Ссылки для упрощенного доступа

Какова всё-таки позиция депутата Госдумы Михаила Матвеева по войне в Украине? Пытаемся разобраться


Михаил Матвеев
Михаил Матвеев

Всю последнюю неделю ключевая новость для всего мира — российское вторжение в Украину. Президент Татарстана и глава Башкортостана, а также еще несколько глав субъектов в Поволжье поддержали решение Владимира Путина. В Самаре в свою очередь активно обсуждают позицию депутата Госдумы от КПРФ Михаила Матвеева. В комментариях в соцсетях одни подписчики благодарят коммуниста за поддержку российской армии. Другие — обвиняют его в присоединении к "пятой колонне" из-за высказывания о желании закончить войну. Третьи — критикуют его за лицемерие и "переобувание". Немало избирателей Самарской области разочаровались в том, что отдали за Матвеева голос на выборах в прошлом году. "Idel.Реалии" побеседовали с ним попытались разобраться, какова всё-таки позиция депутата и как он её аргументирует.

15 февраля Госдума проголосовала за проект постановления о признании "ДНР" и "ЛНР". 351 депутат поддержал постановление, против выступили 16 человек, один воздержался.

А в ночь на 24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале "специальной военной операции" с целью "денацификации и демилитаризации" Украины. Роскомнадзор потребовал от СМИ публиковать о войне с Украиной только "данные из официальных российских источников" и пригрозил штрафами до 5 млн рублей и блокировкой.

"Цели путинской агрессии совершенно ясны — это стремление превратить Украину в нечто наподобие лукашенковской Беларуси, потом начать воссоздание чего-то наподобие Советского Союза", — сказал в эфире историк, заместитель председателя партии ПАРНАС Андрей Зубов.

Среди парламентариев, поддержавших признание "ДНР" и "ЛНР", был депутат от Самарской области, коммунист Михаил Матвеев. Уже после начала боевых действий на территории Украины депутата начали критиковать за поддержку решения Госдумы. Сначала Матвеев допускал провоенные высказывания в своих соцсетях, говорил в эфире "Эха Москвы в Самаре", что войну уже нельзя останавливать. А затем заявил, что "война должна быть немедленно прекращена", отметив, что голосовал "за мир, за то, чтобы Россия стала щитом, чтобы не бомбили Донбасс, а не за то, чтобы бомбили Киев". В то же время, он указал, что "не забудет убитых донецких детей".

Заявления Михаила Матвеева спровоцировали шквал ещё большей критики.

— Давайте окончательно расставим все точки над i. Почему вы голосовали за признание Россией суверенитета самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР"?

— Это моя последовательная позиция, занимаемая с 2014 года, которую я неоднократно публично озвучивал, будучи ещё депутатом Самарской губернской думы. И сам выступал с подобными инициативами. Я считаю, что если бы руководство России в 2014 году пошло на признание "ДНР" и "ЛНР", подобных последствий, которые есть сейчас, можно было бы избежать.

— Вы сказали в эфире "Эха Москвы в Самаре", что голосовали "не за войну, а за мир". Вы не понимали, какими могут быть последствия голосования?

— Я искренне рассчитывал, что эта мера послужит защите населения "ДНР" и "ЛНР" — и введение туда российских войск остудит украинские власти от нанесения ударов уже не по ополченцам, а по регулярным войскам России. Я затрудняюсь сказать, на каком этапе было принято решение о масштабной демилитаризации и денацификации всей страны, а не просто о защите "ДНР" и "ЛНР". Но я предполагаю, что это было связано с заявлением президента Владимира Зеленского о желании владеть ядерным оружием, и у России могло просто не остаться времени для того, чтобы предотвратить соответствующие работы, которые в этом направлении Украина, возможно, уже вела. Поэтому позиция, которая существует у меня и в значительной степени у Компартии, связана с реагированием на меняющуюся ситуацию. Понятно, что на момент голосования по признанию "ДНР" и "ЛНР" в Госдуме и Совфеде никто не обсуждал планы по захвату Киева, но после начала войны вариантов, кого поддерживать, уже не остаётся.

— А, по-вашему, Киев можно захватывать?

— Я не могу отвечать на этот вопрос, потому что знаю только одно: если военная операция, которая идёт на Украине, не достигнет цели, поставленной руководством России, все жертвы будут напрасны. И это практически не оставляет выбора России. В истории было достаточно эпизодов, когда политическое руководство давало команду "Вперёд!" армии, армия с большими потерями достигала определённых результатов, а потом получала команду "Стоп". Я знаю, что военные очень негативно оценивают такого рода, так скажем, политические игры. На мой взгляд, сейчас ответ на этот вопрос — стоит брать Киев или нет — зависит от готовности руководства Украины идти на переговоры.

— Вы писали в Твиттере, что "не забудете убитых донецких детей". Вот эта цитата — прямо по методичке, которую сейчас публикуют все сторонники войны. Вы вообще выясняли лично что-то про "убитых донецких детей"?

— Украинская авиация бомбила Донецк и Луганск. Просто бомбила. В результате чего гибли простые люди и в том числе дети. Эти кадры были доступны в России. В Донецке есть целый мемориал, посвящённый погибшим детям. Приезжайте да посмотрите на эти фотографии…

— А вы там были?

— Я говорю не только о донецких детях, но и о людях, которых сожгли в Одессе, безоружных, невинных людях — и украинские националисты, и российская либеральная общественность сомкнулись в едином насмешливом, циничном комментировании трагедии, что это "горела вата". Здесь не может быть двойных стандартов.

— Вы изучали версии произошедшего 2 мая 2014 года в Доме Профсоюзов в Одессе? Есть несколько позиций и целые расследования, которые показывают, что всё не сводится к простым категориям, что виноваты пророссийские и проукраинские активисты.

— Слушайте, что может быть неоднозначного? Людей сожгли, люди сгорели. Чуть ли не в прямом эфире было видно, как националисты заправляют бутылки и кидают. Война — неприятная вещь, я понимаю, что сейчас немало горя на Украине, но давайте быть объективными до конца. Убийства националистами людей на Украине — обычная практика. И политические убийства — такие, как убийство Олеси Бузины — и расправы над российскими активистами.

— Вы считаете, что в происходящем виноваты только украинские власти? Это не следствие аннексии Крыма, участия России в событиях на Донбассе 2014 года?

— Последовательность имеет значение. Глобально в произошедшем виноваты украинские, российские и белорусские элиты, которые решили провозгласить независимость государств в 1991 году вопреки решению всесоюзного референдума. Независимость Украины была провозглашена в нарушение действовавшего на тот момент союзного законодательства, которое подразумевало определенную процедуру отделения республики — в частности проведение референдума с подсчетом по областям. Украина проигнорировала мнение Крыма, который изначально заявлял о нежелании отделяться.

— То есть, по-вашему, украинская власть больше 30 лет нелегитимна?

— Да. С точки зрения меня как советского человека. Советский Союз развалили вопреки воле народа, выраженной на референдуме. И трое дядек, которые собрались в Беловежской пуще, подписали бумажки, распустили страну и заложили ящик Пандоры. Тогда Борис Ельцин и Леонид Кучма могли урегулировать возврат Крыма и Донбасса России — регионов, которые были российскими и попали под юрисдикцию Украинской ССР, так как ими было проще управлять из Киева, чем из Москвы.

— Вы обвиняете во всем Ельцина и Кучму?

— Да, они основные виновники произошедшего. А после — в 2014 году — был госпереворот на Украине, где был свергнут легитимный президент Янукович, избранный и признанный всем миром.

— То есть как — легитимный? Ведь вы сказали, что в Украине больше 30 лет была нелегитимная власть.

— Ну, давайте тогда возвращать всё взад, всё в Советский Союз.

— Многие комментаторы в ваших соцсетях обвиняют вас в лицемерии, также ваш Twitter-аккаунт был заблокирован в связи с агрессивными высказываниями. Критична ли блокировка и почему, на ваш взгляд, вас считают лицемерным в этой ситуации?

— Обвиняют меня в лицемерии те, кто, во-первых, не понимает, насколько сложна и драматична ситуация, в которой находятся Россия и Украина. И, во-вторых, — что она постоянно в развитии. Мои позиции о поддержке "ДНР" и "ЛНР" не менялись на протяжении многих лет. Достаточно взглянуть на мои высказывания в период украинского кризиса 2014 года, чтобы понять, что они почти не изменились. Рассуждения о лицемерии связаны не с изменением позиции, а с несовпадением её с позицией тех, кто это пишет.

"Если родственника призовут в армию РФ, это страшно..."
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:45 0:00

Плюс сейчас много ботов и специально обученных людей занимаются ведением информационной войны. С обеих сторон, но я считаю, что российская сторона в ней проигрывает, так как тактика на прямолинейную пропаганду в интернете не работает.

Что касается блокировки в Twitter (на момент публикации интервью аккаунт уже был разблокирован — "Idel.Реалии") — она в очередной раз доказывает необъективность западных соцсетей. Я был заблокирован за комментарий, в котором отвечал на угрозы личной расправы и пожелания всяческих кар России. Мой комментарий был отмечен как разжигающий ненависть по национальному, религиозному, этническому и прочим признакам, хотя я говорил, что не забуду убитых нацистами донецких детей. Получается, моё антифашистское высказывание против нацистской идеологии заблокировали, поскольку администрация соцсети защищает эту идеологию. Я удалил тот пост, под которым был комментарий, поскольку он был насыщен инструкциями по производству коктейля Молотова, всякими призывами к свержению власти, к расправе. Их Twitter не замечал… Думаю, доступ будет восстановлен, так как пост и, соответственно, комментарий мой под ним удалены.

— Вы поддерживаете замедление западных соцсетей?

— Считаю, что в условиях войны военная цензура необходима.

— Сейчас вы не жалеете, что несколько дней назад проголосовали за признание Россией самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР"?

— Здесь слова "жалею-не жалею" неуместны, я по-прежнему считаю, что это было необходимо. Я хочу, чтобы вы разделяли всё то, что при обсуждении этой темы смешано в кучу. Госдума голосовала именно за признание "ДНР" и "ЛНР", за ратификацию договоров между Россией и этими республиками, подразумевающие оказание взаимной военной помощи. Речь не шла о планах военной операции в границах всей Украины, введение войск — прерогатива Совета Федерации, а не Государственной думы. Страна и так могла бы начать военные действия. Если кто-то думает, что голосование депутатов могло бы повлиять, и кто-то, желавший реализовать военный сценарий, не нашёл бы причин — это глупо. Были поводы: обращения глав этих республик, результаты референдумов, что угодно.

— То есть Владимир Путин мог и так начать войну?

— Я считаю, что да. На мой взгляд, решение о начале столь масштабной военной операции было принято не в результате того, что Госдума обратилась о признании, а в результате информации, которая была у руководства России в отношении агрессивных планов Украины по обладанию ядерным оружием. Со мной никто не обсуждал все эти детали, я очень рассчитываю, что доказательства того, что Украина реально хотела обладать ядерным оружием и проводила соответствующие работы, или другая информация российских спецслужб, рано или поздно будет доступна и предъявлена. Я выступаю за мир, но не надо причислять меня к тем силам, которые выступают сейчас с псевдопацифистской позиции с криками "Слава Украине" и "Позор российской армии-агрессору". Все намного сложнее. Я считаю, что рано или поздно мир будет достигнут. И я бы не хотел, чтобы эскалация конфликта нарастала. Сейчас мы находимся в самой острой фазе со времён Карибского кризиса. При всей любви украинцев и русских к своим родинам нужно стараться, чтобы кризис не перешёл в глобальный.

— Давайте резюмируем: вы против войны?

— Она всё равно будет завершена. Я бы хотел, чтобы она была завершена на условиях, которые устроят Россию, чтобы жертвы со всех сторон были не напрасными — это живые люди. Очень трудно завершить войну на условиях, которые приемлемы для обеих сторон, ситуация с гуманитарной точки зрения становится все хуже и хуже из-за того, что украинская власть не желает идти на переговоры, рассчитывая на поддержку армии.

— По-вашему, Украина должна сдаться?

— Те события, которые сейчас преподносятся как проявление героизма украинского народа, а именно — раздача оружия без всякого учета, тысячи автоматов всем подряд, включая криминальные элементы, заправка коктейлей Молотова, установка всяких боевых точек в жилых кварталах — только увеличивают жертвы. Сейчас уже появилось множество кадров, которые показывают, что "силы гражданской обороны" просто расстреливают людей и мародёрствуют. Я думаю, что на Украине может наступить хаос, если дальнейшая милитаризация страны будет проходить с вовлечением в неё гражданских лиц.

— Повторю вопрос: Украина должна сдаться?

— Да, я считаю… ну, не в таких терминах. Должна принять условия… Украинская власть должна понять причины, по которым Россия проводит войсковую операцию. Это государственная антироссийская идеология нацистского свойства, которая сложилась на Украине. Я не берусь говорить за военных, но, на мой взгляд, этот момент осознания возможности переговоров наступит в ближайшее время.

— Правильно ли я понимаю, что вы за то, чтобы война закончилась?

— Да. Я за то, чтобы война как можно скорее закончилась. Я против того, чтобы это все затягивалось и приводило все к новым и новым жертвам. На мой взгляд, любой разумный человек за то, чтобы война, или войсковая операция, как можно скорее закончилась.

  • Ранним утром 24 февраля российская армия атаковала Украину.
  • Президент Татарстана и глава Башкортостана, а также еще несколько глав субъектов в Поволжье поддержали решение президента России о вторжении в Украину.
  • До этого Владимир Путин объявил, что принял решение о начале спецоперации в Донбассе после просьбы "ДНР" и "ЛНР". Президент призвал украинских военнослужащих сложить оружие и "идти домой".
  • Президент Украины Владимир Зеленский объявил о прекращении дипломатических отношений с Россией.
  • Открытые письма с призывами остановить войну ранее написали журналисты, врачи и деятели культуры. Петицию, написанную правозащитником Львом Пономаревым (признан СМИ-"иноагентом"), подписали более 1 миллиона человек.
  • Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о решении ЕС закрыть воздушное пространство стран-членов блока для всех российских самолётов, включая частные.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG