Ссылки для упрощенного доступа

От Ливады до Мусина. Кого банкротят татарстанские банки


Десятки исков о банкротстве заемщиков татарстанских банков находятся на рассмотрении в Арбитражном суде Татарстана. Татфондбанк банкротит главного бенефициара Интехбанка, зятя своего экс-главы Роберта Мусина Айрата Гилязова и владельца Тимер банка "Новую нефтехимию". Сам же Тимер взялся за Анатолия Ливаду и компанию "Аида и Д". "Idel.Реалии" рассказывают, кто они — крупные неплательщики по кредитам в татарстанских банках.

ТАТФОНДБАНК

Агентство по страхованию вкладов — конкурсный управляющий Татфондбанка — 21 раз обратилось в Арбитражный суд Татарстана с исками о банкротстве, сумма исковых требований достигла 10 млрд рублей. Информация об этом имеется в картотеке суда.

Так, сегодня начался процесс по иску АСВ о банкротстве Айрата Гилязова. Предположительно, он — муж дочери арестованного главы Татфондбанка Роберта Мусина Аиды. Ему же принадлежит Швейная фабрика "Адонис" (банкротится), "Торговый дом "Адонис" (банкрот), ООО "Адонис Ритейл", ООО "Реал Групп" (банкрот). Он владеет 50% в этих компаниях, остальные части принадлежат младшему сыну бывшего главы Татфондбанка Ильдуса Мингазетдинова Рафаэлю. Сумма исковых требований АСВ к Гилязову — 260 млн рублей.

Роберт Мусин
Роберт Мусин

Общая сумма исковых требований по всем банкротным искам госкорпорации, как конкурсного управляющего ТФБ, — 10,4 млрд рублей.

Самый "крупный" иск к ООО "Активные технологии" — 2,6 млрд рублей. Ленар Нугманов — собственник этой компании. В ней уже введено конкурсное производство. Ей принадлежит 5,7% Татагропромбанка и 85% ЗАО УК "ТФБ Капитал".

Согласно информации СМИ, Нугманов долгое время проработал в структурах "Татметалла", который, как считается, контролируется окружением Роберта Мусина. Раньше он был совладельцем ООО "Сувар Девелопмент" с долей 0,01%. Он входит в наблюдательный совет АО "Ипотечное Агентство РТ", АО "Камснаб" и ОАО "Казанский Завод Медицинской Аппаратуры".

Отметим, что другая его компания — ООО "ТатИнк-Финанс" также признана банкротом по иску АСВ. В ней введено наблюдение, сумма исковых требований — 245 млн рублей. Компания ранее входила в инвестиционную группу ЗАО "Инвесткомпания ТатИнК" (также состояли ООО "ТатИнК-Консалтинг" , ООО "Инвестиционно-финансовая компания "ТатИнК", ООО "Управляющая компания "ТатИнК", ООО "Межрегиональное аукционное агентство"). Однако головная компания ликвидирована 4 февраля этого года.

Гендиректор "ТатИнк-Финанс", по данным базы данных "Интегрум", — Алексей Клочков. ООО "ТатИнк-Финанс" принадлежит АО "Булочно-кондитерский комбинат" (доля 10,8%), АО "Казанский хлебобараночный комбинат" (19,9%), ОАО "Буинский сахар" (0,24%), ООО ГК "Триумф" (99,9%) и ООО "Капитал-Фарм" (16,1%). "Капитал-Фарм" в свою очередь принадлежит Интехбанк (19,9% ) и"Адонис" (0,2%).

Второй по размеру исковых требований иск — к ООО "Новая электроника" (до декабря 2016 года компания принадлежала бенефициару ТФБ Вадиму Соловьеву). Его размер — 1,5 млрд рублей. В компании введено конкурсное производство.

Третье место делят сразу два иска — к ООО "Торгбыт" и ООО "Югра-Электроникс". Сумма исковых — по 1,4 млрд рублей на компанию. В обеих уже введено конкурсное производство. ООО "Торгбыт" принадлежит Ильдару Ильясову, а ООО "Югра-Электроникс" — Айрату Шарафееву. Следом с исковыми в 1,2 млрд рублей идет ООО "МетИнвест", принадлежащее некому Рафилю Мухарлямову. Все три компании, согласно информации в картотеке Арбитражного суда, — крупные заемщики Татфондбанка, брали миллионные кредиты за последние несколько нет в банке.

Следом идет иск к АО "Малахит" (главный бенефициар Интехбанка), исковые на 830 млн рублей. Согласно ЕГРЮЛ, компания принадлежит ЗАО "Инженерная компания "Смарт билдинг" и ЗАО "Климат-сервис", гендиректор — Юлия Радостева. Отметим, что АО "Малахит" — бывшая компания "Артуг". В начале этого года компания дважды допустила дефолт и была переименована.

Также АСВ банкротит ООО "Новая нефтехимия", ООО "УК ТатИнк", самого Роберта Мусина, ООО "Грин Девелопмент", ЗАО "Развлекательный комплекс "Ривьера", ООО "Лэнд Истейт", ООО "УК "АктивАр"", ООО "Технорегион" и ООО "ГК "Триумф".

Уже признаны по искам АСВ банкротами — ООО "ТатИнк-Финанс", ООО "Новая Электроника", ООО "Ритейл Шуз", ООО "Активные технологии", ООО "МетИнвест", ООО "Торгбыт", ООО "Югра-Электроникс" и ООО "Ипотека Траст". Отказано в исках к ОАО "Обувная фабрика "Спартак"" и ООО "Актив-116".

ТИМЕР БАНК

В списке Тимер банка — 16 исков о банкротстве, общая сумма исковых требований — 1,24 млрд рублей.

Самый крупный иск с требованиями в 759 млн рублей к ООО "Восточный проект". Компанией владеет ООО "Стройкапитал", которое в свою очередь принадлежит Сергею Леонову и ООО "Альянс". ООО "Стройкапитал" и компания Леонова "ПроАктив" признаны банкротами по искам Тимер банка, общие исковые — 20 млн рублей.

Отметим, что процесс по банкротству ООО "Восточный проект" еще идет в суде.

Особый интерес в исках Тимера вызывает процесс о банкротстве ООО "Аида и Д". Эта компания совсем недавно (по данным на 1 октября этого года) принадлежала жене Роберта Мусина Лидии. Теперь владельцем, согласно базе данных "Интегрум" и ЕГРЮЛ, числится ООО "Практика Аудита" (ликвидируется), ООО "Интент" (принадлежит Аделю Губайдуллину, гендиректору АО "Ак Барс Основа", которое же принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений Татарстана), ООО "Призма" (до декабря 2016 года учредителем был Игорь Волостнов владелец ООО "Свитиль" — учредитель ТФБ и Интеха) и Elevani Enterprises Limited (Кипрский офшор, которому, согласно информации в СМИ, принадлежало некоторое время назад 50% ООО "Солнечный город"). Основной актив компании — УК "ООО "Концерт Белый ветер" (компания ликвидирована).

Согласно документам суда, в июне 2015 года "Аида и Д" взяла кредит в 55 млн рублей под 18% годовых. Компания должна была погасить его до 31 августа прошлого года, но не сделала этого. Сумма исковых — 71 млн рублей — 55 млн сам кредит и проценты по нему.

Летом этого года Следственный комитет России по Татарстану вменил Роберту Мусину хищение 80 млн рублей, а также вывод почти 30 млрд рублей из Интехбанка и банка "Советский".

Стлано версии следствия, 24 декабря 2014 года ПАО "Татфондбанк" заключило с ООО "Аида и Д" договор о выделении кредита сумму 133,7 млн рублей. Отметим, что поручительства по кредиту не было. По кредиту на расчетный счет компании перевели 60 млн рублей, а после перевели их на счет ООО "Новая нефтехимия" и в тот же день вернули обратно в "Аиду и Д". А после компания перечислила 40 млн лично на счет Роберта Мусина. Следователи утверждают, что эти деньги Мусин потратил по собственному усмотрению.

По схожей схеме в январе 2015 года Мусин присвоил 40 млн рублей по еще одному кредиту, выданному ТФБ "Аиде и Д". Роберту Мусину предъявлено обвинение по статье 159, части 4 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).

Отойдем немного от банковской истории и рассмотрим иск Тимер банка к главе ГК "Фон" Анатолию Ливаде и финансовому директору Диане Ахметзяновой.

Анатолий Ливада
Анатолий Ливада

В картотеке арбитражных судов указано, что сумма требований в обоих случаях составляет 93,2 млн рублей. Кредит на 93,2 млн рублей был выдан в 2012 году тому же ныне банкротящемуся ООО "Фон-Ривьера". В суде на первом заседании стало известно, что Ахметзянова дала по нему личное поручительство. Однако до сих пор не понятно, был ли это один кредит с Анатолием Ливада или нет.

Отметим, что Ахметзянова требования не признает. Она утверждает, что в 2015 году банк добровольно освободил ее от личного поручительства.

Напомним, главу "Фона" задержали 27 марта 2017 года. Ливада обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное в особо крупном размере"). Уголовное дело насчитывает пять эпизодов, в которых фигурирует и директор ООО "Фон-Ривьера" Ахметзянова. Суть уголовного дела составляют хищения денег из ЖК "Симфония", мошенничество со средствами дольщиков ЖК "МЧС" и при строительстве дома по Ноксинскому спуску.

В декабре 2016 года в Интехбанке и Татфондбанке ввели мораторий и назначили временную администрацию. 3 марта Банк России объявил об отзыве лицензий у банков. В апреле Арбитражный суд Татарстана признал их банкротами.
16 декабря 2016 года Тимер банк приостановил обслуживание держателей карт кредитной организации "в связи с решением международных платежных систем Visa и MasterCard о приостановлении обслуживания платежных карт через процессинговый центр Татфондбанка". Через несколько дней в банке вводится временное ограничение на выдачу вкладов. В начале этого года в банк вернулось обслуживание карт, но уже 20 февраля Центробанк назначил временную администрацию в лице Агентства по страхованию вкладов.
Связь Тимера и ТФБ образовалась еще в 2014 году, когда первый назывался "БТА-Казань" и попал под санацию второго. До этого активы банка составляли 20,4 млрд рублей, а вклады физлиц — 10,8 млрд рублей. В мае того же года регулятор принимает решение об оздоровлении банка и назначает санаторами АСВ и ООО "Новая нефтехимия" (основной бенефициар Татфондбанка). Сейчас 100% банка принадлежат "Новой нефтехимии".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG