Ссылки для упрощенного доступа

Наиль Набиуллин: "Татарское национальное возрождение у нас впереди, и оно близко"


Наиль Набиуллин на акции у памятника Садри Максуди в Казани, 3 мая 2017 года
Наиль Набиуллин на акции у памятника Садри Максуди в Казани, 3 мая 2017 года

Накануне стало известно, что бывший глава "Союза татарской молодежи "Азатлык" и один из видных лидеров татарского национального движения Наиль Набиуллин намерен покинуть его. Что стало причиной для такого решения, как он оценивает сейчас нацдвижение в Татарстане и чем он планирует заниматься, активист рассказал в интервью "Idel.Реалии".

Наиль Набиуллин — один из лидеров татарского национального движения, бывший глава "Союза татарской молодежи "Азатлык".

В марте 2017 года Вахитовский районный суд Казани признал Набиуллина виновным в даче ложных показаний в отношение скинхеда Сергея Журавлева. Гособвинение просило три с половиной года колонии-поселения, суд приговорил его к двум годам условного наказания с испытательным сроком в два года.

В июле 2013 года в центре Казани на татарского активиста пытались напасть члены Kazan Nazi Сrew ("Банда казанских нацистов"). Набиуллину удалось скрыться в кафе и избежать прямого столкновения со скинхедами. Через несколько дней он обратился в полицию с заявлением. Как заявляет активист, к нему пришли полицейские только через несколько месяцев после попытки нападения. Тогда он участвовал в голодовке, шел шестой день.

В декабре 2015 года года за это и другие преступления членов группировки осудили. А 13 января 2016 года возбудили дело против Набиуллина, так как у Сергея Журавлева было алиби на день нападения на активиста — суд заподозрил татарского активиста в даче ложных показаний. Журавлев проходил по делу как свидетель. Набиуллин узнал о деле только в мае 2016 года, когда ему предъявили обвинения, в июне 2017 года начался суд. Сам он считает приговор незаконным.

В августе этого года Набиуллина задержали сотрудники полиции по подозрению в мошенничествами с кредитами. При задержании сотрудники полиции показали фотографию человека, похожего на активиста и сообщили, что ему необходимо проследовать с ними в отдел полиции. Якобы этот человек на фото, похожий на Набиуллина, взял кредит в 2017 году и не вернул его. В сентябре полиция сообщила, что больше не подозревает в этом преступлении активиста.

— Почему вы приняли решение покинуть национальное движение?

— Решение об уходе не спонтанное, оно обдуманное и взвешенное и связано с рядом факторов. В первую очередь это то, что летом этого года я женился, и сейчас встают вопросы поддержки семьи. Скоро будет ребенок, и я должен уделять большое внимание своей семье и своим личным вопросам. Кроме того, я учусь в университете на факультете татарской журналистики. Сейчас у меня сессия, и я бы хотел больше внимания уделять своей учебе и приобретению профессиональных знаний.

Несмотря на давление и финансовые сложности, я доволен нашей работой. Она была плодотворной и эффективной

Я уже много лет работаю в сфере журналистики — выпускаю газету "Тюркский взгляд". Поэтому хотелось получить прочные знания в этой сфере. Ранее я закончил юридический факультет, поэтому мне сейчас очень интересно обучаться на татарском языке — на факультете почти все предметы идут на нем. Мне необходимо улучшить свои знания — и языка, и журналистики.

На решение повлияло и несколько заболеваний, в том числе хронических — бронхит, например. Я довольно запустил все это и сейчас должен заняться вопросами лечения.

— Почему именно сейчас вы решили покинуть нацдвижение? Хотя формально уже несколько лет вы не глава "Азатлык".

— Семейная жизнь требует большого внимания. Это решение было уже запланировано, а тут конец года и логичное завершение данного этапа моей жизни и моего пути. Мы в этом году достаточно хорошо поработали, очень много сделали: и в плане митингов, и в плане популяризации национальной культуры. Буквально вчера провели вечер, посвященный Садри Максуди (российский и татарский, а впоследствии турецкий юрист, государственный и общественно-политический деятель — "Idel.Реалии") и Гаязу Исхаки (деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик — "Idel.Реалии"). Мы выпустили шоколадки с их изображением.

Несмотря на давление и финансовые сложности, я доволен нашей работой. Она была плодотворной и эффективной.

— Повлияли ли на решение приговор суда за ложный донос несколько лет назад и история с делом о кредитах?

— Это никаким образом не поваляло на мое решение. История с кредитом — это абсолютный бред и там ничего не было.

— Будет ли существовать "Азатлык" после вашего ухода?

— Конечно, будет. Есть новое поколение, которое приходит, несмотря на давление и сложности. "Азатлык" существовал до меня (он возник в 1990 году, а я пришел в него в 2007-м) и будет после меня.

— Как ваше решение восприняли ваши сторонники из "Азатлык"?

— Для них решение было неожиданным. О своих планах я им не говорил заранее. Им я сказал за несколько дней до этого. Так что лучше спросить их.

— Вы были одним из немногих молодых активистов, которые выступали в поддержку национального движения, татар и других тюркских народов. Кто придет на ваше место?

— Достойная смена, на самом деле, есть. Вы все сами их уже видели. Да, не все из них сейчас публичные. Но эта работа продолжится. Кроме того, в сфере журналистики я хочу продолжить свою деятельность. Именно татарской журналистики. Есть много мыслей и желаний по этому поводу, может быть какую-то новую газету открыть. Но об этом будет объявлено позднее. Газета "Тюркский взгляд" при финансовой возможности продолжит издаваться.

Я в любом случае остаюсь татарским националистом и человеком, который любит и уважает свою и другие нации

Я ухожу, в первую очередь, из активной части национального движения — не буду устраивать митинги, акции, мероприятия и т.д. То есть, тот локомотив независимого молодежного внесистемного национального движения я больше не собираюсь тянуть. Я не буду этим заниматься.

Кроме этого, я сейчас занимаюсь спортом, а именно бегом. В сентябре этого года пробежал Московский марафон (42 км) и собираюсь дальше поддерживать здоровый образ жизни. И популяризировать его. Кстати, совсем недавно, в Инстаграме и "ВКонтакте" я начал проект "Татарлар йөгерә". Я буду рассказывать о беге на татарском языке и популяризировать бег именно на нем. Планирую записывать видеопрограммы об этом, рассказывать, давать советы и все это на татарском языке. Я сам бегаю, и как журналист могу брать интервью с известными бегунами.

Я в любом случае остаюсь татарским националистом и человеком, который любит и уважает свою и другие нации.

— Как вы оцениваете национально движение в Татарстане? Есть ли у него возможность вырасти во что-то большее, чем сейчас?

Позиции татарского языка, потерянные за эти год-полтора, будут возвращены.

— Положение национального движения достаточно сложное, но есть люди, есть организации и есть потенциал. У татарского народа есть огромный потенциал для возрождения, и он ждет момента, когда это возрождение начнется. Я вижу зачатки этого возрождения. Конечно, люди пока не выходят на улицы. И я понимаю, что и согласование митингов ужесточается, и законы, и свобода слова у нас достаточно ограничена. Но люди и потенциал есть.

Много молодых людей сегодня обеспокоены положением татарского языка. Его сохранением и передачей будущим поколениям. Поэтому я уверен, что возрождение, несмотря ни на что, идет. Очень много татар стало говорить на татарском языке.

Еще 10 лет назад с этим было сложнее. Было намного меньше людей, открыто говорящих на татарском языке, сегодня их стало значительно больше. Сейчас желающих изучить татарский среди самих татар и других национальностей гораздо больше. Я считаю, что татарское национальное возрождение у нас впереди и оно близко. Татары смогут подняться, возродить свой язык и культуру. И позиции татарского языка, потерянные за эти год-полтора, будут возвращены.

— Разочарованы ли вы национальным движением в Татарстане?

— Почему я должен быть разочарован? Сейчас татарское национальное движение выступает одной из тех немногих политических сил в России, которая способна выдвигать повестку дня. Именно политическую повестку в первую очередь: сохранение татарского языка как государственного, татарский национальный университет, расширение полномочий республики, сохранение института президента.

Татары — это ключевая сила, которая вдохновляет и на которую будут ориентировать другие

Татарское национальное движение — одно из немногих движений в России, которое на постоянной основе способно решать какие-то вопросы. Которое способно, как минимум, поднимать проблемы и говорить о них на весь мир. Нацдвижение — это живой организм, оно не может существовать только в одном положении. Это либо путь вниз, либо путь вверх.

Поэтому я не могу сказать, что я разочарован национальным движением. Оно — та единственная сила, которая искренне и безвозмездно стремится к сохранению прав татарского народа. Да и не только татарского. Вы прекрасно видели, как мы стремимся помогать и чувашам, и удмуртам, и башкирам, и другим народам. То есть татарское национальное движение — не просто сугубо татарское, оно глобальное и выступает авангардом всех национальных движений России. И на татар, естественно, смотрят другие регионы России и части бывших стран СССР. Татары — это ключевая сила, которая вдохновляет и на которую будут ориентироваться другие.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG