Ссылки для упрощенного доступа

"В России сейчас происходят такие вещи, что не позволяют тебе делать ничего. Ну, или сидеть в тюрьме"


Вадим Кремнев
Вадим Кремнев

В конце апреля экс-координатор штаба Алексея Навального в Йошкар-Оле ("Штабы Навального" признаны "экстремистскими организациями", их деятельность запрещена) Вадим Кремнев уехал из России. Сначала у него провели обыск по делу "о заведомо ложном сообщении об акте терроризма" и допросили в качестве свидетеля. Вскоре после этого Следственный комитет возбудил против Кремнева уголовное дело о "неисполнении обязанности по подаче уведомления о наличии вида на жительство в иностранном государстве" — грин-карты. Активист предполагает, что его преследование было политически мотивированным. В интервью "Idel.Реалии" Кремнев поделился подробностями своего отъезда.

Вадим Кремнев

Вадиму Кремневу 46 лет. Закончил йошкар-олинский Волгатех, работал в строительной фирме в Ханты-Мансийском автономном округе, позднее — в управляющей компании, строившей морской торговый порт в Усть-Луге (Ленинградская область), а также в дирекции по развитию группы ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Кремнев возглавил штаб Алексея Навального в Йошкар-Оле в мае 2017 года. После завершения президентской избирательной кампании йошкар-олинский штаб завершил свою работу.

Активист остался в Йошкар-Оле, где занимался бизнесом. Он продолжал участвовать в различных протестных акциях. В 2018 году — уже после закрытия штаба в Йошкар-Оле — Кремнев провел несколько одиночных пикетов: против третьего срока Владимира Путина и повышения пенсионного возраста. В январе 2021 года — перед акцией в поддержку Навального — его задержали сотрудники полиции. На второй акции сторонников оппозиционера Кремнев был задержан — как только появился на Центральной площади. В середине марта 2022 года активист выступал против российского вторжения в Украину — вместе с несколькими другими участниками акции его задержала полиция.

— Некоторое время назад местные Telegram-каналы сообщили, что вы уехали из России. Это так?

Присутствовать мне в России просто опасно

— Сейчас я нахожусь в Израиле. Все эти суды, которые происходят, они происходят без меня. Все эти дела, которые ведутся, они ведутся без меня. Адвокаты говорят, что без моего присутствия защищать меня бессмысленно. А присутствовать мне в России просто опасно. Потому что власти, пользуясь тем, что я нахожусь в стране, могут открывать новые дела, обвинять меня в очередных каких-то… во всем, в чем захотят. И поэтому я понял, что пока мне в России не пожить.

— В начале апреля стало известно об обыске у вас в рамках уголовного дела о "заведомо ложном сообщении об акте терроризма", вас допросили в качестве свидетеля, изъяли компьютеры, телефоны. Что произошло после этого?

— Многое. Когда они изымали у меня технику, пообещали побыстрее разобраться — "может быть, отдадим на этой же неделе или на следующей". Не отдали ни через неделю, ни через две, ни через месяц. На следующий день ко мне пришел сотрудник ФСБ. Он взял объяснение, как у меня появилась грин-карта. На основании этого они завели дело по статье 330.2 УК РФ ("Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве").

Изначально у меня не было никакой цели никуда уезжать

Это тоже уголовная статья, она предполагает преследование, если ты не уведомил миграционную службу о том, что у тебя есть документ, позволяющий постоянно проживать на территории другой страны. Наказание может состоять в штрафе до 200 тысяч рублей или 400 часов общественных работ. Под это они мне выдали подписку о невыезде. Изначально у меня не было никакой цели никуда уезжать. После этого меня вызвали в Следственный комитет. Сотрудник вылавливал меня — у меня же телефоны изъяли, искал у мамы, которая живет совершенно в другом районе города, в итоге — пришел к моей квартире.

— То есть первое уголовное дело ведет полиция, а второе — Следственный комитет?

— Судя по тому, что сразу после обыска МВД у меня появился сотрудник по поводу грин-карты, а потом подключился Следственный комитет, очевидно — все режиссируется из ФСБ.

— Вы еще четыре года назад рассказали о грин-карте США для продолжения профессионального обучения, однако и после закрытия в Йошкар-Оле штаба Навального (Вадим Кремнев был его координатором, он планировал уехать в США в 2018 году) не воспользовались этой возможностью. Периодически вы участвовали в пикетах, протестных акциях в Йошкар-Оле. Почему не уехали тогда?

Для меня очевидно, что оба дела против меня связаны с моей общественной, политической позицией

— Мне кажется, цель у силовых органов, российской власти в целом — показать, что вот чуть что происходит — они, оппозиционеры, сразу сбегают куда-нибудь подальше. У меня такой цели — уехать — не было. И не было, в принципе, такого желания — жить вне России. Другой вопрос, что они вынуждают это делать. Ну, то есть у меня в России есть друзья, дела, обязательства. Вся моя жизнь связана с Россией. Я не собирался уезжать. Для меня очевидно, что оба дела против меня связаны с моей общественной, политической позицией.

В России сейчас происходят такие вещи, что не позволяют тебе делать ничего. Ну, или сидеть в тюрьме. Если вы не хотите, чтобы я для страны что-то делал, если вас не устраивают мои знания, компетенция — это уже не только политическая деятельность, а тот опыт, который я получил, работая над созданием порта в Усть-Луге, "Газели", которые ездят по дорогам…

Ну, вот, когда выдавливали, говорили "Валите отсюда" — я даже в таких условиях не уезжал. Я сейчас нахожусь в Израиле, но мог бы точно так же находиться в США, Канаде. Как специалист я уже не мог найти работу в крупных компаниях в России, поскольку службы безопасности сразу обращают внимание на такой пункт, как участие в политических акциях. Но моих знаний мне хватает и для того, чтобы работать в небольших компаниях, приносить пользу, зарабатывать себе на жизнь.

После того, как и второе решение суда было не в мою пользу, я принял решение — надо уезжать

— Как вы приняли решение о том, что нужно все же уезжать из России?

— После заседания судов 15 апреля. Первое заседание было по жалобе, которую мой адвокат по назначению подал — мы пытались оспорить подписку о невыезде. Есть ведь причины, по которым назначают такое ограничение: например, я могу повлиять на свидетелей, скрыть улики… Оспорить не удалось. На втором заседании рассматривалась законность проведенного у меня обыска. После того, как и второе решение суда было не в мою пользу, я принял решение — надо уезжать.

— Насколько беспроблемным был выезд?

— Возможно, мой рассказ поможет другим людям уехать, но это поможет и госорганам перекрыть эту лазейку. Поэтому… Я могу сказать, что да — я выехал из России легально. Подготовка была серьезная. Чтобы не навредить людям, которые могут пытаться выехать сейчас таким же путем, мне, наверное, придется этим и ограничиться в ответе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

еще интересное о марий эл

XS
SM
MD
LG