне может быть, что организаторов митинга арестуют, и из-за этого акция не состоится или будет малочисленной. Так и вышло. Митинг состоялся, но без членов штаба это был довольно хлипкий протест. Ещё разочаровало, что признанный местный вождь оппозиции, депутат Губернской Думы Михаил Матвеев не поддержал митинг. Тогда как штаб Навального до этого участвовал в его митингах в защиту пенсионеров. Матвеев вообще фактически "слил" самарский протест, объявив вместе с обкомом КПРФ о моратории на публичные протестные акции в Самарской области после назначения врио губернатора Дмитрия Азарова. Вероятно, это в политических интересах Матвеева. Очень жаль, что люди, которые в него верили, а особенно много таких среди пенсионеров, разочаровались в нём. Пенсионеры на митинге 7 октября прямо говорили, что теперь будут ходить в штаб Навального, но не на митинги Матвеева.

Митинг запомнился активностью отдельных чиновников, которые фактически приказывали полицейским задерживать самых активных оппозиционеров, выступавших с импровизированной трибуны. Особенно выделялся мужчина в черной кепке и куртке. Это замруководителя Администрации Губернатора Самарской области — руководитель департамента по связям с общественностью и экспертной деятельности Дмитрий Холин. Когда пять полицейских задерживали пенсионерку Людмилу Сидорову за то, что она развернула на митинге плакат с текстом "Навального в президенты!", Холин активно помогал им в этом. Самарский штаб Навального, как я знаю, готовит фильм про господина Холина. Судя по тому, что он присутствует на всех местных акциях протеста, Холин является куратором самарской оппозиции от органов власти, и, возможно: от полиции. Штабу Навального было бы отлично направить запрос в силовые структуры с вопросом: оплачивается ли Холину внештатная работа на митингах или нет? Ведь госчиновникам, как известно, запрещена любая подработка.

Полицейская машина наблюдения на самарском митинге 7 октября
Полицейская машина наблюдения на самарском митинге 7 октября

Влас Пельков, восьмиклассник:

— Полиция целиком закрыла проход на площадь Кирова ограждениями. Перед входом стояли несколько полицейских, которые проверяли вещи и сумки входящих на площадь людей. За Дворцом Культуры имени Литвинова стояла куча патрульных машин, полицейский автобус, суровый автозак "Урал". При взгляде на всё это можно было подумать, что на митинге собирались кого-то убивать. А ведь на согласованный митинг, специально объявленный властями "несогласованным", пришёл мирный народ, без оружия, без масок. Молодежь на площади стояла и стайками, и группами. Всего было человек сто пятьдесят. С полицией и провокаторами — около двухсот. Некоторые боялись смешиваться с толпой и поэтому стояли вдалеке от памятника Кирову, где был центр митинга.

Все провокаторы были в штатском. У многих на рукаве были повязки "Дружинник".

За полицейскими шел мирный народ, выражая протест против ареста людей. Я обратил внимание на необычный белый микроавтобус "Газель" с четырьмя видеокамерами сверху на специальной вышке. Наверное, это была машина наблюдения, из которой координировались действия полиции. На площади было много провокаторов, которые выбивали из рук молодежи смартфоны, когда ребята пытались снимать митинг или полицейских. У меня тоже выбили телефон. Сразу подошел полицейский, подобрал мой телефон и заставил стереть практически все фото, которые я снял на митинге. Все провокаторы были в штатском. У многих на рукаве были повязки "Дружинник". Я видел одного из полицейских агентов. Он был с папкой, одет в стильные пальто и шарф. Его потом в самарском сообществе Навального назвали сотрудником центра Э. Он шел вместе с толпой по улице Свободы, когда мы направились после митинга с площади Кирова на улицу Олимпийскую, где в здании полиции находились задержанные на митинге. После митинга мне было очень стыдно за беззаконие по отношению к простым гражданам, которые в нашей стране не имеют права открыто высказать свое мнение о власти.

Максим Дементьев, член самарского штаба Алексея Навального:

— Совершенно очевидно, что имеются две стороны. Одна хочет мирно выразить свою позицию, другая этого всячески пытается не допустить. Одна сторона действует исключительно в рамках закона, открыто, гласно добивается своей правоты в судах (суды эту правоту признают), пытается добиться исполнения решения судов, обращается в различные инстанции от МВД до судебных приставов... А вот другая сторона злоупотребляет своим положением, даёт незаконные отказы в проведении публичных мероприятий оппозиции, проигрывает суды и не исполняет их решения, врет, нанимает провокаторов, похищает людей из общественного транспорта (как члена штаба Евгения Трубченко) и личного автомобиля (как членов штаба Александра Александрова и Егора Алашеева), задерживает людей без оснований... Кто конкретно похищает людей — я не знаю, но очевидно, что это кем-то координируется. Может, конечно, "похищает" — немного не то слово, но когда неизвестные люди в гражданской одежде, не предъявляя никаких удостоверений, просто вытаскивают тебя силой из автомобиля и куда-то везут, на мой взгляд, это нужно так называть. И, кажется, силы совсем неравны, но есть один фактор, который меняет баланс сил — это люди, это волонтёры и сторонники Алексея Навального, это только благодаря им мероприятие состоялось.

Основным требованием участников акций 7 октября по всей России было — допуск Алексея Навального к участию в выборах президента России в 2018 году. Сам оппозиционер, а также глава его предвыборного штаба Леонид Волков до 22 октября находятся под арестом. В начале октября оппозиционеров признали виновными в "неоднократных призывах к участию в несогласованном публичном мероприятии" и арестовали на 20 суток каждого.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG