Ссылки для упрощенного доступа

Черный ноябрь-2017: как чиновники перевыполняли план по изгнанию из школ татарского


Прокурорские рейды по школам, "допросы" пятиклассников, тысячи учителей татарского под угрозой увольнения — и отсутствие видимой реакции со стороны татарстанской власти и школьных администраций. Такой оказалась осень 2017 года в Татарстане. Последней каплей стало выступление прокурора РТ Ильдуса Нафикова в республиканском парламенте: 29 ноября он отчитался о достигнутых высоких показателях в борьбе с "навязыванием" татарского языка в ущерб русскому и предостерёг "горячие головы" от необдуманных слов и действий. Впрочем, посыл явно не предназначался тем, кто сидел в тот момент в зале. "Горячих голов" среди татарстанских депутатов не оказалось.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Старт крестовым походам против языков национальных субъектов РФ был дан после того, как 20 июля 2017 президент России Владимир Путин в Йошкар-Оле на заседании совета по межнациональным отношениям заявил, что "заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского".

Эти слова вылились в задание для Генпрокуратуры и Рособрнадзора.

Ведомствам поручалось "провести проверку соблюдения в субъектах Российской Федерации положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации".

Вскоре после начала учебного года выяснилось, что в Татарстане, чиновники которого, включая прокуратуру, на протяжении многих лет дружно констатировали отсутствие проблем с изучением русского и татарского, этих самых проблем на самом деле тысячи. Особенно, если под проблемами понимать преподавателей татарского языка, с которыми надо было срочно что-то делать. Рецепты чиновники предлагали разные, вплоть до самых радикальных. Воплощать их в жизнь, правда, должны были не они сами.

— В октябре собрали директоров школ Вахитовского и Приволжского районов. В присутствии тогдашнего начальника горОНО, нынешнего замминистра Ильсура Гараевича Хадиуллина и двух прокуроров была дана дорожная карта, как мы обязаны — повторю это слово: обязаны — в течение двух месяцев уволить три четверти учителей татарского, — вспоминал уже осенью 2019 года события двухгодичной давности директор казанской школы "СОлНЦе" Павел Шмаков. —​ И самое страшное даже не это содержание — хотя и это плохо — самое страшное то, что это делалось под Новый год. То есть, зимой уволить. У нас власть предержащие наши перестарались сделать то, что хочет Москва.

— Настоящий был погром!.. Увольнение тысяч учителей, изгнание, предложение устроиться дворниками, уборщицами. Это национальное унижение, — не скупится на резкие оценки общественный деятель, публицист, экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин.

Не лучшим образом, по мнению общественника, показали себя в тот год и школьные директора. Сафиуллин вспоминает о попытке небольшой инициативной группы подать жалобу в Конституционный суд. Группа сама собрала все необходимые документы, сама договорилась с юристами... От директоров требовалось лишь одно — подписаться под обращением.

— Из более чем полутора тысяч директоров школ ни один директор не согласился со страху! — подытоживает Фандас Сафиуллин. Правда, оговаривается известный политик девяностых, к Павлу Шмакову, видимо, в тот момент не обращались. И, видимо, зря. Потому что, как показали последующие события, именно директор школы "СОлНЦе" занял открытую непримиримую позицию против лишения татарского языка статуса необязательного.

Как убирали татарский. Два года спустя
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:48 0:00


Hе меньшим разочарованием для Фандаса Сафиуллина, судя по всему, оказалась и позиция его нынешних коллег — татарстанских депутатов в Госдуме и, собственно, республиканских парламентариев:

— Все эти законы, которые были приняты, ограничивающие наши национальные школьные права, все они приняты на ура, при единогласной поддержке наших же избранников, наших же депутатов. Вы знаете уже, все трансляцию видели, какая была реакция Государственного совета на ультимативное выступление прокурора.

Выступление прокурора Илдуса Нафикова в республиканском парламенте состоялось ровно два года назад — 29 ноября 2017 года.

Прокурор РТ отчитался: проверены все 1412 школ Татарстана, выявлены 3856 нарушений закона, получено 1716 жалоб и обращений. Во всех школах, кроме двадцати четырех, выявлено снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренного ФГОСом. Нашли прокурорские работники и "нарушения прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований, влиявших как на перевод в 10-й класс, так и на средний балл аттестата" и даже (!) "вмешательство республиканских государственных и муниципальных органов в автономию образовательных организаций".

— Должен предостеречь горячие головы от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут решительно и жестко пресечены — с чьей бы стороны не происходили, — пригрозил Нафиков в конце своего выступления.

— Языком школьной национальной политики с конца 2017 года стал язык прокурорский, — констатировал Фандас Сафиуллин уже в 2019-м.

Из воспоминаний Павла Шмакова можно сделать вывод, что осенью 2017-го в Татарстане работал самый настоящий конвейер по "выявлению" нарушений, связанный с преподаванием языков. При этом методы самих сотрудников прокуратуры выглядели, мягко говоря, сомнительно.

— Настолько некрасиво и грязно это делалось! — возмущается педагог. — Прокуроры пришли в нашу школу — и не только в нашу, просто я это видел своими глазами — и допрашивали наших пятиклассников в отсутствие родителей. Это противоречит международному законодательству, это противоречит правам ребенка. Это вот та страшная вещь, которая происходила!..

Несмотря на спущенные "сверху" разнарядки по сокращению учителей татарского, своеобразный компромисс в результате был найден. Весной 2019 года министр образования и науки РТ Рафис Бурганов отчитался: в 2018 году более 1200 учителей татарского языка и литературы в связи с изменением учебного плана прошли профессиональную переподготовку "по другим специальностям". Видимо, участи переквалифицироваться в дворники и уборщицы, которую упомянул Фандас Сафиуллин, педагоги в итоге всё-таки избежали.

От историй конкретно взятых преподавателей при этом, правда, оптимизмом не веет. Резкое сокращение часов татарского закономерным образом сказалось и на зарплатах педагогов, и на их моральном настрое. В результате они рассказывают, что преподавать татарский желания уже нет, что приходится либо спешно переучиваться на совершенно непрофильные предметы (например, географию — с соответствующим качеством преподавания) либо вообще искать работу за пределами учебных заведений. Допустим, пробовать себя в бизнесе, как завещал еще в 2016-м всем недовольным своим положением учителям страны Дмитрий Анатольевич Медведев.

НАСТУПЛЕНИЕ НА ЯЗЫК: КАК ЭТО БЫЛО

20 июля 2017 года президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил о недопустимости обязательного преподавания иных языков, кроме русского. "Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского", — сказал Путин.

  • 28 августа президент России дал поручение генеральной прокуратуре и Рособрнадзору провести проверку на добровольное преподавание языков нерусских народов в школах. После этого постановления в социальных сетях и мессенджерах стали распространяться сообщения, что в школах Татарстана можно отказаться от изучения татарского языка, для этого нужно подать заявление.
  • 7 сентября на сайте Министерства образования и науки РТ появилось пояснение в связи с преподаванием татарского языка в школах Татарстана. В нем было сказано, что преподавание татарского языка ведется на законных основаниях и призывы отказаться от изучения татарского языка противоречат закону.
  • 8 сентября в интернете и социальных сетях стали появляться призывы и посты в поддержку обязательного преподавания татарского языка в школах Татарстана, были организованы несколько флешмобов. Образовалась группа "Татароязычные родители", члены которой требовали обязательного изучения татарского языка в школах. За несколько дней в группу вступили более двух тысяч человек.
  • 11 сентября Общество русской культуры Татарстана и комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся направили в генеральную прокуратуру РФ документы с жалобой на правонарушения в преподавании татарского и русского языков. "Родительское сообщество Татарстана" активно добивалось отмены обязательных уроков татарского языка.
  • 15 сентября группа родителей опубликовала открытое письмо Путину с напоминанием о том, что в Конституции России закреплено право субъектов РФ иметь свои государственные языки. Письмо подписали более тысячи человек.
  • 20 сентября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что никакого письма о сохранении татарского языка от родителей Татарстана не было получено.
  • 21 сентября писатели Татарстана опубликовали обращение, где просили не нарушать языкового баланса в Татарстане и разрешить министру образования республики в рамках российского и татарстанского законодательства выполнять свои полномочия.
  • 2 октября прокуратура Татарстана поручила районным прокурорам провести в школах проверку в связи с преподаванием родных и государственных языков.
  • 17 октября Союз работников национального образования и культуры "Мэгариф" выпустил обращение к родителям с просьбой не отказываться от татарского языка.
  • 22 октября в соцсетях президенту Татарстана Минниханову стали поступать многочисленные вопросы и обращения от пользователей, в которых люди беспокоились о судьбе татарского языка и просили принять меры для его сохранения.
  • 23 октября Всемирный конгресс татар опубликовал заявление с призывом сохранить государственный статус татарского языка.
  • 24 октября учителя татарского языка обратились к депутатам Татарстана с просьбой защитить татарский язык.
  • 24 октября Татарские артисты эстрады организовали в Казани флешмоб в защиту татарского языка.
  • 24 октября на совещании в Казани был предложен "компромиссный вариант": обязательное преподавание татарского языка в 1-9 классах, в 10-11-х — сделать его добровольным.
  • 26 октября на заседании Госсовета РТ в числе других обсуждался вопрос преподавания родного языка в школах.
  • 27 октября стали поступать сообщения об увольнениях учителей татарского языка.
  • 5 ноября прокуратура Татарстана потребовала отклонить предложенный Министерством образования РТ новый учебный план ("компромиссный вариант"), признав его незаконным.
  • 8 ноября на заседании парламента Татарстана было заявлено о достижении компромисса с Москвой — татарский язык как государственный остается в количестве двух часов в неделю.
  • 24 ноября в ходе визита в Казань полномочный представитель Путина в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич заявил о подготовке методических рекомендаций, предусматривающих возможность выделения до двух часов в неделю на изучение государственного языка республики.
  • 29 ноября на заседании Госсовета РТ прокурор Татарстана Илдус Нафиков заявил, что татарский язык будет преподаваться в школах исключительно на добровольной основе.
  • 4 декабря сообщили об уходе с должности министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова и назначении на его место депутата Госсовета РТ Рафиса Бурганова.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG