Сказка об украденном времени. Чего добилась путинская пропаганда, навязав школам новый предмет? 

День знаний в российской школе. Иллюстративное фото.

"Разговоры о важном" — новый добровольно-принудительный предмет, который преподают с начала учебного года в России, — несмотря на свою скандальную славу, выглядит в целом довольно беззубо. Корреспондент "Idel.Реалии" вместе с экспертами изучил методические рекомендации по тем занятиям, что уже были проведены. Эксперты считают, что занятия проводятся "для галочки" — а значит, не факт, что они достигнут тех целей, которые наверняка преследовала российская пропаганда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Минпросвещения: начальную военную подготовку введут в школах в 2023 году

С начала вторжения России в Украину в учебных заведениях страны уже были распространены несколько методичек, полностью оправдывающих агрессию РФ и перекладывающих вину за нападение на Украину и страны Запада.

ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Тексты новых методичек выглядят в этом плане более благостно. Разработчики, конечно, продолжают возвеличивать Россию, подменять понятия и выдавать за факты стандартный набор исторических мифов (местами они даже упоминают войну за Донбасс) — однако враждебности по отношению к другим странам в них явно поубавилось. Специально подчеркну, речь идёт именно о методических рекомендациях, размещённых на этом сайте. Сами учителя на местах могут прибегать на уроках и к более агрессивной риторике. Жалобы на это уже звучали.

НАШУ ЖИЗНЬ КРАДУТ ОПЯТЬ

Александр Черкасов, член совета Центра защиты прав человека "Мемориал":

— Тут двоякая, по-моему, ситуация. С одной стороны, да — это влияет, с другой — ничто так много не сделало для агрессивного послереволюционного безбожия, как казённое преподавание Закона Божьего всюду и везде. Действие рождает противодействие, это безусловно. Но то, что это как-то будет влиять, по крайней мере, на двоемыслие — дома говорим одно, в школе другое… Понимаете, у нас 20 с лишним лет нашей жизни вполне себе украли. У нас, у наших детей... Сейчас крадут опять. Время, потраченное впустую, в XX веке, в XIX веке — жизнь, потраченная впустую. Ну, вот, этой пустоты добавится… Хотя пока видно, что действие таки рождает противодействие. Что уроки разговоров о главном не очень всерьез воспринимаются учениками, это не работает на усиление власти. В конце концов, дети бывают немножечко умнее нашего поколения. Не будем недооценивать их разумность и степень политизированности.

Тут ещё такой тонкий момент. В 2011-2012 годах многие люди выходили против фальсификации выборов — до того Путин был как-то ещё ничего, а тут вдруг чего-то испортился. С чем это связано? В частности, с тем, что люди не были готовы в первую очередь спросить с себя. Они 10-12 лет поддерживали Путина, а тут хоп — и он испортился.

Никто не хочет задавать вопрос, а где мы были? У детей проще. Они умеют спрашивать с родителей. Вопрос в том, как канализировать всё это, чтобы дети спросили с родителей.

БОЛЬШЕ НИКАКИХ РЕСУРСОВ НЕТ

Искандер Ясавеев, социолог:

— На мой взгляд, уроки "Разговоры о важном" — это попытка создать видимость идеологической работы с детьми и молодежью в условиях, когда никакой идеологии у власти нет. И отсутствие этой идеологии отражается на содержании уроков. Из одной темы в другую переливаются сюжеты традиционных ценностей и героических страниц российской истории. Больше никаких ресурсов у разработчиков нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Моральный кодекс строителя авторитаризма: традиционные ценности как идеология 

Если прогнозировать эффект, то да — скука и отторжение весьма вероятны, на мой взгляд. Выражение "традиционные ценности" уже превратилось в заезженный шаблон. Предполагаю, что со временем учителя будут незаметно саботировать навязываемое сверху содержание этих "разговоров", переходя, например, на краеведческие и экологические темы.

ПЕРВОБЫТНАЯ МАТЬ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ

Татьяна Шахматова, кандидат филологических наук, независимый исследователь, автор серии филологических детективов в издательстве ЭКСМО:

— Первое, что бросается в глаза при знакомстве со сценариями "Разговоров о важном", — это способ обращения авторов с ключевыми понятиями, вокруг которых и строится методическая работа на уроке.

Например, урок "День пожилых людей" (10-11 класс) начинается с определения пожилого человека. Это "ваши бабушки и дедушки — поколение, прошедшее Великую Отечественную войну… Кто-то отважно сражался на фронте, кто-то трудился в тылу, а кто-то был еще совсем ребенком".

Выражаясь научным языком, перед нами симулякр — некоторое умозрительное понятие, называющее то, чего на самом деле не существует. Поколение нынешних сорокалетних действительно застало воевавших бабушек и дедушек, детей войны и тех, кто отстраивал страну в 40-е, 50-е году. Однако бабушки и дедушки современных десяти- и одиннадцатиклассников — это уже следующие поколения, родившееся в 50-е или даже 60-е годы. Воевавшие для нынешних школьников –— это, скорее, семейная история, отстоящая на расстоянии как минимум ещё одного поколения. Для чего из этой формулы исключено поколение реальных бабушек и дедушек адресатов "Разговоров о важном"? Видимо, потому что это было первое мирное поколение. Читаем несколькими абзацами ниже:

"И сегодня военные — наши отцы, братья в непростое для нашей страны время отстаивают на земле Донбасса свободу своих соотечественников, своих сограждан".

Природа симулякра такова, что его можно напомнить любым содержанием, например, таким: "деды воевали и нам велели", что и происходит с помощью "пропуска", умолчания о поколениях, на молодость которых не выпало большой войны. Образ "пожилого человека" мирного времени вытесняется на периферию. Центральными значениями вновь становятся "ратный подвиг", "народ-победитель" и весь контекст, связанный с чествованиями ветеранов и победы во Второй Мировой войне.

Урок о Дне народного единства для 10-11 классов строится уже на прямой подмене понятий. "Семья — самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья".

Так ли это? Можно ли проводить прямую аналогию между семьёй и государством? На определённом этапе общественного развития так и было. Например, в первобытно-общинном строе, когда родственные кланы действительно были основой племенных сообществ. Родственный альтруизм тогда действительно был залогом выживания, так как нападение соседнего племени с другим генетическим материалом означало гибель собственного, а последствия имбридинга ещё не были изучены. Это было очень давно, мы сейчас говорим о временах конца Палеолита, начала Неолита.

В советское время эта подмена была четко гендерно персонифицирована в образе Родины-матери.

Антрополог Светлана Адоньева пишет:

"На всех монументальных изображениях второй половины ХХ века матери: вздымают мечи; снабжают ими воинов; несут траурные венки; держат живых или мертвых детей на руках".

"Археолог будущего, обнаружив гигантоманию женских изображений древней советской эпохи, сделал бы однозначное заключение. Советские люди поклонялись Великой Матери. Это была богиня войны — она понуждала к ней мужчин и отдавала им погребальные почести, и она же хранила жизнь детей".

Видимо, о нашем времени археолог будущего скажет что-то вроде: "в понимании функций государства россияне начала XXI века недалеко ушли от времён Палеолита".

Стоит отметить, что манипулятивная работа стала вестись тоньше, чем это было в первых проектах методических рекомендаций для "Разговоров о важном". С одной стороны, в этом есть опасность внушения исподволь, с другой даёт больше пространства для манёвра педагогу, который распознает суть этих манипуляций.

Есть надежда и на то, что большая часть этой информации просто утечёт у школьников как вода сквозь пальцы, так как практическая работа для закрепления материала также выстроена весьма умозрительно. Иллюстрируя тему о пожилых людях, например, авторы пособия приводят высказывания о доброте известных писателей: Добролюбова, Толстого, Конфуция, Шекспира, Сервантеса.

Причём, это не работа с образом обманутой старости из "Короля Лира" или с басней о старике и внуке Льва Толстого, а просто некоторые общие слова, не снабжённые каким-то серьезным контекстом, даже без указания источников. Такое абстрактное добро, повисающее над темой неким необходимым драпирующим флером. Думаю, что и воспоминание об этих уроках должны растаять в памяти школьников так же быстро, как утренний туман над рекой.

ЧТО-ТО ОСТАНЕТСЯ В ГОЛОВЕ

Сергей Давидис, сопредседатель Центра защиты прав человека "Мемориал":

— Я как человек, который ходил в советскую школу и посещал уроки политинформации, понимаю, что на каком-то уровне разногласий общества и власти — или, точнее, невосприятия обществом власти всерьёз — эти политинформации, конечно, не воспринимаются всерьёз. Но с другой стороны, картину мира каким-то образом это формирует. Что-то остаётся в голове. Если ты каждую неделю слышишь, то ты понимаешь, что это неправда, но допускаешь, что там есть какой-то кусочек правды, да, истина где-то посередине.

И так в принципе работает пропаганда. Это уж совсем какие-то старушки и старички, которые совсем не способны воспринимать информацию вне телевизора, уверены, что там говорят только правду. А многие люди считают, что они критически оценивают, смотрят туда и сюда — и в результате приходят к тем или иным выводам, потому что если по телевизору говорят такую оголтелую ложь, что истина где-то посередине, то она сдвигается очень сильно в сторону этой лжи. Конечно, это не будет в полной мере источником мировоззрения для детей, но это будет на них влиять.

Александр Черкасов упомянул 20 лет... Эти двадцать лет потеряны не просто для наших личных судеб, а это двадцать лет, потерянных для страны. Потому что общественное сознание, конечно, сильно сместилось. 20 лет пропаганды этой, 20 лет приобретения опыта, когда общество не может ни на что повлиять, когда поколение целое выросло при одном президенте, с пониманием того, что не надо лезть в политику, всё решат наверху, это бессмысленное совершенно и грязное дело — этот опыт все равно остаётся у людей в душе, они не приобрели никакого другого опыта. Конечно, политинформация это не вся жизнь — и настойчивое насаждение этого будет вызывать отторжение — но формы реакции на это отторжение всё равно будут продуктом того, что там говорили. Это не значит, что они будут соглашаться со всем, но их картина мира всё равно будет подвержена этому влиянию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Страна 101: как Россия вновь сделала антиутопию Оруэлла былью

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.