Ссылки для упрощенного доступа

На дне. Потерянное время Адмиралтейской слободы


В субботу, 7 ноября, состоялась третья экскурсия под эгидой "Стратегии развития Казанки". На этот раз несколько десятков человек вместе с краеведом Мариной Семкиной и историком, активистом Айратом Файзрахмановым прогулялись по Адмиралтейской слободе — вдоль старого русла реки. Фактически — по дну, так широко когда-то она разливалась.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

... Точка сбора — у остановки "Речной техникум", со стороны храма-памятника воинам, погибшим при захвате Казани. Насыпь вдоль берега затянута ледяной коркой. Экскурсии зимой, тем более, в гололед, — тот еще экстрим. Надо внимательно смотреть под ноги. А хочется — по сторонам.

Посмотреть действительно будет на что — Марина Семкина поведет нас по улицам Адмиралтейской слободы, вдоль старого русла Казанки. До образования Куйбышевского водохранилища река текла между Адмиралтейской слободой и поселком Игумново. После того как уровень водохранилища был поднят, эта часть Казани должна была превратиться в одну большую промзону. К счастью, план так и остался нереализованным.

В Адмиралтейской слободе сохранился первый, построенный еще до Второй мировой войны, соцгород. Это дома вдоль когда-то главной улицы — одноименной слободе. Здесь селили работников обозного завода (позже — вертолетного).

Фасады этих домов, обшарпанные, траченые временем, цветные, прекрасные, выходят на то, что осталось от корпусов завода. А еще в Адмиралтейской слободе сохранился частный сектор со старыми деревянными домами. У одного такого, выглядящего непропорционально маленьким, с резным чердаком, успели сфотографироваться едва ли не все участники экскурсии.

Айрат Файзрахманов уточнит: неподалеку есть улица с довольно экзотическим названием — улица Смычки. В советское время была распространена идея о смычке деревни и города. И здесь эта смычка произошла — границ между городом и деревней практически нет. Впрочем, деревни, скорее всего, уже не будет. Айрат рекомендует фотографировать старинные дома, пока они еще не снесены.

Но пока время в этих местах как будто остановилось. Полуразрушенные фасады соцгорода, старые корпуса фабрик и складов, изогнутый силуэт Горбатого моста — неудачного детища предвоенной эпохи (вскоре после строительства лопнула опора), аварийного, на который уже нельзя попасть — все здесь как будто заколдовано рекой, чей ход был изменен (наверное, так же остановилось время в затопленных вниз и вверх по Волге городах и деревнях). И во всем этом очень много печальной красоты.

Марина Семкина рассказывает, что соцгород в Адмиралтейской слободе планировали снести уже в наше время — но нашлись те, кто запротестовал. А потом по слободе прогулялся президент Татарстана Рустам Минниханов и велел его сохранить, и если застраивать, то малоэтажными комплексами (такой планируется возвести на территории вертолетного завода).

Марина Семкина
Марина Семкина

Аналогичная история произошла с пожарной каланчой на улице Мало-Московской. После того как общественность возмутилась, Минниханов запретил сносить каланчу (правда, само пожарное депо успели разрушить).

Об этих двух этих чудесах, явленных первым лицом республики, много писали в СМИ. А вот другого чуда не произошло: к 2018 году, к 300-летию Адмиралтейской слободы власти предполагали завершить первый этап ее реновации. Об этом тоже много писали, а мэрия Казани аж дважды утверждала проекты.

В частности, предполагалось воссоздать корабельную верфь, разбить парк у старого русла Казанки, а само русло расчистить (работы по расчистке ведутся как раз сейчас — у Горбатого моста). А еще — очистить и благоустроить Адмиралтейский пруд.

Марина Семкина объясняет, что пруд до сих пор не благоустроили потому, что нашли там множество снарядов, разлетевшихся во время пожара на Казанском пороховом заводе в 1917 году.

Но, вероятно, есть и другое объяснение: восстановление водоема поручили компании ПСО "Казань" депутата Госсовета Равиля Зиганшина. Если учесть, что она имеет обыкновение затягивать сроки строительства (взять, к примеру, новый зоопарк), можно предположить: страшная находка оказалась весьма к месту.

Что до бесконечно откладываемой реновации (возможно, к лучшему) — этому также можно найти довольно прозаическое объяснение.

Еще восемь лет назад (как раз после прогулки по слободе) Минниханов заявил, что на восстановление исторического района, где строился российский флот и где бывали императоры, следует добиваться федерального финансирования. Денег, как нам удалось выяснить, изучив хронику несостоявшейся реновации по открытым источникам, так и не дали. Или дали, но мало.

Третья прогулка по Казанке, в отличие от первых двух (о них можно почитать здесь и здесь) оказалась практически не связана с экологической проблематикой. К ней только однажды обратился Айрат Файзрахманов, напомнив, что еще больше ста лет назад казанцы жаловались на плохую экологию — спасибо фабрикам промышленника Алафузова.

Кстати, пояснили наши гиды, восхищаться им особо не за что (в отличие, например, от братьев Крестовниковых) — на его предприятиях были рабские условия труда, и они в итоге привели к восстаниям.

Власти отвечали недовольным экологией, что ничего не поделаешь, придется терпеть.

Примерно так это происходит и сейчас.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG