Ссылки для упрощенного доступа

Основной метод воздействия на избирателя — угроза лишить премий на работе


Артём Павловский
Артём Павловский

Лидер молодежного крыла "Справедливой России" в Марий Эл Артем Павловский наблюдал 13 сентября за ходом голосования на одном из избирательных участков в Йошкар-Оле. В Марий Эл этим летом прошла небольшая избирательная кампания, связанная с дополнительными выборами в представительные органы муниципалитетов. Примерно 20 тысяч жителей республики избирали своих депутатов. Артем прошел подготовку к наблюдению в партийных структурах, это был его первый опыт. Кроме ситуации непосредственно на своем участке он обратил внимание на события, развивавшиеся на прилегающей к нему территории. Заметки, которые Артем опубликовал в соцсетях позволяют предполагать, что представители региональной власти очень серъезно подготовились к нынешней кампании — информирование было слабым, а к контролю за оппозиционными кандидатами привлекали подростков и жителей Нижегородской области.

— Артем, вы были наблюдателем все дни, что проходило голосование?

— Только в единый день голосования, но наши представители контролировали процесс со 2 сентября.

— По итогам единого дня голосования вы написали пост в соцсетях. Из него следует, что на таких немасштабных выборах, как дополнительные выборы в собрание депутатов Йошкар-Олы происходит много событий и задействовано большое число участников. И это не только наблюдатели, избиратели, кандидаты и их представители и члены комиссий. Но и некая выездная бригада, которая, вероятно, тоже входила в команду одного из кандидатов.

— Я лично не фиксировал их действия на видео, фото. Возможно, это было моей ошибкой. Но я всё это видел. Люди, приехавшие на машине с нижегородскими номерами были крепкого телосложения, они находились рядом с избирательным участком. Свою деятельность они не скрывали, отслеживали в частности, мои перемещения.

— Они на кандидата "Единой России" работали таким образом?

— Официально я это не могу заявить. Прямых доказательств у меня нет. Но все прекрасно понимают, что это было так. На фотографии, которую распространили в соцсетях после выборов (речь о фото городских чиновников, включая мэра Йошкар-Олы вместе с двумя победившими на допвыборах в горсобрание кандидатами, Верой Вертинской и Ильей Кулалаевым; идентифицировать, была ли эта фотография сделана после выборов 2020 года, или несколько раньше, сложно) эти люди есть.

— Люди спортивного телосложения, приехавшие на автомобиле с нижегородскими номерами упоминали министра внутренней политики Марий Эл Михаила Данилова? Уточняю, поскольку вы не называете его в публикации.

— Да, в личной беседе с одним из наших представителей мы выяснили, что упоминалась именно эта фамилия.

— А как реагировали вы — команда кандидата, отделение партии, на это явление?

— Со своей стороны я никуда не обращался — прямого физического воздействия на нас не было. Но насколько мне известно, кандидаты подавали обращение. Какова его судьба, это можно попозже будет уточнить. Надо понимать, что все происходившее — специальный метод "черной" борьбы, который сложно фиксировать и внести в рамки правовых взаимоотношений.

— В какой-то момент ваш кандидат, Борис Герасимов, сообщил, что его машину заблокировали. Оказалось, что это кандидат-самовыдвиженец, набравший наименьшее число голосов в этой кампании (это стало известно по итогам выборов), поставил свою машину так, что Герасимов какое-то время не мог выехать от избирательного участка.

— Насколько я знаю, сотрудники ГИБДД выписали этому человеку штраф 2000 рублей. Не очень понятен его мотив…

— Вы заметили и школьников, которые тоже отслеживали движения других кандидатов (альтернативных провластному, как это понятно из вашей публикации). Они выполняли примерно ту же работу, что и люди из нижегородской машины?

— Не могу утверждать, но было похоже на то, что школьники сообщали информацию этим людям.

— В единый день голосования вы также отметили, что вход на избирательный участок, располагавшийся в третьем корпусе Волгатеха вдруг закрыли. То есть, нельзя было попасть на голосование, как обычно — через главный вход в здание. Избиратели входили через какой-то запасной вход, который расположен не так удобно.

— Таким образом на участок можно было зайти и в дни досрочного голосования. Хотя, всю жизнь на выборах был открыт центральный вход. Даже и на голосовании за поправки в Конституцию… Утром 13-го я увидел, там повесили схему, по которой совершенно невозможно было понять, где располагается вход на участок, которым предлагают воспользоваться.

— Вы упоминаете голосование под роспись для досрочников. Что это такое?

— Об этом рассказывали мои коллеги, которые наблюдали во время досрочного голосования. Это все те свидетельства, часть из которых размещались в соцсетях, в которых люди рассказывали, что их направили голосовать с работы.

— Пытались ли вы, другие наблюдатели проводить исследование — а может быть досрочное голосование удобно для людей, раз их так много пришло?

— Думаю, для 99 процентов это неудобно, а одному проценту удобно. Почему? Я разговаривал со своими знакомыми, они пришли проголосовать досрочно, поскольку 13 сентября уезжали. Но многие остальные голосовали всю жизнь в единый день голосования. Досрочно их отправили голосовать едва ли не впервые. Они говорили, что это неожиданно как минимум, и меняет их планы — "пошли голосовать, так как нам приказали на работе".

— Почему, при этом, большинство из них голосовали за кандидата от партии власти? Разве не проще было отомстить начальству протестным голосованием? Ведь выбор — это подтвердят представители избиркома, гражданин делает сам, никто не вправе навязывать ему голосование за определенного кандидата.

— Дело в том, что основной метод воздействия на выбор избирателя в пользу определенного кандидата, так нам рассказывали участники голосования, это угроза лишить премий на работе. Это пока действует. Были избиратели, которые тем не менее проголосовали так, как считали нужным — вопреки установке "сверху".

— Как наблюдение на выборах может доказать несоответствие многодневного досрочного голосования принципам свободного волеизъявления?

— Процесс наблюдения позволяет выявлять нарушения избирательного процесса и если жалоб со стороны наблюдателей и избирателей много, то это сигнал к отмене такого голосования. Жалоб, я считаю, было много. Другой вопрос, насколько они были грамотными. Мне показалось, что не все наблюдатели были готовы реагировать на нарушения, им не хватало подготовки.

— Дополнительные выборы в Марий Эл практически всегда проходят при невысокой явке. Это происходит благодаря действию или бездействию чиновников, играющих роль в процессе выборов?

— На этот раз, скорее всего, было бездействие. Я видел, что информация о выборах появилась в моем доме за два дня до начала голосования. Это была черно-белая бумажка с большим количеством текста мелкими буквами. Перед голосованием по Конституции все было ярко и красочно, и на каждом углу. На муниципальных выборах все было совершенно не так. Информации вообще не было.

— Выборы завершились, результаты известны. Насколько я понимаю по цифрам явки, избиратели, которые могли бы проголосовать за оппозиционных кандидатов, на выборы не пришли в своей массе. Оба йошкар-олинских округа, в которых прошли выборы год назад выиграли кандидаты от оппозиционных партий. В чем причина? Ресурса политических партий, кандидатов, для того, чтобы привлечь избирателей, объяснить им важность участия в голосовании не хватает?

— Думаю, что во-первых все та же низкая информированность о выборах. Затем, мобилизация подневольных избирателей при помощи административного ресурса. И отсутствие молодых избирателей. Результаты были бы честнее при однодневном голосовании. В этом случае у нашего кандидата было больше шансов победить.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG