Ссылки для упрощенного доступа

Кому больше срок и жестче наказание?


Военный суд в Чите приговорил солдата-срочника Рамиля Шамсутдинова к 24,5 годам лишения свободы за убийство восьми сослуживцев в 2019 году. Причиной стали продолжительные издевательства со стороны сослуживцев. Именно поэтому еще до приговора присяжные хоть и нашли Шамсутдинова виновным, отдельно указали, что он достоин снисхождения. Правозащитная структура Human rights watch в своем Всемирном докладе за 2020 год отметила длительные сроки предполагаемым членам запрещенной в России организации "Хизб ут-Тахрир". 18 января Головинский суд Москвы признал математика Азата Мифтахова виновным в нападении на офис "Единой России" в январе 2018 года и назначил наказание в виде 6 лет колонии общего режима. Сам Мифтахов свою вину не признал, решение намерен обжаловать. Таких жестких приговоров много не только в отношении жителей Поволжья, но и, например, выходцев с Северного Кавказа. Татаро-башкирская служба "Радио Свободная Европа" опросила экспертов о том, не стало ли происхождение осужденных отягчающим обстоятельством при назначении строгого наказания.

Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский считает, что в перечисленных делах кроме кейса Шамсутдинова нет ясного национального подтекста. По поводу жесткого приговора солдату-срочнику эксперт затрудняется с ответом.

Членов Хизб ут-Тахрир преследуют жестко вне зависимости от этнического происхождения обвиняемых

— Членов "Хизб ут-Тахрир" преследуют жестко вне зависимости от этнического происхождения обвиняемых. Азат Мифтахов точно не пострадал так сильно из-за фамилии, а скорее из-за принадлежности к анархистской среде и из-за того, что правоохранителям не удалось доказать основное свое обвинение. Про Рамиля Шамсутдинова мне сложно сказать: я не помню дел, с которыми это можно было бы сравнивать, — отмечает он.

Между тем издание "Ъ" сделало подборку дел по убийствам сослуживцев российской армии. Перечисленные дела не заканчивались такими большими сроками, к какому приговорили Шамсутдинова. Опять же уместно напомнить о мнении суда присяжных в этом конкретном случае - они отдельно указали, что он достоин снисхождения, так как его преступление стало результатом жестоких издевательств со стороны сослуживцев. При вынесении приговора военный суд это вообще не принял во внимание.

На вопрос о том, не испытывают ли власти различные методы преследования как, например, подброс наркотиков или оружия в регионах, а потом их же применяют на федеральном уровне, эксперт отвечает утвердительно. По его словам, жесткие методы преследования сначала применяются в глубинке, прежде всего на Северном Кавказе, а потом "импортируется" во внутреннюю Россию.

— Если что и импортируется все эти годы с Северного Кавказа во внутренние области России, то это нарастающие жесткость силовиков и беззастенчивость в преследовании оппонентов, возрастающий дефицит законности вообще, — полагает он.

Корреспондент "Idel.Реалии" напоминает дело Аслана Черкесова, отбывающего 20-летний срок за убийство футбольного фаната Егора Свиридова. Несмотря на то, что, по словам самого Черкесова, оружие он "применил в целях самообороны", факт смерти Свиридова стал поводом для массовых беспорядков, устроенных русскими националистами 11 декабря 2010 года на Манежной площади Москвы и еще в 11 городах России. В ходе московских беспорядков пострадало 29 человек.

— Думаю, суровый приговор в случае Черкесова был вынесен, дабы успокоить страсти в Москве, что политически было тогда очень важно, — делится Верховский.

Эксперт соглашается, что суровое наказание последовало для того, чтобы удовлетворить требования ксенофобов. Также добавляет: "не только ксенофобы, но и начальники явно думали о ситуации в других терминах".

Верховский допускает, что есть дела, в которых происхождение является отягчающим обстоятельством.

— Ну, конечно, как может быть без этого? Пока есть те или иные предрассудки, они найдут, как себя проявить, — считает он.

Несмотря на то, что, по мнению Верховского, такая мотивация власти имеет место в России, он отрицает наличие этого в перечисленных татарских и башкирских делах.

Хизб ут-Тахрир судят за то, что это Хизб ут-Тахрир, а не за то, что они татары

— "Хизб ут-Тахрир" судят за то, что это "Хизб ут-Тахрир", а не за то, что они татары. Их, собственно, в том же Татарстане татарские же сотрудники ФСБ и расследуют (ФСБ является органом федеральной власти, полностью подконтрольной Кремлю - ред.) Власти видят в них угрозу большую, чем в каком-нибудь игумене Сергии. И это уже не про предрассудки. А также и не про мысли их: начальство не об идейных разногласиях же печется, а о потенциальной угрозе дестабилизации, которую видит в любых радикальных (или чем-то похожих на таковые) группах. Плюс, есть формальная причина — "Хизб ут-Тахрир" запрещена как террористическая организация (другой уж разговор, как это вышло, но раз вышло, то из этого все и исходят), вон таблиговцам и нурсистам не столько же дают, — делится директор центра "Сова".

Иной точки зрения придерживается американский эксперт по постсоветским странам Пол Гобл.

Кремль считает, что может делать это и это не вызовет возражений Запада

— Москва чувствует, что у нее развязаны руки, если речь идет о вынесении приговоров в отношении представителей этнических меньшинств, которые получают длительные и незаконные тюремные сроки. Кремль считает, что может делать это и это не вызовет возражений Запада, но западные правительства вполне готовы вступиться за тех, кто страдает от таких действий Москвы, — отмечает он.

Так, "Idel.Реалии" писали, что приговор Азату Мифтахову вызывает беспокойство в Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, а в Совете Европы изданию сообщили, что внимательно следят за процессом.

По словам Гобла, есть еще одна причина, по которой Москва поступает жестче с представителями меньшинств.

— Кремль знает, что многие россияне поддержат его действия, ибо многие воспринимают представителей этнических меньшинств потенциально нелояльными, — заключает он.

Вместе с тем о жестких наказаниях в отношении, например, мусульман говорят в последние годы и в Совете Европы, членом которой является в том числе Россия. Так, в январе 2019 года Консультативный комитет Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы раскритиковал Россию за национальную политику. Консультативный комитет счел, что в России имеет место чрезмерное применение законов против экстремизма по отношению к мусульманам и приверженцам "нетрадиционных" религий.

Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG