Ссылки для упрощенного доступа

Омбудсменом Башкортостана стал бывший высокопоставленный силовик


Архивное фото. Михаил Закомалдин выступает в Госсобрании РБ
Архивное фото. Михаил Закомалдин выступает в Госсобрании РБ

Госсобрание Башкортостана на минувшей неделе назначило нового республиканского уполномоченного по правам человека, которым стал бывший главный федеральный инспектор по региону Михаил Закомалдин. Еше раньше, в 2011-2016 годах Закомалдин занимал пост министра внутренних дел по Республике Башкортостан.

Пост республиканского обмудсмена оставался вакантным с июня 2020 года после того как прежний уполномоченный Рим Каюмов досрочно подал в отставку (еще в феврале того же по предложению главы республики Радия Хабирова Госсобрание РБ назначило Каюмова региональным омбудсменом на третий пятилетний срок). С тех пор республиканская власть была озабочена подбором новой кандидатуры в омбудсмены. Процесс подбора сопровождался многочисленными согласованиями с Москвой, которая не раз отвергала предлагаемых администрацией главы республики претендентов.

ЧЕХАРДА КАНДИДАТОВ В ОБМБУДСМЕНЫ

Так, летом 2020 года стало известно, что глава РБ Радий Хабиров намерен предложить Госсобранию назначить омбудсменом общественницу Зульфию Гайсину, занимавшую пост ответственного секретаря республиканского Совета по правам человека. Однако, намерения Хабирова подверглись критике с самых разных сторон. Так, независимые активисты, называя Гайсину "спойлером", обвиняли ее в недостаточной защите прав обманутых дольщиков.

Как явно "спойлерскую" оценивали наблюдатели и роль Гайсиной во время ее выдвижения кандидатом на пост главы республики в 2019 году от партии "Яблоко". Вместе с тем, одновременно появились сообщения, что кандидатура общественницы не проходит согласование в аппарате российского уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой (в 2015-2016 годах региональные омбудсмены РФ были включены в правозащитную вертикаль – их кандидатуры должны согласовываться с российским уполномоченным по правам человека). Как сообщали источники, в вину Гайсиной ставилось ее активное оппозиционное прошлое, в частности, поддержка ею Алексея Навального, выступления на митингах его сторонников и руководство региональным отделением движения "Открытая Россия".

После того, как персона Зульфии Гайсиной выпала из числа претендентов в омбудсмены, независимые СМИ предложили властям обсудить ряд других кандидатур — "известных общественников, которые успешно борются за права человека: Эльза Маулимшина, Наталья Павлова, Вадим Беляков, Альмира Жукова, Виль Тухватуллин, Элеонора Романова" (все, кроме Романовой, являются членами СПЧ при главе РБ). Однако, никакого отклика властей на эти предложения не последовало.

В декабре 2020 года Радий Хабиров представил Госсобранию новую кандидатуру в региональные омбудсмены — республиканского уполномоченного по правам ребенка Милану Скоробогатову. По словам некоторых депутатов ГС, детский омбудсмен имела высокие шансы пройти все согласования в Уфе и Москве. Однако, в мае нынешнего года стало известно , что Скоробогатова намерена участвовать в дополнительных выборах в Госсобрание РБ, пройдя праймериз "Единой России".

В том же месяце [в мае] Радий Хабиров внес в Госсобрание кандидатуру Михаила Закомалдина.

Как сообщил "Idel.Реалии" депутат ГС Дмитрий Чувилин (фракция КПРФ), кандидатура Закомалдина не обсуждалась в постоянных парламентских комитетах и перед депутатами он не выступал.

— Руководство Госсобрания еще в конце мая провело опрос депутатов, разослав нам по электронной почте бюллетени и попросив высказаться относительно этой кандидатуры. Я еще тогда поставил в бюллетене галочку в графе "против", поскольку, как и многие, считаю, что омбудсменом должен быть человек, который имеет опыт именно правозащитной деятельности, а не правоохранительной. Нас [фракцию КПРФ] больше бы устроила в этом смысле кандидатура Миланы Скоробогатовой, но, видимо, ее не одобрили в федеральном центре, — рассказал Чувилин.

При утверждении своей кандидатуры в Госсобрании Михаил Закомалдин был немногословен, заявив, что он "изучил доклады своих предшественников" и намерен теперь вести прием граждан уполномоченным "каждый день, а не раз в неделю".

— Он не предложил никаких конкретных мер, как он планирует улучшать работу института уполномоченного. Значительная часть нашей фракции КПРФ проголосовала против этой кандидатуры, считая, что бывший силовик не может стать полноценным правозащитником, — сообщил Дмитрий Чувилин.

Стоит отметить, что при обсуждении кандидатуры Закомалдина ему не было задано ни одного вопроса со стороны депутатов. Выступлений также не последовало и альтернативных кандидатур не выдвигалось.

За назначение Закомадина проголосовало 88 депутатов Госсобрания из 105 присутствовавших. 11 депутатов проголосовало против, воздержавшихся не было.

ВЛАСТЬ И ПРАВОЗАЩИТНИКИ: ОТ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" К "НАСТОРОЖЕННОМУ НЕЙТРАЛИТЕТУ"?

Опрошенные эксперты разошлись во мнениях относительно назначения омбудсменом бывшего высокопоставленного силовика.

Ожидать от него некоего перерождения, изменения его взглядов не приходится

— К сожалению, основным источником нарушения прав граждан являются у нас органы, которые носят наименование правоохранительных, в том числе, это и сотрудники органов внутренних дел. Причин этому много — здесь и некомпетентность, неверное трактование законов и конституционных норм, даже их незнание или же прямое нежелание с ними считаться. Отсюда следует очевидный вывод: бывший руководитель одного из таких силовых ведомств на посту защитника прав человека — это, как минимум, абсурд. Ясно же, что, будучи силовиком, он [Закомалдин] неизбежно оброс многочисленными связями в этой среде, усвоил своеобразные для этой категории людей представления о правах человека и практиковал их в своей деятельности. Соответственно, ожидать от него некоего перерождения, изменения его взглядов и привычек на противоположные не приходится. Так что, назначение бывшего генерала МВД на такой пост на самом деле выглядит как издевка над правами человека, — полагает политтехнолог Андрей Потылицын.

Нельзя рассчитывать, что вчерашние противники вдруг сразу же станут соратниками

— Не надо бояться того, что омбудсменом стал бывший силовик, — возражает председатель Совета по правам человека (СПЧ) при главе РБ Владимир Барабаш. — Отмечу, что в последнее время это стало трендом, в котором видна определенная государственная стратегия. Поясню: сейчас институты омбудсменов, советов по правам человека и др. пытаются усилить, потому что власть на федеральном уровне столкнулась с тем, что значительная часть людей испытывает недоверие к властным институтам. Тренд усиления роли правозащитников — это попытка наладить диалог с обществом, но, вместе с тем, власть хочет сохранить для себя "золотую акцию" в этой сфере. Ведь, по сути, между властью и значительной частью правозащитного сообщества была "холодная война", которая только-только сменилась таким вот "настороженным нейтралитетом". И нельзя рассчитывать, что вчерашние противники вдруг сразу же станут соратниками. Вряд ли тот, кто активно выступал против власти, пойдет теперь работать с ней — известно, что для многих активных правозащитников это просто "нерукопожатная история". Власть же, в свою очередь, также испытывает недоверие к той среде, откуда, по мнению общественности, должны рекрутироваться кандидатуры омбудсменов.

Барабаш добавил, что СПЧ "будет работать с тем, кого назначили [уполномоченным]". "Вдруг он [Закомалдин] проявит себя, раскроется именно как правозащитник. Если же нет — то, значит, в нем говорит не его прошлое, а его настоящее", — сказал общественник.

"ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА ПРЕВРАТИЛСЯ В ФИКЦИЮ"

Отметим, что с момента образования в 1996 году в Башкортостане института уполномоченного по правам человека пост омбудсмена неизменно занимали отставники из правоохранительных органов и силовых структур. Так, первым уполномоченным РБ по правам человека, назначенным в конце 1996 года, стал бывший первый заместитель прокурора республики Чингиз Газизов. После него в 2005 году республиканским омбудсменом стал бывший замминистра внутренних дел Башкортостана Фатхлислам Тукумбетов. В 2009 году Госсобрание назначило новым уполномоченным по правам человека еще бывшего высокопоставленного силовика — Рима Каюмова, ранее занимавшего должность начальнику управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РБ. Как указывали местные СМИ, оба бывших замминистра перед назначением омбудсменами попадали в определенную опалу в своем бывшем ведомстве, что дало лишний повод наблюдателям говорить о том, что должность уполномоченного РБ по правам человека является не более чем местом для почетной ссылки для бывших силовиков.

— У нас в республике уже четвертый отставной силовик занимает этот пост. Это очень симптоматично, да и традиционно для России в целом. А, тем более, для нашего и ряда других регионов, где правят жесткие авторитарные режимы, привыкшие опираться, прежде всего, на выходцев из силовых структур, — заметил политтехнолог Андрей Потылицын.

Правозащитники и независимые гражданские активисты Башкортостана регулярно критиковали деятельность республиканских омбудсменов за полное игнорирование ими проблем с соблюдением гражданских и политических прав в республике. Опрошенные эксперты отмечали, что взаимодействовать "гораздо успешнее получалось с реально работающими государственными надзорными структурами, нежели с мертворожденной квазиправозащитной институцией".

Так, в последнем докладе о соблюдении прав человека в республике в 2020 году , озвученном прежним уполномоченным Римом Каюмовым речь также шла лишь о социальных, жилищных и трудовых правах граждан; вместе с тем, уполномоченный не вмешивался в конфликтные ситуации в связи с невыплатами стимулирующих надбавок медикам, работающим с ковидными больными.

— В наши ситуации вмешивались и приходили на помощь лишь надзорные и судебные инстанции. От омбудсмена к нам не поступало никаких запросов, и я не слышал, чтобы он как-то помог какому-то врачебному коллективы добиться начисления законных стимулирующих выплат, — заявил региональный координатор независимого профсоюза работников здравоохранения "Действие" Антон Орлов.

Омбудсмен также не обратил никакого внимания на массовые нарушения прав граждан в сфере экологии, проведения публичных мероприятий, никак не отреагировал на массовые задержания и явно неправосудные наказания судами защитников шихана Куштау, задержания в связи с кармаскалинским инцидентом , преследования активистов башкирского национального движения и многое другое.

Также, несмотря на публикации в СМИ, соцсетях и экспертных сообществах фактов многочисленных нарушений элементарных правовых норм в ходе так называемого "Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ" летом 2020 года и в ходе выборов в местные Советы осенью того же года, уполномоченный в своем докладе лишь отметил, что к нему никаких "жалоб и сообщений о нарушениях не поступило", и заявил об "открытости и легитимности избирательных процессов в республике".

Председатель СПЧ при главе РБ Владимир Барабаш заявил, что у возглавляемого им совета "взаимодействия с республиканским омбудсменом пока не сложилось". "Мы нормально взаимодействовали с республиканскими уполномоченными по правам ребенка, по правам предпринимателей, а с главным государственным правозащитником пока такого не было", — сказал Барабаш, добавив, что возможно, этому помешали привходящие обстоятельства. "Мы [СПЧ] работаем менее двух лет, большая часть этого времени пришлось на пандемии, да и институт уполномоченного долгое время находился в подвешенном состоянии", — заметил общественник.

Руководитель республиканского отделения Комитета против пыток Евгений Литвинов также отметил, что пока не увидел сколько-нибудь значимой пользы от существования института республиканского омбудсмена.

— В 2017-2018 годах у нас не было особой необходимости во взаимодействии с аппаратом уполномоченного, поскольку мы активно работали со следственным комитетом, который прислушивался к нашим пожеланиям и аргументам при расследовании дел о пытках в полиции. Но в последние годы сложилась такая ситуация, что расследование некоторых дел о пытках следственным комитетом стало оставлять желать лучшего. Начали хуже возбуждаться новые дела, по уже возбужденным делам работа идет, что называется, "в стол". Появилась необходимость обратиться к омбудсмену, Риму Каюмову, чтобы он озвучил перед депутатами Госсобрания эту проблему. В этом году я обратился к нему, указав на очевидные процессуальные нарушения при расследовании дел о пытках жителей Стерлитамака Владислава Воробьева и Ивана Яковлева. В ответ я получил отписку, что мое обращение передано в тот же следственный комитет и в прокуратуру. Честно говоря, мы ожидали совсем другой реакции от омбудсмена, — рассказал Литвинов.

— Эффективность работы института республиканского уполномоченного по правам человека близка к нулю, а должность омбудсмена, как и многие другие созданные при власти квазиобщественные институты, превратилась в фикцию, —констатировал депутат Госсобрания Дмитрий Чувилин.

Отметим также, что еще в 2018 году группа российских правозащитников разработала план по "перезагрузке" института уполномоченных по правам человека в регионах. Правозащитники констатировали неэффективность и бездеятельность региональных уполномоченных по правам человека, которые в большинстве случаев являются выходцами из силового блока, "воспитанными в традициях тоталитарного режима и никогда не выступающими в защиту демократических ценностей и прав человека". Авторы реформы высказались за такую перестройку работы региональных омбудсменов, которая, в итоге, привела бы к тому, что на этих постах "остались бы только реальные правозащитники".


Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG