Ссылки для упрощенного доступа

Как будет проходить дело по запрету организации "Башкорт"


Верховный суд Башкортостана 21 февраля продолжил рассмотрение административного иска республиканской прокуратуры о признании национальной организации "Башкорт" экстремистской и запрете ее деятельности.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

В начале февраля стало известно, что прокуратура Башкортостана обратилась в суд с иском о признании "Башкорта" экстремистской организацией и запрете ее деятельности. В декабре 2019 года надзорное ведомство вынесло в адрес "Башкорта" предупреждение "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности".

Претензии прокуратуры были основаны, в частности, на том, что в деятельности "Башкорта", якобы "активное участие принимают Сагит Исмагилов, Фанзиль Ахметшин, Айрат Дильмухаметов, ранее судимые за преступления экстремистской направленности", и что при участии упомянутых людей "на территории Республики Башкортостан организуются массовые публичные мероприятия с целью осуществления призывов к экстремистской деятельности и вовлечения в его состав новых участников".

Также было заявлено, что, согласно выводам некоего "историко-психолого-лингвистического исследования" специалистов Башгосуниверситета, проводимые "Башкортом" "йыйыны", на самом деле, "таковыми не являются".

На устранение нарушений прокуратура дала организации два месяца, которые истекали в конце февраля. Однако, как выяснилось, свой иск прокуратура направила в суд уже через неделю после вручения "Башкорту" своего предупреждения. Последнее было вручено 24 декабря, иск был подписан и.о.прокурора республики Виктором Логиновым уже 31 декабря 2019 года.

Для того, чтобы как-то обосновать свои утверждения об "экстремистской" деятельности "Башкорта", надзорное ведомство собрало в один "пакет" все претензии, которые выдвигались к организации правоохранительными органами за последние два года.

Начав с митинга в защиту башкирского языка, проведенного "Башкортом" в сентябре 2017 года, прокуратура охарактеризовала его, как "провокационный", и заявила, что в выступлениях его участников "содержатся высказывания, имеющие лингвистические и психологические признаки возбуждения ненависти и вражды", в том числе "по отношению к лицам небашкирской национальности".

В вину выступавшим прокуратура также поставила "отрицательную оценку представителей законодательной и исполнительной власти" и "формирование крайне негативного психологического образа главы РБ (эту должность тогда занимал Рустэм Хамитов — "Idel.Реалии"), и в его лице государства в целом". В иске прокуроры также сгруппировали все наложенные в последнее время на активистов штрафы за участие в "несанкционированных" публичных мероприятиях.

Заявив, что после вынесенного в декабре предупреждения на странице "Башкорта" ВКонтакте были опубликованы высказывания о несогласии с претензиями правоохранителей, что, по мнению прокуроров, свидетельствует о том, что организация "продолжает экстремистскую деятельность", надзорное ведомство потребовало признать "Башкорт" экстремистской организацией и запретить ее.

На предварительном заседании по рассмотрению иска, состоявшемся 7 февраля, выяснилось, что прокуратура, вопреки нормам Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ не ознакомила представителей "Башкорта" с материалами иска, насчитывавшими около 400 страниц. Ввиду этого, адвокат Станислав Селезнев из Международной правозащитной организации "Агора" потребовал оставить иск без движения, вынести в адрес прокуратуры частное определение за нарушение норм КАС, а также обязать надзорное ведомство "провести среди сотрудников образовательные мероприятия для изучения положений Кодекса административного судопроизводства". В итоге процесс был отложен на две недели.

На судебном заседании 21 февраля в ходе сверки полученных от прокуратуры материалов выяснилось, что надзорное ведомство вновь предоставило ответчикам не все документы по делу. В частности, у защиты не оказалось копий видеоматериалов с выступлениями активистов "Башкорта", в которых прокуратура усмотрела "признаки экстремизма", а также стенограмм этих выступлений на башкирском языке. Также выяснилось, что перевод выступлений отдельно не производился — эксперт, сделавший выводы об "экстремистском характере" высказываний активистов, анализировал их одновременно с переводом. Ввиду этого защита вновь потребовала оставить иск без движения. В результате судья Гузель Фархутдинова была вынуждена отложить процесс еще на две недели.

Одновременно, представители "Башкорта" потребовали вызвать в суд в качестве свидетелей сотрудников Центра по противодействию экстремизму МВД по Башкортостану, осуществлявших в 2017-2019 годах фиксацию Интернет-страниц, на основании содержания которых надзорное ведомство обосновало свой иск.

"Idel.Реалии" попросили представителя защиты, адвоката Станислава Селезнева оценить, как прошли первые заседания судебного процесса.

— Прежде всего обращает на себя внимание то, что рассмотрение дела по существу никак не может начаться, — отметил Селезнев. — Второй месяц, как дело лежит в суде, но ни мы, ни суд никак не можем получить исковое заявление прокуратуры в полном объеме, со всеми приложениями. Сегодня стало очевидным, что это уже негативно влияет на осуществление нашего законного права на защиту. Поскольку сроки рассмотрения дела ограничены законом, такие затяжки могут привести к тому, что у нас останутся считанные дни для того, чтобы проанализировать все материалы дела, объем которых весьма значителен. Суд уже сделал замечание о необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела.

Вы уже ознакомились с представленными прокуратурой некоторыми материалами дела. Какое впечатление производят выводы заказанных надзорным ведомством экспертиз?

Представители прокуратуры признали, что в деле вообще отсутствуют стенограммы выступлений активистов на башкирском языке


— Что еще сегодня бросилось в глаза — представители прокуратуры признали, что в деле вообще отсутствуют стенограммы выступлений активистов на башкирском языке. Все исследования проводились без стенограмм — просто некий гражданин слушал аудио/видеозаписи выступлений и сходу писал свое лингвистическое заключение. Это абсолютно не отвечает требованиям закона к государственной экспертной деятельности и позволяет, на наш взгляд, признать такие исследования недопустимыми доказательствами. Вообще, все эти лингвистические, психологические и исторические исследования составлены с таким нарушениями законодательства об экспертной деятельности, что их смело можно признавать ненадлежащими доказательствами. И мы надеемся, что суд обратит внимание на наши замечания.

—​ Как можно оценить тот факт, что прокуратура, дав сперва двухмесячный срок "Башкорту" на "устранение нарушений", направило свой иск в суд уже через неделю, после того, как предупреждение было объявлено?

— Мы непременно учтем это обстоятельство. Скажу больше — на сегодняшний день далеко не истек трехмесячный срок для обжалования вынесенного в декабре предупреждения.

—​ Что защита думает о выдвинутых надзорным ведомством доказательствах "продолжения "Башкортом" экстремистской деятельности после полученного предупреждения"?

Прокуратура на полном серьезе расценивает как экстремизм критику активистами действий органов государственной власти


— Аргумент прокуратуры о том, что выраженное "Башкортом" несогласие с вынесенным предупреждением, якобы свидетельствует о продолжении им "экстремистской деятельности", не выдерживает никакой критики. Также можно оценить и то, что прокуратура на полном серьезе расценивает как экстремизм критику активистами действий органов государственной власти. В целом же, мы сегодня наблюдали яркую картину, как, в действительности, нередко работает гособвинение. Оно просто собрало в кучу все, что принесли оперативники, и, никак не проанализировав этот материал, направило его в суд в качестве приложения к своей позиции.

—​ Что еще в полученных материалах дела настораживает защиту?

— Из материалов ясно видно, что "Башкорт" продолжительное время находился под плотным оперативным контролем спецслужб. Все, что могло послужить в будущем основанием для запрета организации, тщательно документировалось. И работа эта, судя по всему, продолжается, чтобы в случае удовлетворения нынешнего иска прокуратуры можно было возбудить ряд уже персональных уголовных дел по обвинению в участии в деятельности экстремистской организации против активистов "Башкорта".

Очередное заседание в Верховном суде РБ назначено на 6 марта.

После начала процесса "Башкорт" опубликовал "Обращение к российской и мировой общественности" с призывом встать на его защиту.

Башкирские общественники опубликовали петицию с требованием к Верховному суду республики отклонить иск прокуратуры о запрете "Башкорта".

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG